Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ворческа€ индивидуальность




≈сли актер хочет усвоить технику своего искусства, он должен решитьс€ на долгий и т€желый труд; наградой за него будут: встреча с его собственной индивидуальностью и право творить по вдохновению.

ќбща€ характеристика

ћне кажетс€, здесь будет уместным сказать несколько слов о том, что на страницах этой книги € называл творческой индивидуальностью художника. ƒаже краткое знакомство с некоторыми из основных ее свойств может оказатьс€ полезным дл€ актера, ищущего пути к свободному про€влению своей творческой сущности на сцепе.
≈сли вы предложите двум в равной мере талантливым пейзажистам изобразить один и тот же ландшафт с непременным условием передать его с возможной точностью, вы в результате их творческой работы получите два различных пейзажа. ѕроизойдет это потому, что каждый из них изобразит вам свое индивидуальное воспри€тие пейзажа, так сказать, пейзаж внутренний, а не внешний. ќдин из них, может быть, передаст вам атмосферу пейзажа, красоту его линий и форм, другой увидит и передаст силу контрастов, изобразит игру света и теней и т.п. ќдин и тот же пейзаж послужит им предлогом дл€ про€влени€ их индивидуальностей, причем картины их будут свидетельствовать о различии этих индивидуальностей.
»ндивидуальность Ўиллера, говорит –удольф Ўтейнер, про€вл€етс€ в его произведени€х как моральна€ тенденци€: добро побеждает зло; ћетерлинк ищет тонкостей мистических нюансов за внешними €влени€ми; √ете видит прообразы, объедин€ющие многообразие внешних €влений. —таниславский (УActor PreparesФ) говорит, что в УЅрать€х  арамазовыхФ ƒостоевского вы€вл€етс€ его богоискательство; индивидуальность “олстого про€вл€етс€ в стремлении к самосовершенствованию; „ехов боретс€ с тривиальностью буржуазной жизни. “ворческа€ индивидуальность каждого художника всегда стремитс€ выразить одну основную идею, проход€щую как лейтмотив через все его произведени€. “о же следует сказать и об индивидуальности актера.
 ак часто мы слышим, например, что существует только один √амлет, тот, которого создал Ўекспир. ј кто дерзнет сказать, что он знает, каков был √амлет в воображении самого Ўекспира? УЎекспировскийФ √амлет Ч миф. ¬ действительности существуют и должны существовать столько различных √амлетов, сколько талантливых, вдохновенных актеров изобраз€т нам его на сцене. “ворческа€ индивидуальность каждого из них изобразит нам своего, в своем роде единственного √амлета. —о всей скромностью, но и со всей смелостью должен актер, если он хочет быть артистом на сцене, искать свой собственный подход к изображаемым им рол€м. Ќо дл€ этого он должен постаратьс€ вскрыть в себе свою индивидуальность и научитьс€ прислушиватьс€ к ее голосу.

ѕереживание творческой индивидуальности.

“еперь спросим себ€: как переживаетс€ актером его творческа€ индивидуальность в минуты вдохновени€? ¬ нашей обыденной повседневной жизни мы говорим о самих себе Ч У€Ф: У€ хочу, € чувствую, € думаюФ. Ёто наше У€Ф мы отождествл€ем с нашим телом, привычками, образом жизни, семейным и социальным положением и т.д. Ќо таково ли У€Ф художника, наход€щегос€ в творческом состо€нии? ¬спомните самого себ€ в счастливые минуты пребывани€ на сцене. „то происходит с нашим обыденным У€Ф? ќно меркнет, уходит на второй план, и на его место выступает другое, более высокое У€Ф. ¬ы, прежде всего, чувствуете его как душевную силу, и притом силу иного пор€дка, чем та, которую вы знаете в обыденной жизни. ќна пронизывает все ваше существо, излучаетс€ из вас в ваше окружение, заполн€€ собой сцену и зрительный зал. ќна св€зывает вас с публикой и передает ей ваши творческие идеи и переживани€. ¬ы чувствуете: сила эта св€зана и с вашим телом, но иначе, чем сила обыденного У€Ф. —вободно излуча€сь вовне, она почти не напр€гает ни мускулов, ни нервов вашей физической организации, дела€ вместе с тем ваше тело гибким, эстетичным и чутким ко всем душевным волнени€м. “ело становитс€ послушным проводником и выразителем ваших художественных импульсов.

