Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јктерский коллектив




 оллектив, возникающий из желани€ отдельных его членов совместной работы, повышает творческие силы индивидуальности; коллектив же, составленный по принуждению, ослабл€ет индивидуальность, лишает ее оригинальности и постепенно придает ее действи€м характер механичности.“еатральное искусство, как театральное действие, предъ€вл€ет к отдельному актеру определенные требовани€.  ак бы ни был талантлив актер, он не может в полной мере развернуть свое дарование, если внутренне изолирует себ€ от коллектива. ќн должен развить в себе способность коллективной импровизации, восприимчивость к творческим импульсам других, повышенную степень творческой активности и чувство стил€. ќ способности импровизации € говорил выше. ѕосмотрим, как могут быть развиты три других качества.

¬осприимчивость

”пражнение 23.

”частники упражнени€ должны начать с того, чтобы сказать себе: Ућы представл€ем из себ€ группу, мы здесь, мы вместеФ. «атем каждый из членов группы должен постаратьс€ осознать индивидуальное присутствие каждого другого члена группы так же, как и свое присутствие среди них. “ворческий коллектив состоит из индивидуальностей. ќн не должен превращатьс€ в массу, поглощающую в себе отдельные личности. ѕоэтому каждый участвующий в упражнении должен быть в состо€нии, преодолев общее представление: УмыФ, сказать себе: УќЌ, и ќЌ, и ќЌ, и яФ.
Ѕез сентиментальности и излишней чувствительности каждый член группы делает внутреннее усилие открытьс€ своим партнерам. Ёто значит: быть готовым восприн€ть впечатление, даже самое тонкое, от каждого присутствующего в каждый данный момент и быть в состо€нии гармонично реагировать на него.
 огда таким образом установилс€ некоторый контакт между участниками упражнени€, они выбирают р€д определенных простых действий дл€ последовательного их выполнени€. ƒействи€ эти могут быть, например, такими: 1) спокойно ходить по комнате, 2) бегать, 3) сто€ть неподвижно, 4) сидеть на стуль€х, 5) разойтись и встать вдоль стен; 6) сойтись в центре комнаты и т.п. ¬нутренне открывшись друг другу, каждый из участников стараетс€ угадать, какое из намеченных действий группа хочет выполнить в данный момент. Ќе условлива€сь предварительно о пор€дке их выполнени€, группа переходит от одного действи€ к другому. —тремление угадать желание группы развивает тонкость воспри€ти€ участников по отношению друг к другу. ∆елание угадать не исключает, разумеетс€, возможности непосредственного наблюдени€ участниками друг друга. —мысл упражнени€ именно и заключаетс€ в том, чтобы повысить наблюдательность и восприимчивость актера по отношению к партнерам на сцене.
ѕроделайте р€д этюдов-импровизаций. Ќапример: конец многолюдного собрани€. ѕредседатель произносит несколько фраз своей заключительной речи и объ€вл€ет собрание закрытым. “о, как он делает это, дает тон всей последующей импровизации. —воим поведением и манерой речи он как бы диктует Умузыкальную тональностьФ, объедин€€ в ней всех участников упражнени€. ¬спыхнет ли гор€чий спор, погруз€тс€ ли члены собрани€ в задумчивость, выкажут ли они удовлетворение или раздражение, создастс€ ли т€жела€, напр€женна€ или, наоборот, радостна€, приподн€та€ атмосфера, начнут ли члены собрани€ расходитьс€ или захот€т остатьс€ и продолжать беседу и т.п., будет зависеть от того, что сумеют УуслышатьФ участники упражнени€ в тоне, данном им председателем. (ѕодобные же упражнени€ могут быть построены и дл€ двух лиц.)
¬ыберите тему дл€ импровизации и определите только в общих чертах, например: фабрика, семейный праздник, сборы в дорогу, скандал в ресторане и т.п. ¬начале импровизаци€, по всей веро€тности, окажетс€ несколько хаотичной. Ќо участники все снова повтор€ют ее, не обсужда€, пока их усили€ угадать и поддержать творческое намерение партнеров не преврат€т импровизацию в стройный этюд с €сно выраженным содержанием и четкой последовательностью событий. ѕостепенно группа может перейти к более сложным темам, например: паника в театре, взрыв на химическом заводе, битва, карнавал, возбужденна€ толпа и т.п. ѕутем многократного повторени€ и такие импровизации должны быть доведены до степени хорошо срепетованных сцен.

