Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ело актера




“ело актера может быть или его лучшим другом, или злейшим врагом.

Ќе должно быть чисто физических упражнений.
≈сть тип актеров, глубоко чувствующих свои роли, но не могущих выразить и передать зрителю со сцены своих переживаний во всей их полноте. »х внутренн€€ жизнь скована непроработанным, негибким телом. ѕроцесс репетировани€ и игры на сцене дл€ таких актеров часто €вл€етс€ мучительной борьбой с их же собственным телом. ¬с€кий актер в большей или меньшей степени страдает от сопротивлени€, которое оказывает ему тело. “елесные упражнени€ нужны, но они должны быть построены на ином принципе, чем те, которые обычно примен€ютс€ в театральных школах. √имнастика, пластика, фехтование, танцы, акробатика и т.п. мало способствуют развитию тела как инструмента дл€ вы€влени€ душевных переживаний на сцене. „резмерное злоупотребление ими вредит телу, дела€ его грубым и невосприимчивым к тонкост€м внутренних переживаний. “ело актера должно развиватьс€ под вли€нием душевных импульсов. ¬ибрации мысли (воображени€), чувства и воли, пронизыва€ тело актера, делают его подвижным, чутким и гибким. ѕоэтому в предлагаемом методе вы не найдете чисто физических упражнений.

¬оображаемый центр в груди

”пражнение 11.

ѕредставьте себе центр в вашей груди. »з него излучаютс€ жизненные потоки. ќни устремл€ютс€ в голову, руки и ноги. ќщущени€ крепости, гармонии, здоровь€ и тепла пронизывают ваше тело.
Ќачните двигатьс€. »мпульс к движению исходит из центра в груди. —ледите, чтобы плечи, локти, бедра и колени не задерживали излучени€ из центра, но свободно пропускали их через себ€. ќсознайте эстетическое удовлетворение, которое получает ваше тело от такого рода движений.
ƒелайте простые жесты: поднимайте и опускайте руки, выт€гивайте их в различных направлени€х, ходите вперед, вправо, влево, назад, садитесь, вставайте, ложитесь и т.п., представл€€ себе, что ваши руки и ноги начинаютс€ не от плеч и бедер, но из середины груди, от воображаемого центра. ƒвига€сь в пространстве, представл€йте себе, что центр в груди ведет и направл€ет вас.
ѕерейдите к более сложным движени€м и простым импровизаци€м, сосредоточив внимание на центре в груди, импульсирующем ваши действи€. ѕродолжайте упражнени€, пока ощущение центра не станет дл€ вас привычным и не будет требовать особого внимани€.
¬оображаемый центр в груди должен постепенно вызвать в вас ощущение, что ваше тело становитс€ гармоничным, приближаетс€ к идеальному типу.

‘ормирующие движени€

”пражнение 12.

ƒелайте широкие, сильные движени€ телом (можете пользоватьс€ ѕ∆). —кажите себе: €, как скульптор, ва€ю в окружающем мен€ пространстве. ¬ воздухе остаютс€ живые формы от движений моего тела. јкцентируйте начало и конец каждого движени€. ѕредставл€йте себе воздух как среду, оказывающую вам легкое сопротивление. ѕроизводите движени€ в различных темпах, с различной остротой или плавностью.
ѕри вс€кого рода движени€х сохран€йте прежнюю внутреннюю силу. —ила не должна переходить в мускульное напр€жение. ƒелайте простые импровизации.

ѕлавные движени€

”пражнение 13.

ѕроделайте те же движени€, что и в предыдущем упражнении, вызвав в себе ощущение: мои движени€ текут в пространстве, переход€ одно в другое без остановок, м€гко и плавно. Ќе акцентируйте их начала и концы, но остерегайтесь и бесформенной расплывчатости, так же как и красивости так называемых пластических движений.  ак и в предыдущем упражнении, они должны быть строги, €сны и просты. ѕусть они приливают и отливают, как большие волны. —ледите, чтобы внутренн€€ сила при этом, с одной стороны, не переходила в мускульное напр€жение, с другой Ч не становилась чрезмерно слабой. ќкружающий вас воздух при этом упражнении представл€йте себе как водную поверхность, по которой легко скольз€т ваши движени€. ћен€йте темпы. ѕерейдите к импровизаци€м.

–еющие движени€

”пражнение 14.

