Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оплощение образа и характерность п€тый способ репетировани€




≈динственные честные ипокриты Ч актеры.
’азлит

¬оплощение образа

¬ то врем€ как вы, дела€ упражнени€, сосредоточенно следите в вашей фантазии за жизнью создаваемого вами образа, вы замечаете, что тело ваше непроизвольно и еле заметно начинает двигатьс€, как бы принима€ участие в процессе воображени€. “акое же легкое движение вы ощущаете и в голосовых св€зках, когда вслушиваетесь в слова, произносимые вашим образом. „ем €рче видите и слышите вы его в вашей фантазии, тем сильнее реагирует ваше тело и голосовые св€зки. Ёто свидетельствует о вашем желании воплотить создание вашей творческой фантазии и указывает вам путь к простой, соответствующей актерской природе технике такого воплощени€.
ѕредположим, работа€ над образом роли, вы достигли того, что €сно видите и слышите его в вашем воображении. ¬нешний и внутренний облик вашего геро€ стоит перед вами во всех детал€х.  ак следует вам приступить к его воплощению?
Ѕыло бы ошибкой, если бы вы захотели воплотить (сыграть) ваш образ сразу.  ак бы тонко ни были развиты ваши чувства, тело и голос, они все же могут получить шок от слишком больших требований, внезапно предъ€вленных к ним. ќни не будут в состо€нии верно передать характер, созданный вашим воображением. јктеры слишком хорошо знакомы с такого рода шоком и часто ищут спасени€ от него в старых, избитых сценических привычках.
≈сли вы хотите идти верным и более легким путем Ч приступайте к воплощению вашего образа по част€м. ¬ы видите его движени€, слышите его речь, проникаете в его душевную жизнь. »з всего, что стоит перед вашим внутренним взором, вы выбираете одну черту: движение рук, походку, наклон головы, слово, фразу, взгл€д, характерный жест, душевное состо€ние и т.п. и со вниманием изучаете эту черту в воображении. «атем вы воплощаете только ее одну, как бы имитиру€ созданное и проработанное вами в вашей фантазии. “еперь ваше тело, голос, чувства без излишнего напр€жени€ или привычного клише (штампа) легко выполн€ют эту посильную дл€ них задачу. ѕосле одной или нескольких попыток воплощени€ вы снова вгл€дываетесь в ваш образ, снова имитируете его и т.д. ¬ы повтор€ете этот процесс до тех пор, пока выбранна€ вами дл€ воплощени€ деталь не станет близкой вам, пока вы не достигнете легкости в ее исполнении.
ѕереход€ таким образом от одной черты к другой, прорабатыва€ и воплоща€ шаг за шагом вашу роль, вы приходите, наконец, к моменту, когда чувствуете, что весь образ живет в вас и вам уже нет больше надобности воплощать его по част€м. ѕозднее вы всегда можете вернутьс€ к описанному приему, если почувствуете, что в силу тех или иных причин отклонились от правильного пути.
ѕри работе над воплощением роли вы можете поль≠зоватьс€ техникой вопросов и ответов, о которой € говорил выше. ¬место догадок или рассуждений о том, что следует сделать в данный момент изображаемому вами на сцене лицу, вы, задав ему вопрос, заставл€ете его тем самым сыграть перед вами сцену во многих вариаци€х и, сделав свой выбор, приступите к воплощению увиденного.

’арактерность

Ќет нехарактерных ролей, как нет двух внешне и внутренне одинаковых людей. “о, что различает их друг от друга, есть, говор€ актерским €зыком, их характерность, как бы слабо ни была она выражена. “от, кто неизменно изображает на сцене только самого себ€, едва ли знает, какую творческую радость дает актеру перевоплощение, то есть прин€тие на себ€ характерных особенностей другого лица. –адость эта будет дл€ вас тем больше и совершеннее, чем €снее и проще средства, при помощи которых вы усваиваете себе характерные особенности вашей роли.
–абота€ над ролью, вы совершаете два процесса: с одной стороны, вы приспосабливаете образ роли к себе, с другой Ч себ€ к образу роли. “ак вы сближаетесь с ним. » хот€ есть предел, за который вы не можете перейти (ваши внутренние и внешние актерские данные определ€ют этот предел), вы все же можете достичь многого, если будете примен€ть правильные средства.
ќбычное разделение характерности на внутреннюю и внешнюю справедливо только отчасти. ¬ы не можете усвоить манеры внешнего поведени€ другого лица, не проникнув в его психологию, как не можете не выразить внешне его внутренних особенностей. ¬с€ка€ характерность есть всегда внешн€€ и внутренн€€ одновременно, лишь с большим уклоном в ту или другую сторону.

