Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ раннего Ёллинизма




¬ эллинистический период особый интерес вызывал сам человек, субъект. ‘илософи€ была призвана как-то сориентировать эллина (эллин Ц древний грек, живший в эпоху јлександра ћакедонского) в мире все новых потр€сений. Ёта задача решалась типично, в духе древнегреческой философии, исходные принципы которой распростран€лись теперь на проблему человека и общества с тем, чтобы разрешить проблему субъективности. ¬ этой св€зи ниже рассматриваютс€ три главных философских течени€ раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

—“ќ»÷»«ћ.  ак философское направление стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. √лавными представител€ми раннего стоицизма были «енон  итийский,  леанф и ’рисипп. ѕозднее в качестве стоиков прославились ѕлутарх, ÷ицерон, —енека, ћарк јврелий.

‘изические воззрени€ стоиков малооригинальны. —читаетс€, что тело мира составлено из огн€, воздуха, земли и воды. душа мира Ч это огненна€ и воздушна€ пневма, некое всепроникающее дыхание. ѕо давней античной традиции, огонь считалс€ стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Ѕлагодар€ этому весь  осмос, в том числе и человек,- это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. √лавный вопрос дл€ стоиков состоит в определении места человека в  осмосе.

“щательно продумав ситуацию, стоики приход€т к убеждению, что законы быти€ неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. ќт судьбы детьс€ некуда, действительность нужно прин€ть такой, какой она €вл€етс€, со всей ее текучестью телесных свойств, обеспечивающей многообразие человеческой жизни. —удьбу, рок можно ненавидеть, стоик же скорее склонен ее любить, получа€ отдохновение в рамках доступного.

—тоики стрем€тс€ обнаружить смысл жизни. Ёйдосы и категории ѕлатона и јристотел€ их уже не устраивают, они не могут в них усмотреть текучесть жизни и ее смысл. —мыслом не €вл€ютс€ и физические субстанции, тот же огонь. Ќо что же есть суть субъективного?

—лово, отвечают стоики, его смысловое значение (лектон). Ћектон Ч смысл Ч выше вс€ких положительных и отрицательных суждений, речь идет о суждении вообще. Ћектон осуществл€етс€ и во внутренней жизни человека, создава€ состо€ние атараксии, т.е. душевного спокойстви€, невозмутимости. —тоик отнюдь не безразличен ко всему происход€щему, совсем напротив, он относитс€ ко всему с максимальным вниманием и интересом. Ќо он еще определенным образом понимает мир, его логос, закон и в полном соответствии с ним сохран€ет душевное спокойствие. »так, главные моменты стоической картины мира таковы:

  1.  осмос Ч это огненный организм;
  2. человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразна€ любовь к тому и другому;
  3. смысл мира и человека Ч лектон, значимость слова, котора€ нейтральна как к психическому, так и к физическому;
  4. понимание мира неминуемо приводит к состо€нию атараксии, бесстрастности;
  5. не только отдельный человек, но и люди в целом составл€ют неразделимое единство с  осмосом;  осмос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство (тем самым получает свое развитие иде€ пантеизма (природа есть бог) и иде€ человеческого равенства).

Ёѕ» ”–≈»«ћ.  рупнейшими представител€ми эпикуреизма €вл€ютс€ сам Ёпикур и Ћукреций  ар. Ёпикуреизм как философское направление существовал в то же самое историческое врем€, что и стоицизм Ч это период V Ч VI веков на рубеже старой и новой эры.  ак и стоики, эпикурейцы став€т прежде всего вопросы устроени€, комфорта личности в сложных исторических услови€х рабовладельческого общества в поздний период его развити€. ќгнеподобность души Ч общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики вид€т за ней некоторый смысл, а

эпикурейцы Ч основу ощущений. ” стоиков на первом плане Ч разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев Ч ощущение, сообразное с природой. „увственный мир Ч вот что дл€ эпикурейцев представл€ет главный интерес. ќтсюда основной этический принцип эпикурейцев Ч удовольствие. ”чение, которое во главу угла ставит удовольствие, называетс€ гедонизмом.

—одержание чувства удовольстви€ эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не в вульгарном духе. ” Ёпикура речь идет о спокойствии благородном, если хотите, уравновешенном удовольствии.

