Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функции философии. Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста­точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях




Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста­точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего — это мировоззренческая функция, которая связана с аб­страктно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Един­ственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, кото­рый выражается в их тяготении или к научному знанию, объ­ективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз­вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль­ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя­нуть функцию философии как школы теоретического мышле­ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи­лософии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст­вует о важности критического подхода и наличия определен­ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что по­ложительное значение имеет лишь основывающаяся на диа­лектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль­ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо­бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно много­плановой по своему содержанию и охватывает различные ас­пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст­вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме­нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль­ный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческо­го общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию кол­лективных действий по их достижению. При этом степень жиз­ненности философской концепции определяется тем, насколь­ко каждый индивид может ее понять и принять. Следователь­но, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждаю­щую роль для каждого индивида, способствовать формирова­нию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению по­зитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призва­на осуществлять функцию интеллектуальной терапии, кото­рая особенно важна в периоды нестабильного состояния обще­ства, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не ус­певают сформироваться или завоевать авторитет; когда чело­веческое существование находится в “пограничной ситуации”, на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой не­легкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно акту­альна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавше­му логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лече­ние] — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы “справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью”. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мне­нию, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалек­тически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь­ные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функ­ции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв­ляется специфика и сущность философского знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1224 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.