Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия и наука




При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпрета­ции: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие фи­лософии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение филосо­фии и вненаучного знания.

Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать науч­ного характера философии вообще как одного из мощных по­токов развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рас­смотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемст­венность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения “науки логики”.

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в со­держание науки. Не случайно многие крупные ученые в облас­ти конкретных наук являются и виднейшими представителя­ми философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристо­теля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет науч­ный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный пред­мет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобще­ния знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень при­водит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступа­ет теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали ус­пехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут при­водить к утверждению научно-философских выводов как реа­листической философии, так и той философской ветви, кото­рая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со сторо­ны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их раз­витие, причем опять-таки как положительное, так и отрица­тельное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осу­ществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инжене­рии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хо­рошо выразил И.В. Гете. “От физика, — писал он, — нельзя тре­бовать, чтобы он был философом; но...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до фи­лософской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физи­ки и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны част­ности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся”.

Наконец, третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, “альтернативную науку”), куда входят такие “науки”, как астрология, оккультные “науки”, магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и “заблуждающегося ра­зума”, следует, на наш взгляд, рассматривать последний в ка­честве момента развития научного знания и философии. При­чем с исторической точки зрения этот момент является необ­ходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть га­рантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некото­рые авторы, особенно это касается представителей и привер­женцев концепции “постмодернизма”, призывают использо­вать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, аст­рологии и т.д., лишь бы они оказывали терапевтическое воз­действие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и вы­ступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтраль­ности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интел­лектуальному анархизму. Более того, при таком подходе науч­ного сообщества к псевдонауке, который ширится в современ­ном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидете­лями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и ин­дивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функ­цию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь втрудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, кол­дуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упо­вание на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожи­данием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо воз­лагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной филосо­фии, то ее статус, общекультурное значение и просветитель­ская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псев­донаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушива­ются на голову современного человека. Это требует от предста­вителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоз­зренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда на­блюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современное научное и культурно-интеллекту­альное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыба­ется своей собственной нравственной ущербности.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.