Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деализм —ократат ѕлатона




—ократ (469-399 до н. э.) - древ-негреч. философ, учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. ∆ил и учил в јфинах, где его слушали многочисленные ученики: ѕлатон, јнтисфен, јристипп, ≈вклид из ћегары. ќб учении —., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств ѕлатона и јристотел€. —троение мира, физическа€ природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себ€ самих. Ёто понимание предмета познани€ —. выразил формулой: Ђѕознай самого себ€ї. ¬ысша€ задача знани€ не теоретическа€, а практическа€-искусство жить. «нание, по —., есть мысль, пон€тие об общем. –аскрываютс€ пон€ти€ че-. рез определени€, а обобщаютс€ через индукцию. —ам —. дал образцы определени€ и обобщени€ этических пон€тий (напр., доблести, справедливости).' ќпределению пон€ти€ предшествует беседа, в ходе к-рой собеседник р€дом последовательных вопросов изобличаетс€ в противоречи€х. –аскрытием противоречий устран€етс€ мнимое знание, а беспокойство, в к-рое при этом ввергаетс€ ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. —вои приемы исследовани€ —. сравнивал о Ђискусством повивальной бабкиї; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждени€м, получил название сократовской Ђиронииї. Ётика —. рационалистична: по —., дурные поступки порождаютс€ только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

ѕлатон (426/427-348/347 до н.э. древнегреч. философ-идеалист, ученик —ократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (Ђ—офистї, Ђѕарменидї, Ђ“еэтетї, Ђ√осударствої и др.). ќтстаива€ идеалистический взгл€д на мир, ѕ. активно боролс€ против материалистических учений того времени. Ўироко использовал учени€ —ократа, пифагорейцев, ѕарменида и √ераклита. ƒл€ объ€снени€ быти€ развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, к-рые называл Ђвидамиї или Ђиде€миї и к-рые отождествил о бытием. Ђ»де€мї ѕ. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. „увственный мир, по ѕ., порождение Ђидейї и Ђматерииї, занимает срединное положение между ними. Ђ»деиї вечны, Ђзанебесныї, не возникают, не погибают, безотносительны, не завис€т от пространства и времени. „увственные вещи преход€щи, относительны, завис€т от пространства и времени. ¬ центре космологии ѕ. учение о Ђмировой душеї, психологии - учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, и о перевоплощении. ѕ. различал виды познани€ в зависимости от различий познаваемых предметов. ƒостоверное познание возможно только об истинно сущих Ђвидахї. »сточником такого познани€ служат воспоминани€ бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселени€ в смертное тело. ќ чувственных вещах и €влени€х возможно не знание, но только веро€тное Ђмнениеї. ћежду Ђиде€миї и чувственными вещами ѕ. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. ћетод познани€ - Ђдиалектикаї, под к-рой ѕ. понимал двойной путь: восхождение по ступен€м обобщени€ пон€тий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих пон€тий к пон€ти€м все меньшей общности. ѕри этом процесс нисхождени€ касаетс€ только Ђвидовї (Ђидейї), но не чувственных единичных вещей. ѕо своим политическим взгл€дам ѕ. был представителем афинской аристократии. ¬ учении об об-ве изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой к-рого €вл€етс€ рабский труд (Ђ«аконыї): государством прав€т Ђфилософыї; его охран€ют Ђстражиї, или Ђвоиныї; ниже этих обоих разр€дов свободных граждан - Ђремесленникиї. ѕо словам ћаркса, утопи€ ѕ. была афинской идеализацией кастового стро€ ≈гипта. ћарко также отметил, что ѕ. гениально пон€л роль разделени€ труда в образовании греч. Ђполисаї (Ђгорода-государстваї). ”чение ѕ. играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии, оно и в насто€щее врем€ используетс€ противниками материалистического мировоззрени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1681 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

499 - | 444 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.