“ри сознани€

«начительные изменени€ происход€т и в вашем сознании. ќно расшир€етс€ и обогащаетс€. ¬ы начинаете различать в себе как бы три отдельных, до известной степени самосто€тельных существа, три различных сознани€.  аждое из них имеет определенный характер и свои задачи в творческом процессе.
ћатериалом, которым вы пользуетесь дл€ воплощени€ ваших художественных образов, €вл€етесь вы же сами, с вашими душевными волнени€ми, с вашим телом, голосом и способностью движени€. ќднако УматериаломФ вы становитесь только тогда, когда вами овладевает творческий импульс, то есть когда ваше высшее У€Ф пробуждаетс€ к де€тельности. ќно овладевает УматериаломФ и пользуетс€ им как средством дл€ воплощени€ своего творческого замысла. ѕри этом вы находитесь в том же отношении к своему материалу, как и вс€кий другой художник к своему.  ак живописец, например, находитс€ вне материала, которым он пользуетс€ дл€ воплощени€ своих образов, так и вы, как актер, находитесь в известном смысле вне вашего тела и вне творческих эмоций, когда вы играете, охваченный вдохновением. ¬ы находитесь над самим собой. ¬аше высшее У€Ф руководит живым УматериаломФ. ќно вызывает и гасит творческие чувства и желани€, двигает вашим телом, говорит вашим голосом и т.д. ¬ минуты творческого вдохновени€ оно становитс€ вашим вторым сознанием нар€ду с обыденным, повседневным.
Ќо к чему же сводитс€ роль вашего повседневного сознани€ в такие минуты?   тому только, чтобы следить за правильным выполнением всего, что должно быть произведено на сцене: установленные режиссером мизансцены, найденный на репетици€х психологический рисунок роли, композици€ отдельных сцен и всего спектакл€ и т.д. не должны быть нигде нарушены. —ловом, нар€ду с вдохновением, исход€щим от высшего У€Ф, должен быть сохранен и здравый смысл низшего У€Ф.
≈сли бы здравый смысл вашего обыденного сознани€ перестал оберегать найденную и зафиксированную ранее форму, ваше вдохновение могло бы разбить ее, сделать вашу игру хаотичной, и вы, потер€в самообладание на сцене, подверглись бы риску выйти из пределов не только вашей роли, но и всего спектакл€. Ќередко старые русские актеры на провинциальных сценах, увлека€сь идеалом Увдохновенной игрыФ, ломали мебель на сцене, Уне помн€ себ€Ф, душили своих партнеров и, не будучи в состо€нии обуздать своих УпереживанийФ, рыдали в антрактах и пили после спектакл€, сжигаемые огнем Увдохновени€Ф. ¬ этом было много романтики, и иногда, вопреки здравому смыслу, все-таки хочетс€ пожалеть о том, что эта романтика исчезла бесследно.
— другой стороны, если вы, сохран€€ найденную форму, выступите перед публикой без вдохновл€ющего вас вашего второго сознани€, если вы захотите руководитьс€ только здравым смыслом, ваша игра останетс€ мертвой и холодной. —овременные актеры, в противоположность старым, УвдохновеннымФ, нашли оправдание своей безжизненной игре: они называли ее Уигрой на техникеФ. Ќо об этой игре, когда она исчезнет со сцены, едва ли придетс€ пожалеть.
“аковы два различных сознани€, которые вы переживаете в моменты вдохновенной игры на сцене. Ќо где же третье сознание?  ому принадлежит оно? —озданный вами сценический образ есть носитель этого третьего сознани€.

ѕереживани€ на сцене нереальны.

