Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—убъект и объект познани€




ѕознание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.  акие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам ».ј. »льина, об€зан всегда считатьс€ с реальностью, сданными ему объективными обсто€тельствами и законами. ѕравда, он может и не считатьс€ с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед (1). “ак что дл€ сознани€ характерно посто€нное выхождение за пределы самого себ€: оно посто€нно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.

 

ћир существует дл€ нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. ѕон€ти€ УсубъектФ и УобъектФ соотносительны. √овор€ УсубъектФ, мы задаемс€ вопросом: субъект чего Ч познани€? действи€? оценки? √овор€ УобъектФ, мы также спрашиваем себ€: объект чего Ч познани€? оценки? действи€?

 

—убъект представл€ет собой сложную иерархию, фундаментом которой €вл€етс€ все социальное целое. ¬ конечном счете высший производитель знани€ и мудрости Ч все человечество. ¬ его историческом развитии выдел€ютс€ менее крупные общности, в качестве которых, выступают отдельные народы.  аждый народ, производ€ нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной де€тельности. ѕо крупицам, из века в век, накапливает он сведени€ о €влени€х природы, о животных или, например, о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обыча€х различных народов. ¬ обществе исторически выдел€ютс€ группы индивидов, специальным назначением и зан€тием которых €вл€етс€ производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. “аковы, в частности, научные знани€, субъектом которых выступает сообщество ученых. ¬ этом сообществе выдел€ютс€ отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижени€. »мена этих людей истори€ сохран€ет как обозначение выдающихс€ вех в эволюции научных идей.

 

ѕодлинный субъект познани€ никогда не бывает только гносеологическим: это жива€ личность с ее страст€ми, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволи€. ≈сли же субъектом познани€ €вл€етс€ научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношени€, зависимости, противоречи€, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Ќо часто под субъектом познани€ все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

 

—убъект и его познавательна€ де€тельность могут быть адекватно пон€ты лишь в их конкретно-историческом контексте. Ќаучное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей де€тельности, т.е. сознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.

 

‘рагмент быти€, оказавшийс€ в фокусе ищущей мысли, составл€ет объект познани€, становитс€ в определенном смысле УсобственностьюФ субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. —ледовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношени€ к сознанию субъекта, а есть реальность, вступивша€ в это отношение. ќна как бы стала УвопрошающейФ, говор€щей субъекту: Уќтветь мне Ч что € такое? ѕознай мен€!Ф —ловом, объект в его отношении к субъекту Ч это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанна€ реальность, т.е. така€, котора€ стала фактом сознани€ Ч сознани€, в своих познавательных устремлени€х социально детерминированного, и в этом смысле объект познани€ становитс€ уже фактом социума.

 

— точки зрени€ познавательной де€тельности субъект не существует без объекта, а объект Ч без субъекта. “ак, ген не только во времена античности, но и дл€ ∆.Ѕ. Ћамарка и „. ƒарвина, существу€ в структуре живого, не был объектом научной мысли. ƒо поры до времени ученые не могли вычленить эту тончайшую биологическую реальность в качестве объекта своей мысли. Ёто было сделано лишь сравнительно недавно, когда произошли существенные изменени€ в общей научной картине мира. »ли, скажем, только несколько дес€тилетий назад научна€ мысль, достижени€ техники и социальные услови€ позволили сделать объектом исследовани€ отдаленнейшие просторы  осмоса.

 

¬ современной гносеологии прин€то различать объект и предмет познани€. ѕод объектом познани€ имеют в виду реальные фрагменты быти€, подвергающиес€ исследованию. ѕредмет познани€ Ч это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. “ак, человек €вл€етс€ объектом изучени€ многих наук Ч биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. ќднако кажда€ из них УвидитФ человека под своим углом зрени€: например, психологи€ исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина Ч его недуги и способы их лечени€ и т.д. —ледовательно, в предмет исследовани€ как бы входит актуальна€ установка исследовател€, т.е. он формируетс€ под углом зрени€ исследовательской задачи.

 

»звестно, что человек €вл€етс€ творцом, субъектом истории, сам создает необходимые услови€ и предпосылки своего исторического существовани€. —ледовательно, объект социально-исторического познани€ не только познаетс€, но и создаетс€ людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. ¬ социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной де€тельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Ѕудучи субъектом познани€, он оказываетс€ вместе с тем и его объектом. ¬ этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает дл€ себ€ и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

 

¬ силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложн€етс€: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. ¬ социальном познании все вращаетс€ в сфере человеческого: объект Ч сами люди и результаты их де€тельности, субъект познани€ Ч также люди. ѕроцесс познани€ невозможен без свидетельств очевидцев, документов, опросов, анкет, созданных людьми орудий труда и пам€тников культуры. ¬се это накладывает определенный отпечаток на социальное познание, образу€ его специфику. ¬ нем поэтому, как ни в каком другом, исключительно важны гражданска€ позици€ ученого, его нравственный облик, преданность идеалам истины.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1916 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2202 - | 2020 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.