Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћилетска€ Ўкола (VI в. до н.э.)




ѕредставители:

  • ‘алес (основатель)
  • јнаксимен
  • јнаксимандр

ѕредставители этого направлени€ прежде всего ставили вопрос о первооснове мира. ‘алес считал основой всего сущего тело.

  • ‘алес: С„то легко? —оветовать другомуТ
  • Сƒревнее всего сущего Ѕог, ибо ќн не рожденТ
  • С„то на свете трудно? ѕознать себ€Т

¬се три мыслител€ сделали решительные шаги в демифологизации античного мировоззрени€. Ђ»з чего все?ї Ч вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. —ама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объ€снить, но дл€ этого надо найти единый дл€ всего источник. “аким источником ‘алес считал воду, јнаксимен Ц воздух, јнаксимандр Ц некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (Ђбеспредельноеї). ¬ещи возникают в результате тех превращений, которые происход€т с первовеществом, Ч сгущений, разр€жений, испарений. —огласно милетцам, в основе всего находитс€ первична€ субстанци€. —убстанци€, по определению, есть то, что не нуждаетс€ дл€ своего объ€снени€ в чем-либо другом.

јнаксимандр считал основой всего сущего апейрон (беспредельное абстрактное вещество, которое нельз€ определить). јпейрон активен, он посто€нно находитс€ в движении, благодар€ ему все вещи рождаютс€ и умирают. јпейрон выдел€ет тепло и холод. ћир возникает благодар€ борьбе тепла и холода. ¬се животные (в т.ч. человек) произошли от рыб, которые по€вились под вли€нием солнечных лучей. јнаксимандр ввел в практику солнечные часы.

јнаксимен считал началом всего сущего воздух. ќгонь Ц это разр€женный воздух. —гуща€сь, воздух становитс€ сначала водой, затем землей, камнем и т.д. ƒуша также состоит из воздух. ƒаже боги состо€т из воздуха Ц он первичен.

ѕостулируемые милетцами субстанции относ€тс€ фактически к миру €влений и событий, а не родовых реалий, пон€тий, законов. «а пределы мира событий и €влений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. ќни искали нечто закономерное, но представл€ли себе его как нечто событийное, фактуальное. ћилетцы старались подн€тьс€ от уровн€ фактуального к уровню родового общего, хот€ им это не вполне удалось. ”дача пришла к последующим поколени€м философов.

ѕифагор (6 в. до н.э.)

тоже зан€т проблемой субстанций, но огонь, земл€, вода в качестве таковых его уже не устраивают. ќн приходит к выводу, что Ђвсе сеть числої. ѕифагорейцы видели в числах свойства и отношени€, присущие гармоническим сочетани€м. ѕростые числовые отношени€ стали искать в геометрии и астрономии. »зобретение математических доказательств имело решающее значение дл€ становлени€ типа рациональности, характерного дл€ современного цивилизационного человека.

ѕри оценке философской значимости воззрений ѕифагора следует отдать должное его проницательности. — точки зрени€ философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. ѕифагорейцы объ€сн€ли событи€ на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровн€ законов науки. ѕифагорейцы еще не владели теорией качества, исход€ из которой только и можно, как будет показано позднее √егелем, уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, €вл€етс€ число. ѕифагорейцы были одними из первых, кто пон€л роль и значение чисел. ќни совершили великое дело.

ѕри всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос Ђ»з чего все?ї. ѕодобно тому как не все €вл€етс€ водой или воздухом, не все €вл€етс€ и числом. ¬с€ка€ абсолютизаци€ чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. ¬ полной мере это относитс€ к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души.

Ќаконец, следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. “акой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это Ц одна из сложнейших научных задач. ƒревние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1500 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1370 - | 1250 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.