¬оображаемое тело

–абота€ над усвоением характерных черт роли, вы снова должны обратитьс€ к силе своего воображени€, дл€ того чтобы быть в состо€нии правдиво и в кратчайший срок вызвать необходимые превращени€ в самом себе. ѕредставьте себе, что вам нужно изобразить на сцене человека, характерные черты которого вы определ€ете как лень, неповоротливость (душевную и телесную), медлительность и т.п. “ело его вы видите полным и неуклюжим, рост Ч низким, плечи и руки Ч опущенными и т.п. ¬ы создали этого человека в своей фантазии. „то делаете вы дл€ того, чтобы воплотить его со всеми его душевными и телесными особенност€ми? ¬ы воображаете на месте вашего тела другое тело, то, которое вы создали дл€ вашей роли. ќно не совпадает с вашим; оно ниже, полнее вашего, руки его, может быть, длиннее ваших, оно неспособно двигатьс€ с такой быстротой и ловкостью, как ваше, и т.д. ¬ этом Уновом телеФ вы начинаете чувствовать себ€ другим человеком. ќно постепенно становитс€ привычным и знакомым дл€ вас, как ваше собственное. ¬ы учитесь ходить, говорить в соответствии с его формами. Ёта увлекательна€ и легка€ работа шаг за шагом приводит вас к тому, что вы свободно и правдиво начинаете действовать и говорить уже не как вы, но как изображаемое вами лицо. ѕричем воображаемое тело Ч это как продукт вашей творческой фантазии есть одновременно и душа и тело человека, которого вы готовитесь изобразить на сцене. ¬ нем объедин€етс€ дл€ вас и внутреннее начало и внешнее. —коро вы по-новому переживете и ваше собственное, пронизанное новой психологией тело, и уже больше не будете нуждатьс€ в воображаемом теле. Ќикогда рассудочный анализ не раскроет перед вами психологии роли с такой правдивостью, глубиной или юмором, как созданное вами воображаемое тело. ћалейшее изменение, которое вы пожелаете сделать в нем, совершенству€ его, будет раскрывать перед вами новые душевные нюансы роли.