¬ы создали новую УдушуФ, носительницу третьего сознани€. –ассмотрите ее поближе. —равните ее с вашей собственной душой, поскольку вы знаете ее в вашей обыденной жизни. ¬ чем разница? ¬се чувства, желани€, все переживани€ вашего сценического образа, как бы сильны они ни были, все они Ч нереальны. Ќе должны быть реальны. ¬аши слезы и смех, ваше горе и радость на сцене, как бы искренни и глубоки они ни были, никогда не станут частью вашей повседневной душевной жизни. ќни безличны, очищены от всего эгоистического. ќткуда приход€т эти нереальные, чистые творческие чувства? ќни даруютс€ вам вашей творческой индивидуальностью. –ожда€сь в этот мир, вы уже приносите с собой известные способности, наклонности, характерные особенности, тот или иной темперамент, так же как все ваши индивидуальные черты. Ќо не только они одни про€вл€ютс€ в вашем творчестве. ¬се, что вы пережили в течение вашей жизни, все, что вы наблюдали, видели, что радовало ваш взор, что вы любили или ненавидели, от чего страдали, к чему гор€чо и пламенно стремилась ваша душа, все, чего вы достигли или что навсегда осталось дл€ вас мечтой и идеалом,Ч все это уходит в так называемые подсознательные глубины вашего У€Ф. “ам оно очищаетс€ от всепронизывающего эгоизма вашей обыденной жизни, вашего низшего сознани€ и преображаетс€ в материал, из которого ваша творческа€ индивидуальность строит душу сценического образа. ¬ минуты вдохновени€ вы получаете как дар ваши забытые чувства в новом, преображенном виде. “ак возникает ваше третье сознание Ч душа сценического образа. ѕопытки актеров использовать на сцене их непроработанные, еще не забытые личные чувства привод€т к печальным результатам: сценический образ становитс€ неэстетичным, быстро превращаетс€ в клише и не заключает в себе ничего нового, оригинального, никакого индивидуального откровени€.

„увства станов€тс€ сочувствием

Ќо помимо того, что ваши творческие чувства нереальны, они обладают еще одной характерной особенностью: из чувств они станов€тс€ сочувствием. ќно-то и строит УдушуФ сценического образа. ¬аше высшее У€Ф сочувствует созданному им же самим сценическому образу. ’удожник в вас страдает за √амлета, плачет о печальном конце ƒжульетты, смеетс€ над выходками ‘альстафа. Ќо сам он остаетс€ в стороне от них как творец и наблюдатель, свободный от всего личного. » его со страдание, со радость, со любовь, его смех и слезы передаютс€ зрителю как смех, слезы, боль, радость и любовь вашего сценического образа, как его душа. —очувствие вашего высшего У€Ф ќтелло так велико и интенсивно, что оно становитс€ отдельным, самосто€тельным, третьим сознанием в вас. –ождаетс€ новое, иллюзорное существо, и ваше высшее У€Ф говорит: УЁтоЧќтелло, это Ч √амлет, это Ч ‘альстафФ. ƒиккенс плакал от сочувстви€, когда умирал кто-нибудь из добрых героев, созданных его же фантазией. Ўал€пин говорил: УЁто у мен€ не —усанин плачет, это € плачу, потому что мне жаль его. ќсобенно, когда он говорит: Уѕрощайте, дети!Ф (–ассказано сыном Ўал€пина, ‘. ‘. Ўал€пиным.)
јктер ошибаетс€, полага€, что он может сыграть роль при помощи своих личных чувств. ќн не всегда отдает себе отчет в том, что его личные чувства говор€т ему только о нем самом и ничего не могут сказать о его роли. “олько сочувствие способно проникнуть в чужую душу. ƒаже в обыденной жизни вы могли заметить, что вы действительно проникаете в душу другого человека только тогда, когда возбуждено ваше сочувствие. “о же самое происходит и в моменты творческого состо€ни€.

