Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средневековая арабоязычная философия




Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны ус­пехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуж-дениям.

Крупными представителями философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый-энци­клопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль-Фараби; великий ирано-таджикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ Ибн-Рошд (Аверроэс) и другие.

Аль-Фараби (870—950) принадлежит около 100 работ по фи­лософии и истории естественных наук. Он исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истин­ное знание от ложного. Отсюда философ придает большое зна­чение разуму человека. Именно философия позволяет челове­ку понять сущность бытия. Оно «едино» и в то же время — «многое». Такое состояние бытия есть результат эманации, т.е. истечения различных «сред бытия» из «единого». Сам мир пред­стает у Аль-Фараби в виде девяти заключенных друг в друга сфер-небосводов, в которых живут души, выступающие причи­ной вращения этих сфер вокруг Земли. Движение сферы-не­босводы получили от первотолчка.

Аль-Фараби использовал аристотелевское учение о форме и материи для объяснения многообразия мира. Он не соглашал­ся с Платоном в вопросе бессмертия души, ибо считал ее появ­ление и смерть одновременными с появлением и смертью тела. Отсюда теория познания у Аль-Фараби — это не теория воспо­минания, как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, когда разумная душа постигает природу вещей, используя показания чувств. Сущность вещей познает­ся умом, который должен прежде всего опираться на логику, но использовать материал, поставляемый органами чувств.

И хотя Аль-Фараби допускает существование бога в качестве первопричины бытия и перводвигателя, его философия выра­жает стремление разобраться в сложнейших вопросах позна­ния и бытия. Именно поэтому философ так тщательно исследу­ет состояния бытия, его формы: простые элементы — воздух, огонь, землю, воду; а также минералы, растения, животных, человека и небесные тела. Тем самым он подчеркивает объек­тивное существование внешнего мира. Его философские взгляды оказали сильнейшее влияние на развитие арабоязычной философии.

Наиболее выдающимся философом Средней Азии, а также Ирана в средние века был уроженец Бухары, таджик по проис­хождению Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037). Он написал более 300 трудов, среди которых такие знаменитые, как «Книга исцеления» и «Книга знания».

Анализ наследия Ибн Сины свидетельствует о необычайно широком круге его интересов, о его подлинно энциклопедичес­кой образованности. Он предложил классификацию наук путем их деления по объектам исследования.

Ибн Сина выдвинул положение о том, что природа изна­чальна и неуничтожима, что ее законы не меняются произ­вольно и доступны человеческому познанию, что душа обу­словлена деятельностью тела и ее индивидуальное бессмертие невозможно.

Ибн Сину не без основания называют «философом бытия», так как наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии. Он рассматривает два вида бытия — Необходи­мо-Сущее и Возможно-Сущее бытие. Необходимо-Сущее бытие — это непреложное бытие — духовная сущность. Оно «чистое», «доброе», «чистая истина» и «чистый разум». Необходи­мо-Сущее напоминает «Единое» (Добро) Платона и Плотина и «перводвигатель» Аристотеля. Возможно-Сущее — это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии.

Между Необходимо-Сущим и Возможно-Сущим имеется по­стоянная связь: это связь духа и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно связан с природой, то и природа вечна. Таким об­разом, философия Ибн Сины является объективно-идеалисти­ческой. Однако у Ибн Сины Необходимо-Сущее не творит мир, а эманирует (позднелатинское emanatio — истечение) его (как у Аль-Фараби). Другими словами, все вещи существующего мира как бы истекают (исходят) из единого начала. Интересно то, что в эманации, как ее представляет Ибн Сина, угадана им самоэволюция природы. Он рассматривает возникновение мира минералов, его переход к миру растений, затем к миру животных, а из него — к миру разумных существ. Ценной для историко-философской мысли является и тео­рия познания Ибн Сины. Она имела прочную естественно -на­учную основу и была материалистической по своим основным положениям. Ибн Сина не сомневался в объективном сущест­вовании предметов познания, а само познание рассматривал как отражение образа вещей в данных чувств и разуме позна­ющего. Однако Ибн Сина отдавал дань своему времени, ут­верждая, что познание — это соединение души с деятельнос­тью разума, в котором запечатлены образы всех явлений мира.