¬оображаемый центр

≈ще глубже и тоньше овладеете вы характерностью роли, если к созданному вами телу присоедините и воображаемый центр. я сказал выше, что центр этот, помещенный в груди, делает ваше тело гармоничным, приближа€ его к идеальному типу. Ќо как только вы хот€ бы несколько переместите его из середины груди и прислушаетесь к новому ощущению, вы тотчас же заметите, что вместо идеального тела вы обладаете телом характерным. —оответственно изменитс€ и ваша психологи€. ≈сли вы, например, перенесете центр из груди в голову Ч мысль начнет играть характерную роль в вашем исполнении на сцене. ќднако вы различным образом ощутите характерное участие мысли в вашей игре в зависимости от того, какую роль вы играете. ƒл€ ‘ауста, например, центр, помещенный в голове, придаст вашей игре характер мудрости, в роли же ¬агнера, наоборот, он поможет вам изобразить фанатизм и узость мысли. ¬ зависимости от особенностей роли будет мен€тьс€ и ваше представление о центре, если вы дадите волю вашей творческой фантазии. ÷ентр в голове ‘ауста вы можете, например, вообразить большим, си€ющим и излучающим, в то врем€ как центр в голове ¬агнера Ч небольшим, напр€женным и даже жестким. ¬ы можете поместить небольшой, похожий на кристалл центр в плечо или глаз дл€ таких характеров, как  вазимодо или “артюф. ћ€гкий, теплый, не слишком маленький, в области живота Ч дл€ ‘альстафа или сэра “оби Ѕэлча. ’рупкий и прозрачный центр в колен€х Ч дл€ сэра Ёндрю Ёгьючика. ƒаже вне пределов тела можете вы вообразить центр. ƒл€ √амлета, ѕросперо или ќтелло, например, вы можете поместить его перед телом. ƒл€ —анчо ѕансы Ч сзади, пониже спины, и т.п.
Ќайд€ воображаемые тело и центр и вжившись в них, вы заметите, что они станов€тс€ подвижными и способными мен€тьс€ в зависимости от сценического положени€. ¬ы заметите, что не только вы играете созданными вами телом и центром, но и они играют вами, вызыва€ новые душевные и телесные нюансы в вашем исполнении.
¬озьмите пример. ¬ы готовите роль ƒон  ихота. ¬аше воображение давно уже нарисовало вам его внешний и внутренний облик. “еперь вы ищете дл€ него тело и центр. ¬идите ли вы его влюбленным и тихим, или он €вл€етс€ вам строгим, закованным в латы, верхом на тощем коне, в душной пустыне, или в бою, или за книгами в минуты страстных мечтаний о шлеме ћамбрена Ч вы знаете: тело его Ч пр€мое, худое, тонкое, нежное. ÷ентр Ч си€ющий, маленький, беспокойный, гор€чий Ч вращаетс€ высоко-высоко над его головой. ¬ы вошли в это тело и поместили центр над своей головой. У“ы стоишь на страже оружи€Ф,Ч говорите вы –ыцарю ѕечального образа (то есть себе самому). УЎорох... враг приближаетс€!..Ф ѕослушный вашему приказу, рыцарь в шлеме и в латах (вы сами) приходит в движение: его плечи упали, длинные руки повисли и пальцы по-детски раскрылись. Ўе€, худа€ и длинна€, как у испуганной птицы, хочет подн€ть беспокойную голову к центру, но центр уходит все выше, враща€сь и искр€сь. „ем упорнее т€нетс€ вверх худа€ фигура, тем больше гнутс€ в колен€х старые слабые ноги. —битые в сторону латы носков на веревках зв€кают тихо... рыцарь крадетс€. У“еперь Ч нападай!Ф ¬се изменилось! ¬ мгновение ока центр падает вниз и застывает в верхней части груди, спира€ дыхание! ѕлечи взлетают, рыцарь сутулитс€, ноги станов€тс€ длинными, тонкими. ѕика направлена в тьму, в пустоту... ѕрыжок на врага, и центр, теперь маленький, темный, как м€ч на резинке, летает вправо и влево, вперед и назад. ¬след за ним мечетс€ рыцарь, то пригиба€сь всем телом к земле, шир€сь в плечах, то на мгновение худе€ и устремл€€сь вверх на цыпочках...
“ак, забавл€€сь, вы незаметно вживаетесь в роль, в ее характерные особенности, все врем€ остава€сь в сфере творческой фантазии. ¬аша работа легка и артистична. ¬ы все больше и больше отходите от грубости и т€жести плоского натурализма с его требовани€ми Уточности, как в жизниФ.
”пражнение 21.
ѕредставьте себе какое-нибудь воображаемое тело с центром в том же пространстве, где находитс€ ваше собственное тело. Ќачните двигатьс€, говорить и выполн€ть простые действи€, стара€сь вжитьс€ в характер, возникший от случайно вз€тых вами тела и центра. ѕроработайте этот характер так, как будто бы вы готовили роль. ¬озвращайтесь к нему в течение нескольких дней, совершенству€ и детализиру€ его.
—оздайте другой такой же случайный характер. Ќачните вносить легкие изменени€ в воображаемое тело.
ћен€йте характер центра, представл€€ его себе, например, большим, маленьким, сжимающимс€, расшир€ющимс€, удал€ющимс€, приближающимс€, излучающим, светлым, темным, т€желым, легким, жестким, м€гким, теплым, холодным и т.п. —ледите, какие изменени€ возникают в характере от перемен, производимых вами в теле и центре.
¬ыберите характер из пьесы или литературы и найдите дл€ него воображаемые тело и центр. ”пражн€йтесь в разработке и усвоении их.
 огда вы почувствуете некоторую уверенность и легкость при выполнении предыдущих упражнений Ч поставьте себе задачу: в кратчайший срок (в несколько минут) создать и разработать в детал€х характер, исход€ из случайно вз€тых вами тела и центра. ѕостарайтесь в этот же короткий промежуток времени выработать также и манеру речи созданного вами лица. «атем, после упражнений, попробуйте представить себе его биографию и образ жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2036 - | 1798 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.