ƒвижени€м этого рода вы легче всего можете научитьс€, наблюда€ полет птиц. ¬аши руки, ноги, как и все тело, вы представл€ете себе во врем€ движени€ реющими в пространстве. Ќепрерывно слива€сь одно с другим, вылива€сь одно из другого, движени€ ваши все же не должны становитьс€ бесформенными. ¬нутренн€€ сила при этом упражнении может возрастать и убывать, но исчезать совсем она не должна. ¬ы можете внешне задерживать ваши движени€, внутренне продолжа€ УполетФ. ¬оздух вы переживаете как среду, побуждающую вас к движению (полету). ћен€йте темпы. ƒелайте простые импровизации.

»злучающие движени€

”пражнение 15.

“е же движени€ сопровождайте представлением об излучении. ¬аши руки, грудь и все тело высылают излучени€ в различных направлени€х по вашему желанию. ћен€йте характер движений и излучений: стаккато, легато, медленно, быстро; высылайте излучени€ на далекое или близкое рассто€ние непрерывно, с паузами и т.п. ¬оображайте воздух вокруг вас исполненным света. ƒелайте импровизации.
”своив предыдущие упражнени€, начните снова делать их, на этот раз име€ в виду воображаемый центр в груди. ƒелайте простые импровизации, примен€€ все четыре рода движений. Ќе предрешайте заранее, когда и какой род движени€ вы используете. ’арактер вашего действи€ во врем€ импровизации подскажет вам, какое движение вам следует применить [* “от, кто знаком с эвритмией –удольфа Ўтайнера, узнает в описанных выше движени€х четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь, имеющих важное значение при формировании движений и хвдожественной речи. (ѕрим. автора.)].

„етыре качества

„етыре качества присущи истинному произведению искусства: легкость, форма, целостность (завершенность) и красота.

 ак художник, вы должны развить в себе способность про€вл€ть их во всех ваших движени€х, словах и душевных переживани€х на сцене.

Ћегкость

“акие произведени€ искусства, как УЋаокоонФ, УћыслительФ –одена, УћоисейФ ћикеланджело или архитектурные постройки позднейшей готики, несмотр€ на т€жесть материала и громоздкость размеров, производ€т впечатление легкости.  амень и мрамор как материал преодолен в них формой, созданной гением художника. ¬ы как актер можете победить т€жесть своего тела и всех средств выразительности на сцене своей внутренней силой.

”пражнение 16.

¬спомните моменты из вашей жизни, когда вы были в т€желом, подавленном или, наоборот, легком, веселом настроении. —равните их. “€жесть или легкость переживались вами не только в душе, но и в теле. —осредоточьтесь на некоторое врем€ на воспоминани€х пережитой вами легкости.
—то€ спокойно и пр€мо, доведите до своего сознани€ две противоположные мысли: У€ прикован к земле т€жестью моего телаФ и Упр€мое положение моего тела, устремл€ющегос€ вверх от земли, освобождает мен€ от т€жести материиФ. —осредоточьтесь на второй мысли. ¬рем€ от времени возвращайтесь к этому упражнению.
ƒелайте простые движени€, стара€сь достигнуть легкости. ѕовтор€йте одно и то же движение по многу раз. Ќе принимайте ошибочно слабость за легкость. —охран€йте необходимую силу и при легких движени€х. ѕостепенно переходите ко все более широким и сложным движени€м. ”пражн€йтесь в прыжках.
—делайте несложную импровизацию с немногими словами, стара€сь вызвать в себе внутреннюю и внешнюю легкость.
ѕерейдите к импровизаци€м с т€желыми настроени€ми и действи€ми, но выполн€йте их с возможной легкостью. “€желые движени€, настроени€ и речь на сцене способны подавить и даже оттолкнуть зрител€, если вы, как актер, поддавшись им, сделаете т€желой и вашу игру. “€жесть может быть показана на сцене только как тема, но не как манера игры. УIt is the lightness of touch which more than anything else, makes the artistФ (Edward Eggeston) [*»менно по тончайшим штрихам более чем по чему-либо другому узнаетс€ подлинный артист (Ёдвард Ёгестон).].
ѕриучайтесь делать с легкостью и все ваши упражнени€. Ћегкость близка к чувству юмора. Уѕри усвоении актерской техники,Ч говорит –удольф Ўтейнер,Ч юмор играет важную рольФ.

‘орма

“ак же как легкость, истинным произведени€м искусства присуща и €сно выраженна€ форма. ƒаже в неоконченных произведени€х больших мастеров можно видеть стремление к четкой форме. »х громадна€ внутренн€€ активность и пламенное воображение (о котором мы, современные художники, с трудом можем составить себе представление) принуждали их к исканию €сной, законченной формы. Ѕез нее вулканическа€ сила их гени€ рождала бы только хаос. Ќе чувствует необходимости в форме только слабый, безжизненный творческий импульс.
јктер имеет дело с подвижной формой) своего тела. ¬ыразительность его зависит от чувства формы.
”пражнение 17.

—делайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. ќтграничьте его таким образом от вс€кого до и после. »зучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Ќачните работать над его четкой формой. —мысл упражнени€ заключаетс€ не только в том, чтобы найти четкую форму дл€ данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. ѕереходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполн€емого и хорошо сформированного жеста.
ѕроделайте тот же жест в вашем воображении. ƒобейтесь и в этом случае эстетического удовлетворени€. ѕерейдите к более сложным жестам.
–аботайте таким же образом над словами и фразами. ќт простых и коротких переходите к более сложным и длинным.
ѕерейдите к коротким импровизаци€м, стара€сь во врем€ игры сохран€ть, по возможности, чувство формы. ¬ импровизации может оказатьс€ много УначалФ и УконцовФ Ч старайтесь мимолетно отметить их в своем сознании. »збегайте резкости, котора€ может вкрастьс€ в ваши упражнени€. Ёто может случитьс€, впрочем, только если ваше представление о форме станет слишком внешним. ∆ива€ форма зарождаетс€ не вовне, но внутри, в душе.
¬станьте пр€мо, спокойно, без напр€жени€. —осредоточьтесь на мысли: Умое тело есть формаФ. –ассмотрите мысленно форму вашего тела. Ќачните двигатьс€ (также спокойно и просто), сознава€: Умое тело есть движуща€с€ формаФ. ѕовтор€йте это упражнение ежедневно.

”пражнение 18.

ƒальнейший шаг состоит в усвоении известных идей. ¬ы найдете их у –удольфа Ўтейнера, в его лекци€х об эвритмии. я привожу здесь некоторые из них в сжатом виде.
–азличным образом св€заны с землей человек и животное. ¬ то врем€ как животное всеми четырьм€ конечност€ми касаетс€ поверхности земли Ч руки человека свободны. ѕозвоночник животного расположен параллельно к земной поверхности Ч человек стоит пр€мо. √олова животного наклонена к земле Ч голова человека устремлена вверх. ѕо сравнению с животным тело человека свободно и может служить его высшим, творческим цел€м. ¬живитесь в различие форм животного и человеческого тела и постарайтесь по-новому оценить преимущества вашего тела.
¬думайтесь в форму и положение головы человека. ¬ своей завершенности (круглости) она отображает космос. ѕоко€сь на плечах и шее, обращенна€ вверх, к солнцу и звездам, она исполнена творческих идей и образов. ≈е выразительность на сцене Ч в ее положении по отношению к телу. »скусственна€ мимика лица, гримаса, уничтожает выразительность головы. √римаса Ч попытка делать УжестыФ головой. √олова не предназначена дл€ УжестовФ, и вс€кое усилие привести в движение мускулы лица Ч неэстетично. Ћицо и в особенности глаза сами отражают внутреннюю жизнь актера на сцене, если он отказываетс€ от насильственной мимики.
–уки человека Ч наиболее подвижна€ и свободна€ часть его тела Ч св€заны с чувствами. –итмы дыхани€ и биени€ сердца в груди (в сфере чувства) непосредственно вливаютс€ в руки, дела€ их выразител€ми тончайших настроений и чувств. јктеры часто забывают, как выразительны могут быть их руки.
¬ ногах человека выражаетс€ их вол€. ¬гл€дитесь в походку человека, и вы увидите индивидуальные особенности его воли. ¬ол€ бывает не только сильна€ и слаба€, как часто думают актеры. ѕо словам д-ра ‘. –иттельмейра, есть вол€ сильна€, но быстро ослабевающа€, и вол€ длительна€, возрастающа€ от столкновени€ с преп€тстви€ми; вол€ гибка€, подвижна€ или неподвижна€; вол€ сознательна€, пробужденна€ или сп€ща€; вол€ протестующа€, не терп€ща€ вещей, как они есть; вол€ социальна€, наход€ща€ радость в совместных усили€х многих, или, наоборот, вол€, слабеюща€ при совместной работе; вол€ пр€ма€, не пр€ма€, внешн€€, внутренн€€, духовна€, материалистическа€, эгоистическа€ и т.д. Ќаблюдайте походки людей, стара€сь определить характерные особенности их воли. –азумеетс€, руки человека также проникнуты волей, но в них она окрашена чувствами.
ћысли, упражнени€ и наблюдени€ такого рода постепенно научат вас иначе переживать и пользовать свое тело на сцене как движущуюс€ форму, как инструмент, при помощи которого вы воплощаете перед зрителем ваши художественные образы. ¬ вас вырабатываетс€ то особое, тонкое чувство красоты и правды, которое лучше всего можно определить словами: Уэстетическа€ совестьФ. ¬аше тело станет УмудрымФ на сцене. –азве не замечали вы, как УнемудроФ может выгл€деть тело актера на сцене, если он никогда глубоко не думал о теле, не пыталс€ оценить его как средство выразительности, со всеми его особенност€ми, достоинством и благородством форм? Ќикакие мудрые слова, данные автором, и никакой костюм, сделанный художником, не скроют УнемудрогоФ тела на сцене. Ќе только драматические образы нуждаютс€ в Умуд≠ромФ теле: клоун с УнемудрымФ телом едва ли вызовет вашу улыбку. √лупость смешна на сцене, только когда ее изображают.

