Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Г ' Книга первая




I. (1) Существует древнее мнение, ведущее свое начало чуть ли не с героических времен, мнение, ко­торого придерживаются и римляне и все другие на­роды (и это единодушие, несомненно, подкрепляет его), что есть у людей нечто такое, что у нас называ­ется дивинация (divinatio), т. е. способность предчув-

.547

ствовать и узнавать будущее. Это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь (если бы только она существовала в действительности), с ее помо­щью смертная природа могла бы вплотную прибли­зиться к божественной. Так что мы в этом, как и во многом другом, поступили лучше, чем греки, присво­ив этой превосходнейшей способности название, производное от слова «divus» (божественный), между тем как греки, судя по толкованию Платона, произве­ли свое название от [слова «цсма», означающего] «ис­ступление» (furor).

(2) Я по крайней мере не знаю ни одного народа, будь то самый цивилизованный и образованный или дикий и варварский, который не верил бы в воз­можность предзнаменований будущего и в то, что некие люди способны понимать эти предзнамено­вания и предвещать.

Обратимся к авторитету самых древних и начнем с ассирийцев. Населяя страну ровную и обширную, они могли наблюдать небо, со всех сторон открытое, внимательно следить за передвижением и перемеще­нием звезд. Наблюдая все это, они заметили, что пред­знаменуют те или иные изменения в положении не­бесных светил, и эти свои познания передали позд­нейшим поколениям. Среди этого народа халдеи (название это происходит не от их искусства, а от на­звания их племени), постоянно наблюдая за звездами, создали, как считают, целую науку, которая дает воз­можность предсказывать, что с кем случится и кто для какой судьбы рожден. Считают, что это искусство раз­вивалось также у египтян с глубочайшей древности и в течение почти бесчисленных столетий.

Жители же Киликии, Писидии и соседней с ними Памфилии (я в свое время сам управлял этими стра­нами) считают, что полет птиц и их пение — это са­мые верные знамения, чтобы предсказывать будущее. (3) А Греция разве выслала хоть одну колонию в Эо-лию, Ионию, Азию, Сицилию, Италию без оракула Пифии, или Додонского, или Аммона? А какая война предпринималась Грецией без совета, полученного от богов?

//. И в государственных и в частных делах приме­няется не один только вид дивинации. Не говоря о других народах, какое множество видов [дивина­ции] в ходу у нашего! Сначала родитель этого города [Рима], Ромул, согласно преданию, не только приме­нил ауспиции при закладке города, но и сам также был наилучшим авгуром. Затем и другие цари ис­пользовали авгуров, а после изгнания царей никакое государственное дело ни в мирное время, ни на вой­не не велось без ауспиций. А так как казалось, что на­ука гаруспиков имела большое значение и тогда, ког­да нужно было испросить что-нибудь у богов, и тог­да, когда надо было принимать какое-либо решение или истолковать знамение и принести умилостиви­тельную жсртну, к) |римлипе| переняли из Этрурии всю эту пауку, ч и >< >м ни один вид дивинации не ока­зался у них к npciK орсжснии. (4) Поскольку же души, [как полагали наши предки), Moiyr без участия разума и науки, собственным споим независимым и свобод­ным движением ВДОХНОВЛЯТЬСЯ Д1ЮЯКО: ИЛИ В СОСТОЯ­НИИ умоисступления, или во сне, — то, считая сивил-лины, большею частью в стихах, прорицания данны­ми в состоянии умоисступления, [римляне] сочли нужным выбирать для их истолкования из числа граждан по десять человек. По этим же соображени­ям часто считали нужным внимательно прислуши­ваться также к вдохновенным предвещаниям таких прорицателей и провидцев, как Корнелий Куллеол во время Октавиевой войны. Не пренебрегал наш верховный совет и более важными сновидениями, если в них усматривалось нечто, имеющее отноше­ние к государственным иш-ересам. Да вот и на нашей памяти Л. Юлий, бывший консулом вместе с П. Рути-лием, восстановил храм Юноны Соспиты (Спаси­тельницы) по распоряжению сената на основании сна, увиденного дочерью Метелла Балеарского Це­цилией.

