Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия как методология




Каждая наука имеет свой метод. Однако философия высту­пает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения дей­ствительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, ко­нечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соот­ветствии со своей спецификой и пониманием предмета фило­софии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о ме­тодах философии, следует прежде всего указать на материа­лизм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступа­ют как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или со­знание, дух или природа, т.е. материалистические или идеа­листические предпосылки. В первом случае общий процесс по­знания рассматривается как отражение в сознании объектив­ной действительности; во втором — как самопознание созна­ния, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онто­логия во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских мето­дов — диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее по­нимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматри­вали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо от­метить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диа­лектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внима­ние на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на “диалектику вещей”, на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой пони­мали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о “диалектике понятий”, о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она вы­ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классическим представи­телем идеалистической диалектики (равно как и диалектичес­кого идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками мате­риалистической диалектики (равно как и диалектического ма­териализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изо­лированному рассмотрению тех или иных моментов или фраг­ментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:

либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо из­вестный лозунг: “Кто не с нами, тот против нас”. При рассмот­рении движения метафизика тяготеет к сведению многообраз­ных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который, в свою очередь, является проявлением мета­физического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод позна­ния, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и “огрубление”, “упрощение” на­ходящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методо­логическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета иссле­дования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообу­словленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносео­логические корни всех односторонних теоретических концеп­ций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и про­тивопоставляется материальному в качестве абсолютно авто­номного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе мате­риального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию ока­зывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выра­жение метафизического способа исследования. И если в пер­вом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по наше­му мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в noзнании (Эпикур, Гоббс.Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно кото­рому основой познания и действия людей является разум (Спи­ноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам пости­жения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Берг­сон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механиз­мы, логика и организация знания. В частности, рассматрива­ются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, струк­тура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методоло­гия познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два ка­чества философии тесно взаимосвязаны между собой. Фило­софская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следу­ет смешивать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.