Как показывает история антропосоциогенеза развитие мышления и отношения человека к миру происходит посредством и на основе формирования предельно общих понятий (категорий) – форм отражения универсальных законов объективного мира и их интерпретации.
Под категорией понимают формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления [3, с.193]. Философские категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким образом, категория – это предельно широкое понятие.
Говоря о понятии, мы подразумеваем мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ как совокупность общих признаков, свойств и отражений реальности [2, с.437].
Понятия несут в себе содержание и объем, они единичные, постоянные, обобщенные и однозначные.
В этом контексте развитие науки и философии сопровождалось формированием категорий различных типов и назначений. Такие категории как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность формировались, разумеется, по мере учета реальных причинно-следственных, пространственно-временных отношений вещей, качественной и количественной сторон реальной действительности, то есть по мере развития когнитивного опыта человека.
Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем.
Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое.
Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные функции, формируя определенную методологию научного познания.
В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и философские [1, с.93-96.].
Частнонаучные используются в отдельных областях научного знания как результат обобщения знаний о локальной и специфической области познания. Приведем другую классификацию философских категорий, а именно: категории определенности, категории обусловленности и категории целостности.
Исходя из этой теории, можно утверждать, что существует несколько групп основных категорий. Первой важнейшей всеобщей категорией является категория бытия или категория диалектики, второй: бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, движение, пространство, время. А третью группу составляют категории логики, этики и эстетики.
Философские же категории, будучи предельно широкими понятиями, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия выполняют методические и методологические функции. Понятно, что разные категории относятся к различным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Особую группу образуют категории специальных философских дисциплин (логики, этики, эстетики).
Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет созидать и строить оптимальные отношения человека к миру. Онтологическое значение категорий заключается в том, что они выражают реальность мира, в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, единичного.
В этом смысле философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений о реальной действительности. Логическое значение категории проявляется в специфике философского вопроса о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.
Именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей.
Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения бытия позволяют философским категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.