///. (5) Но древние, как я думаю, придерживались всего этого, скорее следуя традиции, чем руководст­вуясь разумом. Философами же были подобраны не­которые доказательства возможности истинной ди-

винации. Из философов, если начать разговор с древнейших, Ксенофан из Колофона (единственный из тех, кто утверждал, что боги существуют) полно­стью отвергал дивинацию. А прочие все, кроме Эпи­кура, болтавшего пустое и о природе богов, призна-,вали дивинацию, но неодинаковым образом. Так, Со­крат и все сократики, а также Зенон и его ученики остались при том же мнении, что и древние филосо­фы, в согласии со Старой Академией и перипатети­ками. Еще раньше 11ифагор иысоко по/и «ял авторитет этого мнения, он ведь и сам хотел быть авгуром. Так­же и Демокрит, серьезный автор, во многих местах признает возможность предвидения будущего. А вот перипатетик Дикеарх отвергал все виды дивинации, за исключением тех, которые даются в сновидениях и в исступлении. И наш друг Кратипп, которого я считаю равным самым знаменитым перипатетикам, также этим видам дивинации оказывает доверие, а прочие отбрасывает.

(6) Но стоики почти все виды дивинации защища­ют в соответствии с тем учением, которого как бы се­мена рассеял еще Зенон в своих комментариях, а Клеанф это учение еще немного пополнил. Затем присоединился к ним еще Хрисипп, человек острей­шего ума, который все учение о дивинации изложил в двух книгах, и, помимо этого, еще в одной — об оракулах и в одной — о сновидениях. А вслед за ними издал одну книгу его ученик, Диоген Вавилонянин, две — Антипатр, пять — наш Посидоний.

Но отступился от стоиков их, можно сказать, глава, учитель Посидония и ученик Антипатра, Панетий. Не осмелившись, правда, отрицать возможность и значе­ние дивинации, он заявил, что сомневается в ней. А раз ему, стоику, позволительно было высказывать та­кие, нежелательнейшие для стоиков, мысли по како­му-то одному вопросу, то почему бы стоикам не поз­волить нам того же по остальным вопросам? В осо­бенности, если то, что Панетию казалось неясным, остальным представителям той же школы представ­ляется яснее солнечного света. (7) Но как бы то ни было, это большая честь для Академии иметь в под-

крепление своих взглядов суждение и свидетельство превосходнейшего философа.

IV. Я сам, занимаясь исследованием вопроса, что следует думать о дивинации, — вопроса, по которому Карнеад так много и остроумно спорил со стоиками, и, опасаясь, как бы не увлечься невзначай теорией или ложной, или недостаточно обоснованной, при­шел к мнению, что следует и в этом случае поступить так, как я сделал в написанных мною трех книгах о природе богов, а именно тщательно еще и еще раз сопоставить аргументы с аргументами. Ибо если лег­комысленная доверчивость и ошибки постыдны во всех делах, то в этом — в высшей степени, поскольку тут приходится решать, какую меру доверия мы долж­ны иметь к ауспициям, обрядам, культу богов. И сле­дует недь опасаться, как бы мы или, проявив к этому i ipci 1сбрсжитсш>1 юс суп к)П1С1 me, I ie впали в нечестие, или, приняв [все на веру), не предались бабьим суеве­риям.

V. (8) Эти и некоторые другие вопросы мы часто обсуждали, и более основательно недавно, когда мы, я и мой брат Квинт, были в моем Тускуланском име­нии. Мы прогуливались в Ликее (это название верх­него гимнасия), и Квинт сказал: «Я перечитал недав­но твою третью книгу о природе богов. И хотя в ней доводы Котты поколебали мои убеждения, но полно­стью их не подорвали». «Вот и отлично, — говорю, — потому что и сам Котта рассуждал таким образом, чтобы скорее опровергнуть аргументы стоиков, чем сокрушить религию людей». «Об этом-то Котта и сам говорил, и много раз, — заметил Квинт, — думается мне, с той целью, чтобы не выглядеть уклоняющимся от общепринятых верований. Но мне кажется, что усердие его нападок против стоиков совершенно ус­траняет богов. (9) Я вовсе не собираюсь отвечать на его речь, так как Луцилий во второй книге достаточно защитил религию, и, как ты пишешь в конце третьей книги, тебе самому именно его мнение показалось ближе к истине Но ты в тех книгах обошел молчанием дивинацию, т. е. предсказание и предчувствие таких событий, которые считаются случайными (fortuitae).

Ты это сделал, полагаю, потому что счел удобнее рас­смотреть и обсудить это отдельно. Так вот, если угод­но, давай рассмотрим сейчас, что собой представляет дивинация и каковы ее возможности. Потому что я так рассуждаю: если существуют такие истинные виды дивинации, через которые мы узнаем о буду­щем и которые мы поэтому и применяем, то суще­ствуют и боги; и, в свою очередь, если существуют боги, то должны быть и люди, способные провидеть будущее».

