Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ Ћ.‘ейербаха




‘илософи€ Ћюдвига ‘ейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:Х полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного вли€ни€;Х попытка объ€снить Ѕога и религию с материалистической точки зрени€, исход€ из человеческой природы;Х материалистическое, с учетом новейших достижений науки объ€снение проблем окружающего мира и человека;Х большой интерес к социально-политическим вопросам;Х убеждение в познаваемости окружающего мира. ‘ейербах:Х отвергает идею тождества быти€ и мышлени€;Х не признает наличи€ абсолютной идеи Ч самосто€тельной субстанции и превопричины материального мира;Х логически доказывает невозможность отчуждени€ (превращени€) абсолютной идеи в материальный мир Ч окружающий мир очевиден и ос€заем, в то врем€ как абсолютна€ иде€ Ч лишь догадка разума, выдумка √егел€;Х не признает единства философии и религии;Х отвергает диалектику (ошибка ‘ейербаха).‘илософию √егел€ ‘ейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижени€м науки. ‘ейербах выдвинул теорию антропологического материа-лизма. —уть этой теории в том, что:Х единственно существующими реальност€ми €вл€ютс€ природа и человек;Х человек €вл€етс€ частью природы;Х человек есть единство материального и духовного;Х человек должен стать главным интересом философии;Х иде€ существует не сама по себе, а есть продукт сознани€ человека;Х Ѕога как отдельной и самосто€тельной реальности не существует; Ѕог Ч плод воображени€ человека;Х природа (матери€) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;Х все, что нас окружает (предметы, €влени€), Ч различные про€влени€ материи. —уть идеи (о постепенном увеличении познавательных спо-собностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "“о, что не познаем мы, познают наши потомки".ќснову познани€, по ‘ейербаху, составл€ют субъек-тивные чувственные ощущени€, в основе которых лежит объективна€ реальность и которые осознаютс€ разумом.

Ѕудучи материалистом, он отстаивал принцип восхождени€ от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровн€ организации материального. ѕарадокс, однако, заключаетс€ в том, что ‘ейербах, €вл€€сь материалистом, не считал себ€ материалистом.

 

‘ейербаху импонировала иде€ Уреального чувствующего человекаФ. ’арактерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийс€ в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. ѕрирода Ч основа духа. ќна же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого »рода наделила чувствами и разумом и психика которого зависит его телесной организации, облада€ вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. ќднако природна€ сторона в человеке ‘ейербахом гипертрофировалась, а социальна€ Ч недооценивалась.

 

»з всех человеческих чувств ‘ейербах выдел€л чувство любви, име€ в виду нравственную любовь. Ќе вника€ во все тонкости гносеологии, он сосредоточилс€ на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде У—ущность христианстваФ.

 

»сходным пунктом воззрений ‘ейербаха €вл€етс€ иде€, выража€ в концептуальном афоризме: УЌе Ѕог создал человека, а человек создал ЅогаФ. “айну христианства ‘ейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, убежденный от самого человека смысл. ѕо ‘ейербаху, религи€ Ч не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. ќна обладает множеством достоинств: в религии нельз€ не видеть предписани€ к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

 

—осредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично €рко характеризу€ любовь, в частности в личных отношени€х, ‘ейербах стремилс€ именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидани€ общества котором царствовали бы любовь и справедливость. ¬идимо, м объ€сн€етс€ то, что он вступил в р€ды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, I и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи  . ћаркса и Ёнгельса.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1120 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1964 - | 1700 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.