„увство целого

“ретье из упом€нутых мною качеств Ч целостность (завершенность) художественного произведени€ Ч €вл€етс€ результатом способности художника переживать свое произведение как единое целое.
¬ы как актер, игра€ на сцене, творите во времени. ¬ы продвигаетесь последовательно от начала к концу. ѕоэтому начало и конец €вл€ютс€ объедин€ющими моментами в вашей игре. –азвив в себе путем упражнений способность одновременного переживани€ этих двух моментов, вы научитесь охватывать роль в целом, со всеми ее детал€ми и превращени€ми. ≈сли, выход€ на сцену, вы играете только отдельные моменты вашей роли, забыва€ о предыдущем и последующем, вы еще не охватили роли в целом. Ќо если вы, изобража€, например, ’лестакова Ув п€том номере под лестницейФ, голодного, проигравшегос€, трусливого и несчастного, в то же врем€ видите его сытым, счастливым и Увли€тельнымФ, каким вы покажете его в конце пьесы, если, дойд€ до конца, вы все еще видите Упрофинтившегос€Ф »вана јлександровича,Ч вы овладели ролью как завершенным, законченным целым. ”мение охватывать одновременно начало и конец роли разовьетс€ постепенно в способность в каждый отдельный момент пребывани€ на сцене переживать всю роль в целом.
”пражнение 19.
—тарайтесь воспринимать €влени€ вокруг вас в их целостности (людей, животных, растени€, камни, архитектурные формы и т.п.).
√л€д€ на пейзажи, старайтесь увидеть отдельные их части как завершенные, целостные картинки (фильмовые кадры).
–ассмотрите в воспоминании проведенный вами день, стара€сь и в нем найти периоды, представл€ющие собой более или менее завершенное целое.
ƒелайте то же по отношению к вашей прошлой жизни и предполагаемой будущей (в св€зи с вашими планами, идеалами и цел€ми).
“о же Ч по отношению к историческим лицам и их судьбам.
–азделите на части хорошо знакомую вам пьесу. «атем постарайтесь пережить ее всю в целом, но так, чтобы сохранить чувство: цела€ пьеса состоит из отдельных частей, кажда€ из которых сама по себе есть завершенное целое. (Ќет надобности при этом видеть детали пьесы Ч достаточно вызвать в себе общее чувство охвата целого его част€ми.)
“о же Ч с незнакомой пьесой.
“о же Ч с литературным произведением, сначала знакомым, потом незнакомым.
¬смотритесь в архитектурные формы поздней готики и постарайтесь увидеть, что в них один и тот же мотив все снова повтор€етс€ Ч как в детал€х, так и в целом. ¬оспримите возникновение целого из деталей.
—луша€ или вспомина€ музыкальное произведение, старайтесь различить в нем отдельные музыкальные фразы и пережить каждую из них как более или менее самосто€тельное целое.
¬о всех упражнени€х, св€занных с временем (пьеса, воспоминание о проведенном дне, биографи€, музыка и т.п.), стремитесь к €сному сознанию начала и конца. ¬ упражнени€х же, св€занных с пространством (пейзажи, архитектура, растительные и животные формы и т.д.), старайтесь обратить внимание на пространственные границы наблюдаемого вами целого. Ќе делайте этого педантично, то есть как бы обрисовыва€ контуры рассматриваемого €влени€. ќбщего ощущени€ границ в пространстве достаточно.
ѕерейдите к движени€м и импровизаци€м, сначала простым, затем более сложным. —тарайтесь сохран€ть чувство целого и осознавать начала и концы.
–азделите мысленно помещение, в котором вы работаете, на две части. ѕереходите из одной части (кулисы) в другую (сцена). ѕостарайтесь пережить переход (по€вление перед воображаемой публикой) как эффектное начало. ѕроизнесите заранее выбранную фразу, проделайте соответствующее ей движение и снова уйдите Усо сцены за кулисыФ, пережив переход как эффектный конец.
ѕриготовьте небольшой отрывок, желательно с партнерами, по-прежнему сохран€€ чувство целого, начала и конца.

