Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–ациональное познание и его формы . ≈динство чувственного и рационального в познании




–ациональное познание в основном сводитс€ к пон€тийному абстрактному мышлению (хот€ есть и мышление не пон€тийное). јбстрактное мышление представл€ет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, св€зей и отношений вещей. ќсновные формы рационального познани€: пон€ти€, суждени€, умозаключени€, гипотезы, теории.___ѕон€тие Ч это мысленное образование, в котором обобщаютс€ предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. ќбобщение осуществл€етс€ за счет абстрагировани€, т. е. отвлечени€ от несущественных, специфических особенностей предметов. ѕри этом пон€ти€ не только обобщают вещи, но и расчлен€ют их, группируют в некоторые классы, тем самым отлича€ их друг от друга. ¬ отличие от ощущений и воспри€тий пон€ти€ лишены чувственного, нагл€дного своеобрази€.___—уждение Ч форма мысли, в которой посредством св€зи пон€тий что-либо утверждаетс€ или отрицаетс€.___”мозаключение Ч рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводитс€ новое суждение, логически следующее из первых._√ипотеза Ч выраженное в пон€ти€х предположение, имеющее целью дать предварительное объ€снение какому-либо факту или группе фактов. ѕодтвержденна€ опытом гипотеза трансформируетс€ в теорию.___“еори€ Ч высша€ форма организации научного знани€, дающа€ целостное представление о закономерност€х и существенных св€з€х определенной области действительности.___“аким образом, в процессе познани€ аналитически достаточно четко выдел€ютс€ две человеческие познавательные способности: сенситивна€ (чувственна€) и рациональна€ (мыслительна€). ясно, что конечный результат (истина) достижим только Ђсовместными усили€миї этих двух составл€ющих нашего познани€. ≈динство чувственного и рационального познани€ ѕознание, начина€сь с ощущений, воспри€тий, продолжа€сь в виде представлений, и поднима€сь на высшие этажи теоретического мышлени€, представл€ет собой единый процесс, тесно св€занный с волей и чувствами. ƒиалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познани€ с одной стороны, и рационализма, умал€ющего роль ощущений и воспри€тий. –ационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированни€ заключает в себе его компоненты в виде нагл€дных схем, сим-волов, моделей. ¬месте с тем чувственна€ форма познани€ вбирает в себ€ опыт мыслительной де€тельности. ≈динство чувственного и рационального предстает в процессе познани€ в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. — каждым пон€тием если не актуально то потенциально св€занны нагл€дные представлени€, которые выступают не только началь-ным, но и конечным пунктом абстрактного мышлени€, когда оно воплощаетс€ в конкретное дело. ѕодчеркива€ единство чувственной и рациональной ступени познани€, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самосто€тельностью: мышление есть качественно самосто-€тельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познани€. „увственное и рациональное взаимосв€заны друг с другом, с этим согласны многие философы. Ѕез рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. –ациональное без чувственного становитс€ чем-то блеклым, лишенным жизни. ѕознание имеет чувственно-рациональный характер. ƒопустим, нас интересует психический образ Ђэтого €блокаї, желтого, круглого, сладкого. Ќалицо три пон€ти€: пон€тие цвета, пон€тие геометрии-ческой формы и пон€тие вкуса. ѕон€тие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеетс€ лишь желтый. —оответственно пон€тие вкуса представлено в данном случае чувством Ђсладкийї. ѕсихический образ €блока выступает как пересечение многочисленных пон€тий и их чувственных показателей. ≈сли пон€ти€ изобразить лини€ми, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечени€

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1996 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2016 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.