В трудах Ибн Сины проводится анализ таких важных гносе­ологических проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании.

Много внимания уделил философ разработке проблем логи­ки. Он определяет логику как науку о законах и формах мысли, которые извлечены из природы самой мысли безразлично к ее конкретному содержанию. Логика — наука об истине, которая изучает формы суждения и процесс доказательства.

Следует отметить, что философское и научное творчество Ибн Сины оказалось важным связующим звеном единой куль­турной традиции человечества. Ибн Сина стимулировал даль­нейшее развитие не только восточной, но и западной культуры и науки. Достаточно сказать, что его «Канон врачебной наукив течение целых шести столетий служил учебным пособием для медиков Европы, где его воспринимали как своего рода меди­цинскую Библию. Всемирную известность получила также его медицинская поэма, написанная на арабском языке в стихах. Это, по существу, миниатюрный «Канон врачебной науки». Идеи Ибн Сины о бескорыстном служении Прекрасной Даме, изложенные им в «Трактате о любви», легли в основу поэзии трубадуров, миннезингеров, а в конце европейского средневе­ковья породили дантевскую концепцию любви. Не случайно Данте упоминает имя Авиценны (Ибн Сины) среди величайших мыслителей всех времен и народов.

Блестящего подъема философия и наука достигли в средние века в Испании. В ней жил и творил величайший арабский фи­лософ и врач Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126—1198).

Учение Ибн-Рошда основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля, которого он ставил «выше всех фило­софов». «Учение Аристотеля есть высшая истина, потому что его ум был пределом человеческого ума», — писал Ибн-Рошд. Особенно он высоко ценил логику Аристотеля. Большинство философских произведений Ибн-Рошда представляют коммен­тарии к сочинениям Аристотеля.

Ибн-Рошд рассматривает мир как вечный и необходимый процесс, в основе которого лежит праматерия. Он отвергает по­нимание материального мира как «возможного» бытия. Мате­рия и форма не существуют отдельно друг от друга: их можно разделить лишь мысленно. Бытие Бога не предшествует мате­рии, а совечно ей. Функция Бога состоит в том, чтобы превра­щать возможности, внутренне присущие материи, в действи­тельность. Движение вечно, творения природы Богом не суще­ствует. Все эти идеи излагались и Ибн Синой.

Ибн-Рошд выдвигал три основные философские идеи, в ко­торых выражалась борьба науки с религией: вечность матери­ального мира; наличие необходимой причинной связи всех яв­лений мира: все индивидуальное по своей природе смертно, че­ловеческая душа тоже смертна. Бессмертие души, утверждал философ, — это «химера», а загробная жизнь «фикция». Бес­смертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Од­нако бессмертен и всеобщий разум, как воплощение связи ду­ховной жизни всех поколений, как сверхиндивидуальный ин­теллект, посредством которого человечество в любой момент созерцает абсолютную истину. Таким образом, разум не принадлежит отдельной, индивидуальной душе, и поэтому он один тот же у всех людей, и все отдельные люди лишь постольку разумны и познают истину, поскольку они причастны единому всеобщему разуму.

Понимание разума как всеобщего, объективного, единого во всем человеческом роде и привходящего в душу отдельного че­ловека получило название аверроизма.

Вступив в противоречия с ортодоксальной мусульманской догматикой и в проблемах онтологии, и в проблемах гносеоло­гии, Ибн-Рошд разрабатывает теорию двойственной истины. В ней он предлагает различать истины философские и ис­тины богословские. То, что может быть истинным в филосо­фии, заявлял Ибн-Рошд, в религии (теологии) может быть ложным и наоборот. Ибн-Рошд размежевал сферы филосо­фии и религии: религиозные предписания учат, как человек должен поступать, а философия учит постигать абсолютную истину. Кроме того, философия — это теория, а религия — больше область практики. Положение о двойственной истине выявляло противоречие средневекового миросозерцания — противоречия между научными устремлениями и религиозными догматами.

Идеи Ибн-Рошда получили распространение в Европе в XIII—XIV вв. и окончательно изжили себя к началу XVII в. в. связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.