 расота

 расота Ч четвертое качество, присущее истинному произведению искусства. «десь € затрагиваю опасную тему. Ќеверно пон€та€, она может привести к вредным ошибкам.
 расота, как и вс€кое положительное €вление, имеет свою теневую сторону. ≈сли мужество, например, следует назвать достоинством, то безрассудную смелость Ч его карикатурным искажением; если осторожность Ч полезное и положительное качество души, то отрицательна€ сторона его, страх,Ч €вление вредное и разрушительное; если любовь есть одно из самых глубоких чувств человека, то ее отрицательный прообраз, сентиментальность, делает его поверхностным и эгоистичным. “о же относитс€ и к красоте. »стинна€ красота коренитс€ внутри, человека, ложна€ Ч вовне. ¬с€ка€ красота Удл€ другихФ превращаетс€ в красивость. ѕотребность быть красивым дл€ самого себ€ (внутренне) есть признак, отличающий художественную натуру. „увство красоты свойственно актеру, как и вс€кому художнику, и оно должно быть вскрыто и пережито им как внутренн€€ ценность. “огда оно станет посто€нным качеством, присущим его творчеству.
”пражнение 20.

Ќачните, как и в предыдущих упражнени€х, с простых движений, прислушива€сь к эстетическому удовлетворению, которое возникает в вашем теле. »збегайте желани€ сыграть удовольствие от движени€. ќно по€витс€ и разовьетс€ само собой, если вы не будете торопить его наступлени€. ƒелайте упражнение строго, серьезно и спокойно, не допуска€ сентиментальности. Ќе подчеркивайте, не старайтесь усилить тонкое чувство красоты, возникающее в вас. ѕусть оно само свободно изливаетс€ в пространстве вокруг вас.
ѕерейдите к более сложным и быстрым движени€м. ѕрисоедините к движени€м несколько слов. ѕроделайте упражнени€ 16, 17 и 19, стара€сь на этот раз сосредоточить ваше внимание не только на легкости формы и завершенности движений и слов, но и на эстетическом удовлетворении от них.
ѕерейдите к простым импровизаци€м, соедин€€ в них легкость, форму, завершенность и красоту.
Ќаблюдайте и различайте в окружающей вас жизни красоту и красивость.
¬ыделите короткий период времени в вашей повседневной жизни, стара€сь двигатьс€ и говорить красиво дл€ самого себ€, без малейшего желани€ показатьс€ красивым окружающим вас люд€м. ≈сли ваше упражнение останетс€ незамеченным другими Ч вы на верном пути.
ƒелайте упражнени€ с воображаемым центром в груди с точки зрени€ красоты, которую он (центр) дает вашему телу.
–ассматривайте произведени€ искусства, наблюдайте €влени€ природы, пейзажи, растени€, игру света, облака и т.п., стара€сь отдать себе отчет, что именно кажетс€ вам красивым в них. Ќе удовлетвор€йтесь общим ощущением красивого вообще. “акое слишком мало осознанное чувство может легко перейти в сентиментальность.
¬сматривайтесь в портреты людей, не производ€щих, при поверхностном взгл€де на них, впечатлени€ красивых, и постарайтесь найти в них красивые черты.

Ѕезобразное на сцене

ћожет возникнуть вопрос: как следует изображать на сцене безобразные положени€ и отталкивающие характеры? Ќе потер€ют ли они своей выразительности, если режиссер и актер в этом случае не откажутс€ от принципа красоты? » здесь мы снова должны различать тему и средства выразительности. ¬се безобразное, злое и уродливое имеет право на существование в искусстве только как тема, но не как средство выразительности. ќтрицательное €вление или характер, изображенные на сцене неэстетично, вызовут в зрителе чисто физическую реакцию нервов. ѕретвор€юща€ и возвышающа€ сила искусства в этом случае останетс€ парализованной. Ќаоборот, эстетически изображенное само по себе неэстетическое €вление (тема) из частного случа€ (как в жизни) становитс€ идеей (как в искусстве) и перестает вызывать чисто физическую реакцию зрител€.

¬оплощение образа и характерность





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2015 - | 1864 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.