ƒл€ эпикурейцев чувственный мир Ч это насто€ща€ реальность. ћир чувственности необычайно изменчив, множествен. Ёпикурейска€ реальность получает свое отображение в принципе атомарности. „увственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен. ≈сть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говор€, атомы не сами по себе, а в мире чувств. јтомов много; эпикурейцы в противовес стоикам выступают за примат множественности. Ќо тогда ставитс€ под сомнение представление о стоическом роке, судьбе. Ёпикур оформл€ет это очень красиво в форме идеи о том, что атомы могут спонтанно отклон€тьс€ в ту или иную сторону. ѕо ƒемокриту, мир образовалс€ от взаимного столкновени€ атомов. Ёпикур надел€ет атомы самопроизвольностью, Ђсвободой волиї. јтомы движутс€ по кривым, сплетаютс€ и расплетаютс€. ѕредставлению о стоическом роке приходит конец.

Ёпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. ќн может уедин€тьс€, предаватьс€ собственным наслаждени€м, погружатьс€ в самого себ€. Ёпикуреец не боитс€ смерти: Ђѕока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нетї. ∆изнь Ч вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. (”мира€, Ёпикур принимал теплую ванну и просил принести ему вина.)

„еловек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти дл€ себ€ удобную обитель, отказыва€сь от активной де€тельности, стремлени€ переустроить мир. Ёпикуреец относитс€ к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремитс€ слитьс€ с ним. ≈сли довести качества эпикурейского мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о богах. ќни тоже состо€т из атомов, но нераспадающихс€ атомов, а потому боги бессмертны. Ѕоги блаженны, им нет никакой необходимости вмешиватьс€ в дела людей и мироздани€. ƒа это и не дало бы какого-либо положительного результата, ибо в мире, где есть свобода воли, нет и не может быть устойчивых целенаправленных действий. ѕоэтому богам на «емле делать нечего, Ёпикур помещает их в межмировое пространство, там они и нос€тс€. Ќо богопочитаемость Ёпикур не отрицает (он и сам посещал храм). Ёто надо понимать в том смысле, что, почита€ богов, человек сам укрепл€етс€ в правильности своего собственного самоустранени€ от активной практической жизни на пут€х эпикурейских представлений. ѕеречислим главные из них:

  1. все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклон€тьс€ от пр€молинейных траекторий;
  2. человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;
  3. мир чувств не иллюзорен, он Ч главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное замыкаетс€ на чувственную жизнь;
  4. боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире). 5) дл€ счастливой жизни человеку необходимы три главные составл€ющие: отсутствие телесного страдани€ (апони€), невозмутимость души (атаракси€), дружба (как альтернатива политическим и другим противосто€ни€м).

—кептицизм. —кептицизм Ч характернейша€ черта всей античной философии; как самосто€тельное философское направление он функционирует в период актуальности стоицизма и эпикуреизма.  рупнейшие представители Ч ѕиррон и —екст Ёмпирик.

јнтичный скептик отвергал познаваемость жизни. ƒл€ сохранени€ внутреннего спокойстви€ человеку нужно очень много знать из философии, но не дл€ того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (вс€кое утверждение есть отрицание, и, наоборот, вс€кое отрицание есть утверждение). јнтичный скептик отнюдь не нигилист, он живет как хочет, принципиально избега€ необходимости что-то оценивать. —кептик находитс€ в посто€нном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Ѕытие выступает во всем многообразии своей текучести (вспомните √ераклита): вроде бы и есть что-то определенное, но оно тут же исчезает.

—кептик указывает в этой св€зи на само врем€ оно и есть, но его и нет, Ђухватитьс€ї за него нельз€. ”стойчивый смысл вообще отсутствует, все текуче, поэтому живи так как хочешь и принимай жизнь в ее непосредственной данности. ѕознавший многое не может придерживатьс€ строго однозначных мнений. —кептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. —кептик  арнеад, посланный в –им ходатайствовать об отмене налога, один день выступал перед публикой за налог, другой день Ч против налога. ћудрецу-скептику лучше помолчать. ≈го молчание и €вл€етс€ философским ответом на поставленные ему вопросы. ¬оздержива€сь от определенных суждений, скептик остаетс€ невозмутимым. ћолчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но в нем нельз€ не видеть и известную пустоту мысли. ѕеречислим основные положени€ античного скептицизма:

  1. мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
  2. вс€кое утверждение есть вместе с тем и отрицание, вс€кое Ђдаї есть вместе с тем и Ђнетї; подлинна€ философи€ скептицизма Ч молчание;
  3. следуйте Ђмиру €вленийї, сохран€йте внутренний покой.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1610 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1611 - | 1394 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.