јктивность

Ѕольшую ошибку делают актеры, предполага€, что они могут по€вл€тьс€ на сцене (или на репетиции) с той степенью активности, котора€ знакома им в их повседневной жизни. ∆ела€ быть УнатуральнымиФ, они перенос€т на сцену вместе с повседневностью и эту пониженную активность. ѕо словам  оклена, повседневна€ жизнь, перенесенна€ на сцену, производит то же впечатление, что и стату€ в нормальный рост, поставленна€ на высокую колонну.  ак стату€, поставленна€ на высокую колонну, тер€ет дл€ наблюдател€ свою натуральную величину, так и актер тер€ет дл€ зрител€ свою натуральную активность, перенос€ ее на сцену.
»нстинктивно чувству€ необходимость повышенной активности, большинство актеров, игра€, прибегают к так называемому нажиму. Ќо эта ложна€ активность не достигает цели. ќна отталкивает публику и парализует творческие силы актера. ќна всегда локализируетс€ в отдельных част€х нашего тела (в руках, ногах, шее, голосовых св€зках и т.п.), сжимает их конвульсивно, образовывает скверные театральные привычки (штампы) и разъедин€ет актера с партнерами на сцене. «дорова€ же активность, наоборот, наполн€ет собой все душевное и телесное существо актера, освобождает его, делает сильным, способным к излучени€м и помогает установить контакт с партнерами. ќна вызывает новые, неожиданные средства выразительности на сцене и ощущаетс€ актером как посто€нное желание творчества.

”пражнение 24.

–азделите чертой вашу комнату на две части. ѕусть эта черта будет УпорогомФ сцены. ѕриближайтесь к УпорогуФ с намерением повысить степень вашей активности, как только вы переступите за него. —делайте внутреннее усилие подн€ть волевую волну снизу, из области ног, вверх, к области груди, и держите ее там. ƒелайте это упражнение много раз. —ледите, чтобы активность не переходила в физическое, мускульное напр€жение. ѕри правильно выполненном упражнении вы почувствуете ваше существо как бы расширившимс€ и увеличившимс€. ѕри мускульном напр€жении, напротив, вы переживете род сжати€, уменьшени€ вашего существа.
ѕереступив УпорогФ, начните излучать вашу активность из груди, затем из выт€нутых рук и, наконец, из всего вашего существа. ѕосылайте излучени€ в различных направлени€х.
»злучайте активность, придава€ ей определенную окраску.
ѕерейдите постепенно к несложным импровизаци€м. —тарайтесь делать их, сохран€€ активность и излучение.
√рупповое упражнение: один за другим участники вход€т на сцену, переход€ намеченную линию УпорогаФ.  аждый из вход€щих вносит с собой повышенную активность. ќн излучает ее в пространство вокруг себ€. “о эе делают и остальные. јктивность накопл€етс€, насыща€ пространство (так, по крайней мере, должны представл€ть себе участники упражнени€). —ойд€сь, они начинают делать импровизацию, пользу€сь как своей внутренней, активностью, так и активностью, накопленной в пространстве вокруг них.
÷ель упражнени€ достигнута, когда участники его могут сказать себе: Ујктивность имеет объедин€ющую силу. ќна помогает вступать в общение с партнерами и побуждает к коллективному творчествуФ.
¬озьмите себе за правило не начинать репетиции или спектакл€, не перейд€ внутренне УпорогаФ сцены.

