Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вместо введения




Термин “философия” происходит от греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, пото­му что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть фи­лософом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — “что же такое муд­рость?” Сами философы отвечали на него по-разному и мудр­ствовали каждый по-своему. С этим связано и различное пони­мание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, “даже между настоящими философскими писате­лями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия”.

Первым, кто объяснил слово “философ”, был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: “Жизнь... подобна иг­рищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины”. Итак, согласно Пифа­гору, смысл философии — в поиске истины”. Разделял это мне­ние и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софис­ты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с до­стижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уло­вок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто стро­ились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм “Рогатый”, выраженный в следующем умозаключении: “То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь”. Лу­кавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заклю­чается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответст­вующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача филосо­фии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом филосо­фия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет “знание и понимание ради самого знания и понимания”.

Следует отметить, что понимание предмета философии свя­зано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на по­явление концепций, согласно которым философия призвана ос­вободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помо­щи философии преодолеть страх перед смертью, может слу­жить следующее его высказывание: “Стало быть, самое ужас­ное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют”.

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к чело­веку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру­гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предме­том исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралисти­ческий и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авто­ритетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным фило­софским концепциям не присуще общее. Можно вычленить су­щественные моменты, свойственные философскому знанию во­обще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели по­знания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физи­ческие, химические, биологические и т.д.), хотя она, в боль­шинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о по­знании получило название гносеологии (от греч. gnosis — зна­ние, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, нахо­дит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общест­во оказывает основное влияние на развитие личности, форми­рует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, ко­торый изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важней­ших для философии, поскольку именно человек является ис­ходным и конечным пунктом философствования. Творит и дей­ствует не абстрактный дух, а человек. Философия человека на­зывается философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои кате­гории и их систему, закономерности, методы и принципы ис­следования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий ха­рактер, распространяются одновременно на природу, общест­во, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозна­ченные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистичес­кие, религиозные и их разновидности. В связи с этим решают­ся такие проблемы, как соотношение философии и мировоз­зрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в филосо­фии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной фи­лософии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского пони­мания мира. Рассматриваются фундаментальные философ­ские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, позна­ния, а также философские проблемы информатики, указываю­щие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения со­циальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направ­ления социальной философии. Показано ее значение как тео­рии и методологии познания общественных явлений. Рассмат­ривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о челове­ке. Показано решение проблемы человека в истории философ­ской мысли, включая современные философские учения. Все­сторонне раскрываются сегодняшние проблемы существова­ния человека в обществе и их решение в современной антропо­логии.

Данный учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатиза­ции В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V); доктор философских наук, профес­сор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвер­тый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения;

Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат фи­лософских наук, доцент ММ. Сидоров (Разд. третий).

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.