Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке




Средневековая философия Запада и Востока — это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, обще­ства, для которого характерно господство теологии и религии. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде. И хотя феодал мог продать и купить работника, он не имел права его убить. Такое развитие производственных отношений требовало их социально-психо­логического и идеологического подкрепления. Интеграцион­ной основой феодальной культуры, которая обеспечивала ее идеологически, была религия.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Цер­ковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организа­цией. Духовенство фактически было единственным образован­ным классом. Юриспруденция, естествознание, философия — все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви.

Исходным пунктом философских размышлений стали дог­маты Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневе­ковой философии является теоцентризм.— обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Так, в средние века в Китае учение о дао было полностью приспособ­лено к потребностям религии: дао предстало не как естествен­ный закон, а как божественная предопределенность.

Буддистская философия сосредоточила свое внимание на разработке проблем иллюзорности бытия и истинности небы­тия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достиже­ния вечного духовного мира через усовершенствование само­сознания.

Конфуцианство заимствовало идеалистические и мистичес­кие идеи буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы. Учение о «Законе Неба», требующее покорности власти, любви и уважения к ней, стало в конфуци­анстве важнейшим.

При европейском феодализме господствующей являлась христианская религия, которая противопоставляла многочис­ленным разрозненным феодальным государствам свою стро­гую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Эти цели осуществляла прежде всего католическая цер­ковь во главе с Папой Римским. При этом церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение фи­лософского наследия античности происходило частями, при­страстно, допускалось в основном распространение идеалис­тических идей, подкрепляющих религиозные догматы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1514 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.