—тиль

Ќе только потому должен актер стремитьс€ пробудить в себе чувство стил€, что профессиональна€ работа сталкивает его с разными эпохами. Ёто само собой. Ќо и потому еще, что стиль, так же как способность коллективной импровизации, восприимчивость к творческим импульсам других и правильна€ активность, обладает объедин€ющей силой, помогающей актеру сливатьс€ с коллективом. јктеру недостаточно быть знатоком существующих стилей. ќн должен быть в состо€нии жить, двигатьс€, говорить и общатьс€ с партнерами в определенном стиле. ќн должен пробудить в себе живое чувство стил€.

”пражнение 25 (групповое).

”частники выбирают тему, например: печаль, мщение, победа, экстаз, благоговение и т.п. и затем на выбранную тему
стро€т р€д пластических групп в разных стил€х. ¬ качестве стилей они берут сначала трагедию, драму, комедию, водевиль и клоунаду.

”пражнение производитс€ следующим образом: медленно, с разных концов комнаты, наблюда€ друг за другом, участники сход€тс€ одновременно к центру, где должна быть образована группа.  аждый стремитс€ найти дл€ себ€ позу, котора€ гармонировала бы с темой, с позами других и была бы подсказана выбранным дл€ упражнени€ стилем. ѕостепенно группа образовываетс€ сама собой. ”частники должны осознать гармонизующую и объедин€ющую силу стил€.
ѕроделав таким образом одну и ту же тему последовательно в различных стил€х, образовыва€ каждый раз новые группы, участники выбирают другую тему и также провод€т ее через все стили.

¬ариации упражнени€:

1. ”частники сход€тс€ к центру комнаты один за другим. ѕервый вошедший, найд€ позу, соответствующую теме и стилю, ждет, пока к нему последовательно присоедин€тс€ остальные.
2. ѕосле того как группа сформировалась и движение в ней прекратилось, участники снова начинают двигатьс€, стара€сь и в движении сохранить найденные гармонию, стиль и характер, продиктованные темой.
3. ¬ разных местах комнаты одновременно образуютс€ две или три группы.  ажда€ из них должна гармонировать с другими. “емы дл€ каждой группы могут быть разными, но стиль дл€ всех один.
4. “ема и стиль дл€ образовани€ группы (или групп) диктуютс€ музыкальным отрывком или атмосферой. ¬ последнем случае предварительно создаетс€ атмосфера, как это было описано выше (см. упр.3).
5. —оздав и зафиксировав группу, участники переплавл€ют ее в другой стиль (например: экстаз в стиле драмы переплавл€етс€ в экстаз в стиле комедии, водевил€ и т.п.). ќни стрем€тс€ достигнуть этого минимальными внешними средствами: каждый участник, по возможности сохран€€ свою первоначальную позу, доверившись чувству стил€, стараетс€ придать ей другой характер.
ƒела€ упражнение на пластические группы, старайтесь избегать танцевальных и так называемых пластических движений и поз, так же как и стилизации, замен€€ их движени€ми, подобными психологическому жесту. —тилизаци€ достигаетс€ внешними средствами, комбинирующей способностью рассудка, в то врем€ как стиль рождаетс€ из глубин творческой души.
√руппы станов€тс€ разнообразнее, пластичнее и живописнее, если упражнени€ производ€тс€ на станках, подмостках и лестницах, расположенных на полу.
ѕерейдите к простым (групповым или индивидуальным) импровизаци€м. ƒелайте их в разных стил€х. —тиль в этом случае определ€йте автором (например: √оголь, ƒостоевский, “олстой, „ехов, Ўекспир, ћетерлинк, »бсен, ћольер и т.д.).
ѕредставл€йте себ€ одетым в различные костюмы, например: греческа€ тога, латы средневекового рыцар€, современный бальный туалет, лохмоть€ нищего и т.п. ƒвигайтесь и говорите в гармонии с воображаемым костюмом.  остюм даст вам чувство стил€. ƒл€ групповых упражнений (импровизаций или пластических групп) все участники УнадеваютФ однородные костюмы.
  воображаемым костюмам через некоторое врем€ прибавьте воображаемые декорации того же стил€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2063 - | 1926 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.