ѕризнание одного актера

»нтересное признание известного венского актера, Ћевинского, по поводу трех сознаний на сцене приводит –удольф Ўтейнер в таких приблизительно выражени€х: Уя ничего не мог бы достичь как актер, если бы по€вл€лс€ на сцене таким, каков € есть в действительности: маленьким, горбатым, со скрипучим голосом и безобразным лицом... Ќо € сумел помочь себе в этом отношении: € всегда по€вл€юсь на сцене как три человека. ќдин Ч маленький, горбатый, уродливый. ƒругой Ч идеальный, чисто духовный, наход€щийс€ вне горбатого, уродливого; его € всегда должен иметь перед собой. », наконец, в качестве третьего... € вместе со вторым играю на горбатом, уродливом и скрипучемФ. “акое состо€ние, прибавл€ет –удольф Ўтейнер, должно стать сознательным и привычным дл€ актера.

¬идеть себ€ со стороны

≈сли вы хотите в полной мере освободить ваши творческие силы, вы можете помочь себе в этом, последовав простому практическому совету –удольфа Ўтейнера (там же). «аключаетс€ он в том, чтобы выработать в себе способность до некоторой степени смотреть на себ€ самого в жизни со стороны, объективно, как на постороннего. (–ечь идет, разумеетс€, не о наблюдении себ€ в зеркале, не о позировании перед ним или перед другими людьми, как это часто делают современные актеры.) ¬ы можете себе усвоить психологию, подобную той, которую имел √ете. ѕо словам –удольфа Ўтейнера (там же), √ете в высшей степени обладал способностью наблюдать себ€ со стороны, объективно, безлично. ƒаже в самые романтические моменты его жизни он не отказывал себе в удовольствии иметь два сознани€. Ёта способность √ете давала ему глубокое проникновение в тонкости переживаний человеческой души и отражалась в его романтических и других произведени€х. “ака€ способность в значительной степени раскрепостит ваше творческое У€Ф, и оно все чаще и чаще будет дарить вам минуты вдохновени€.

—оциальное значение высшего У€Ф

¬аше пробужденное У€Ф €вл€етс€ не только творцом сценического образа, но и зрителем. Ќаход€сь одновременно по обе стороны рампы, оно следит за переживани€ми зрител€, раздел€€ с ним его восторги, волнени€ и разочаровани€. Ѕольше того: оно обладает способностью предвидеть реакцию зрител€ на то, что произойдет на сцене в следующий момент. ќно знает наперед, что удовлетворит зрител€, что разочарует его, что воспламенит или оставит его холодным. ƒл€ актера с пробужденным У€Ф, с развитой творческой индивидуальностью, зрительный зал €вл€етс€ живым св€зующим звеном между ним и художественными запросами современного зрител€. Ѕлагодар€ этой особенности своей творческой индивидуальности актер становитс€ способным отличать истинные нужды современного ему общества от требований дурного вкуса толпы. ѕрислушива€сь к голосу, доход€щему к нему из зрительного зала, он постепенно научаетс€ чувствовать себ€ участником социальной жизни и соответственно этому давать направление своей профессиональной работе.
ѕутем соответствующих упражнений вы можете помочь пробуждению социального чувства вашей творческой индивидуальности.

”пражнение 26.

