Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истина как вымирающий вид




В наше время модно все ставить под сомнение или широко смотреть на большинство вопросов. К сожалению, широкие взгляды зачастую обнару­живают главным образом существование вакуума. Нередко мы слышим раз­говор о двух сторонах вопроса, но за этим, как правило, не следует никаких заключений! Слишком многие ученые в своих поисках довольствуются лишь изложением нескольких возможных мнений, чаще всего в рамках одной об­ширной парадигмы, не приходя ни к каким окончательным выводам. Слиш­ком часто наши исследования заканчиваются совокупностью возможных вариантов. Вот почему в шутке о том, что типичная докторская диссертация заканчивается традиционным «может быть», есть большая доля правды. Осоз­нание временной природы парадигм способно побудить нас воздержаться от необходимого анализа и опуститься до почти тотального неверия. Мы про­сто можем опустить руки в поиске истины. Но это будет лишь свидетель­ствовать о нашей лени, бесплодности, упрощенчестве и скуке.

Знаменитый французский драматург Мольер сочинил комедию под назва­нием «Брак поневоле»29. Пьеса, написанная по заказу короля Людовика XIV, сразу же приобрела успех, и время от времени даже сам блистательный фран­цузский король принимал участие в ее постановках. В ней были изображены некоторые человеческие слабости в юмористическом, но поучительном све­те. По ходу сюжета главный герой пьесы, пожилой богач, мучается сомнени­ями, стоит ли ему жениться на молодой девушке, которую интересует только его состояние. Он ищет совета у нескольких человек, включая двух филосо­фов. Первый философ оказался последователем Аристотеля и был настоль­ко поглощен своими собственными взглядами, своей философией и опреде­лением терминов, что бедный дворянин так и не сумел донести до него реаль­ность своей практической проблемы. Он удаляется восвояси и ищет совета у философа-скептика. Представившись, он сообщает философу, что пришел за советом, а тот в свою очередь отвечает: «Милейший, вы подобрали не те слова. Наша философия предписывает нам избегать утвердительных пред­ложений, но говорить обо всем с сомнением и неизменно воздерживаться от твердых суждений. Посему будет правильнее, если вы скажете: "Я, кажется, пришел", а не "Я пришел"». Далее идет развернутая дискуссия о том, действительно ли этот человек пришел или это только видимость! Философ по-прежнему отвечает состоятельному господину такими репликами, как «мо­жет быть и так», «в этом нет ничего невозможного» или «вполне вероятно». Он отказывается касаться того, что так волнует богача. Напряжение растет, и ничем не приукрашенная реальность наконец врывается в их разговор, когда разъяренный главный герой начинает пинать философа, отвечающего воп­лями и сердитыми возгласами. Заявив дворянину, что бить философа — это дерзость и насилие, он грозит обратиться к магистрату. Богач же, в свою оче­редь, отвечает: «Милейший, что я слышу! Ведь нам положено все ставить под сомнение. Вы говорите, я ударил вас? Вовсе нет — вам кажется, что я ударил вас». Состоятельный господин отвечает философу теми же неопределенны­ми словами, которые прежде были адресованы ему самому. Философ, буду­чи твердо уверен, что его побили, слышит в ответ замечания типа «может быть и так» и «вполне возможно». Подобным образом богач дает философу урок о слабостях скептицизма.

Современная интеллектуальная среда страдает теми же слабостями, что и эпоха Мольера. Слишком часто относительность, агностицизм и скепти­цизм пользуются уважением, а определенность и истина, похоже, нахо­дятся на грани вымирания. Сомневаться почти во всем стало модно. Со­мнения поощряются даже тогда, когда они не могут принести ничего, кро­ме еще больших сомнений.

Относительность, агностицизм и скептицизм, низводящие истину до уров­ня неопределенности, не могут претендовать на какую-либо уверенность в собственной правоте. Их догматы предписывают нам быть неуверенными относительно почти всего значительного, включая, по сути, и сами эти утвер­ждения. Если вы ни во что не верите, то где же ваша последовательность, коль скоро вы по-прежнему верите, что ни во что не верите? Как сказал Пас­каль: «Нельзя сказать с определенностью, что все вокруг неопределенно»30.

Очевидно, мы можем и должны отвергать многие идеи, и осторожность весьма полезна при рассмотрении многих концепций. Да и воздерживать­ся от конкретного суждения тоже вполне правомочно, если мы не владеем достаточной информацией, чтобы прийти к какому-то решению. В поиске истины мы должны поступать разумно и тщательно взвешивать идеи. Со­мнения имеют право на существование, но не нужно ставить под сомне­ние все и навсегда, и чрезвычайно важная задача по отделению истины от заблуждения не должна пасть жертвой бесплодного скептицизма. Благо­разумные ученые могут позволить себе оставить место и для истины. Нам нет необходимости погружаться в «мир неопределенности», где все «мо­жет быть», но нет ничего точного.

Иногда наши игры в сомнения лицом к лицу сталкиваются с реальнос­тью простых и суровых фактов вроде крушения Титаника, наскочившего на айсберг. Если кто-то крадет наши деньги, то их существование и поня­тие собственности становятся для нас совершенно реальными. Или, если мы опаздываем на самолет и он улетает без нас, время тоже открывается нам во всей своей реальности. Развод или помилование преступника мо­гут напомнить нам о том, что моральные ценности, честность и прощение тоже составляют часть реальности. Большинство из нас признают суще­ствование лжи, но это признание подразумевает также и реальность ис­тины. Время от времени нам, погрязшим в сомнениях, приходится сталки­ваться с реальностью, которая внушает нам уважение. Если есть реаль­ность, то есть и истина, но мы не найдем ее, если будем ставить под сомне­ние все без исключения. Тому, кто во всем сомневается, нечего предло­жить в отличие от человека, ищущего истину.

У нас есть доминирующие парадигмы, которые время от времени изме­няются, и данный факт не должен удерживать нас от поиска истины, ос­нованной на надежной информации. Реальность и истина существуют, по­тому о них можно говорить со значительной долей уверенности. Истина настолько важна, что нам необходимо усердно искать ее и активно отста­ивать ее право на существование.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.