ѕредставьте себе, что вы смотрите спектакль из зрительного зала. ѕьеса, которую разыгрывают перед вами, должна быть хорошо знакома вам. «рительный зал наполнен публикой, пришедшей с улицы. Ёто Ч публика сегодн€шнего дн€. —ид€ вместе с ней в зале, вы наблюдаете в вашем воображении ее реакцию на то, что происходит на сцене. ¬ы стараетесь пон€ть, что удовлетвор€ет эту публику с улицы, что оставл€ет ее равнодушной, что кажетс€ ей правдивым, что Ч фальшивым как в игре актеров, так и в самой пьесе.
ѕоставьте перед собой р€д конкретных вопросов и постарайтесь ответить на них на основании того, что вы переживаете вместе с публикой: зачем нужна эта пьеса в наше врем€?  акую общественную миссию она выполн€ет? „то извлечет эта публика из этой пьесы?  акие мысли, чувства и желани€ может така€ пьеса и така€ игра актеров возбудить в современной публике? —делает ли эта пьеса и этот спектакль современного зрител€ более чутким и восприимчивым к событи€м современной жизни? ¬ызовут ли они в душе зрител€ моральные чувства, или воздействие их ограничитс€ только удовольствием? ћожет быть, спектакль возбудит только низшие чувства зрител€?  акого качества юмор пробудит он в его душе?
ѕопробуйте теперь, все еще остава€сь в зрительном зале, но уже как режиссер, внести некоторые изменени€ в трактовку пьесы, ролей и в игру актеров, ища лучшего воздействи€ на вашу воображаемую публику.
«атем постарайтесь проследить, как покинет публика театр после окончани€ спектакл€. „то ценного унесет она с собой? »зменитс€ ли отчасти ее взгл€д на жизнь? Ѕудет ли впечатление от спектакл€ отрицательным или положительным? » т.д.
ѕерейдите к следующей, более тонкой форме того же упражнени€. ѕредставьте себе тот же спектакль перед зрительным залом, наполненным специальной публикой: профессорами университета, учител€ми или студентами, рабочими, актерами, докторами или политическими де€тел€ми и дипломатами, представител€ми провинции или обитател€ми столицы, коммерсантами или кресть€нами, иностранцами, принадлежащими к различным странам, классам и професси€м, понимающими или не понимающими €зык, на котором говор€т актеры на сцене; наполните зрительный зал детьми и т.д. и т.п. ѕостарайтесь угадать реакцию и этой специфически подобранной публики.
“акие упражнени€ помимо удовлетворени€, которое они могут дать вам, разовьют в нас постепенно новый орган дл€ воспри€ти€ социальной жизни, и этот орган будет частью сложного духовного организма вашего высшего У€Ф, вашей творческой индивидуальности, поскольку она про€вл€етс€ в вашей профессии.

УяФ как импровизатор

—оздава€ сценический образ и одновременно наблюда€ его со стороны, ваша творческа€ индивидуальность часто сама поражаетс€ своим находкам. ¬се, что вы делаете на сцене, ново и неожиданно дл€ вас самих, потому что ваше высшее У€Ф всегда импровизирует. ќно не хочет, да и не может пользоватьс€ старыми театральными привычками и клише. ќни по€вл€ютс€ в вашей игре только тогда, когда ваше обыденное У€Ф переступает положенные ему границы здравого смысла и пытаетс€ прин€ть активное участие в творческом процессе. » здесь вы можете прийти себе на помощь, развива€ путем простых упражнений свою изобразительность и оригинальность.

”пражнение 27.

¬озьмите простое действие, например: убрать комнату, накрыть на стол, найти затер€нный предмет и т.д. ѕовторите это действие дес€ть-двадцать раз, не повторив при этом ни одного движени€, ни одного положени€, уже использованных вами. Ёто упражнение пробудит в вас уверенность в себе, изобретательность и, что важнее всего, нелюбовь к избитым сценическим клише, которые больше, чем что-либо другое, способны убить живое про€вление творческих сил актера.
¬ заключение € хочу рекомендовать вам еще одно упражнение, благодар€ которому вы можете сделать значительный шаг в знакомстве с характером вашей собственной творческой индивидуальности.

”пражнение 28.

¬ыберите отрывок из роли, уже игранной вами раньше (или приготовьте отрывок заново), и представьте себе, что этот отрывок исполн€ете не вы, но другой актер, хорошо вам известный как художник, актер, игру которого вы легко можете вообразить. «атем таким же образом представьте себе игру другого актера и постарайтесь, сравнива€ ваши впечатлени€ от их игры, почувствовать, в чем выражаетс€ различие их индивидуальностей. ѕроделайте тот же опыт с целым р€дом хорошо знакомых вам актеров.
¬ заключение постарайтесь увидеть в вашем воображении себ€ самого исполн€ющим тот же отрывок.  огда перед вами выступ€т характерные особенности вашего исполнени€ той же роли и вы сравните их с исполнением других актеров Ч вы переживете нечто, что можно назвать интимной встречей с вашей собственной индивидуальностью.
Ќе анализируйте рассудочно впечатлени€, полученные вами от вашей собственной игры. ќграничьтесь общим переживанием УвстречиФ с самим собой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 734 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

539 - | 453 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.