VI. (10) «Ты, — говорю я Квиту, — защищаешь са­му цитадель стоиков, приводя их двойной аргумент: если есть дивинация, то существуют боги, а если су­ществуют боги, то должна быть дивинация. Но ни первое, ни второе из этих положений не так легко принять, как ты полагаешь. Ведь и будущее может быть предзнаменовано естественным образом, без участия Бога, и, пусть боги существуют, они, мо­жет быть, никакой дивинацией род человеческий не наделили».

«А для меня, — отозвался Квинт, — вполне хватает доказательств и того, что боги существуют и что они заботятся о людях, так как я считаю, что есть вполне ясные и несомненные виды дивинации. Если угодно, я изложу, что я об этом думаю, если, конечно, у тебя есть время и ты не предпочитаешь заняться чем-ни­будь другим вместо этих разговоров». (11) «У меня, — говорю, — Квинт, всегда найдется время для филосо­фии. А теперь, когда у меня нет ничего другого, чем бы я смог с охотой заниматься, я тем более хотел бы услышать, что ты думаешь о дивинации».

«Я, — ответил Квинт, — не скажу ничего нового, ничего такого, что бы не сказали другие до меня. Ибо я придерживаюсь того мнения, которое не только сложилось в глубочайшей древности, но и получило всеобщее признание у всех народов и племен, а именно, что есть два вида дивинации, из них один —-искусственный, другой — естественный (alterum artis est, alterum naturae). (12) Есть ли такой народ или та­кое государство, которые не придавали бы никакого значения предсказаниям будущего по внутреннос-

тям жертвенных животных или по толкованиям ди­ковинных явлений, молний, по предсказаниям авгу­ров или астрологов или по толкованиям жребиев (ведь во всем этом есть и какое-то искусство), или по­лученным в сновидениях, или в экстазе (эти два вида считаются естественными)? И я считаю, что в этих вопросах факты имеют большое значение, чем поис­ки их причин. Потому что есть некая сила и природа (vis et natura quaedam), которая при длительном на­блюдении над знамениями, равно как и при дейст­вии некоего наития и божественного вдохновения (aliguo instinctu inflatuque divino) возвещает буду­щее». <...>

XXIII. (46) Перейдем теперь к иноземным приме­рам. Гсраклид 11онтийский, человек ученый, слуша­тель и ученик 11л;1топа, пишет, что мать Фаларида уви­дела носч к* статуи Погон, которые она сама освятила в своем доме. Одна из этих статуй, Меркурия, держала в правой руке жертвенную чашу, и было видно, как из нее лилась кровь на землю. И, достигнув земли, кровь на глазах разливалась, так что весь дом залило кро­вью. Беспримерная жестокость Фаларида вполне под­твердила сон его матери.

Должен ли я также напомнить известную из книг Динона Персидского историю о том, как маги истол­ковали то, что приснилось знаменитому царю Киру? Кир, пишет этот историк, во сне увидел солнце у сво­их ног. Три раза он протягивал руки, напрасно пыта­ясь охватить солнце, но оно каждый раз, откатив­шись от него, ускользало и уходило. Маги (у персов это был круг ученых и мудрых людей) объяснили ца­рю, что три его попытки схватить солнце знаменуют, что он будет царствовать тридцать лет. Что и осуще­ствилось, ибо он умер 70 лет от роду, а царствовать начал в 40 лет.

(47) Есть, конечно, и у варварских народов некая способность предчувствовать и предвещать. Индиец Калан, сам возжелавший умереть, вступив в пылаю­щий костер, воскликнул: «О, славный уход из жизни! Когда смертное мое тело сгорит, как тело Геркулеса, дух вознесется к свету». А когда Александр спросил

у него, не желает ли он еще что сказать, тот ответил: «Хорошо, скажу: вскоре увижу тебя». Так оно и вы­шло. Ибо спустя немного дней и Александр умер в Вавилоне.

Теперь я ненадолго отклонюсь от снов, к кото­рым, впрочем, скоро вернусь. Говорят, что в ту ночь, когда сгорел храм Дианы в Эфесе, Олимпиада родила Александра. И на заре следующего дня маги возвестили: прошлой ночью родился бич и поги­бель Азии. Это об индийцах и магах. Но вернемся к снам.

XXIV. (48) Целий пишет, что когда Ганнибал хотел вынести из храма Юноны Лацинии золотую колон­ну, которая там стояла, и усомнился, золотая ли она вся или только позолоченная, то он приказал про­сверлить ее насквозь. Обнаружилось, что колонна подлинно золотая, и Ганнибал велел ее вынести. Но во сне ему явилась Юнона и предостерегла, что­бы он этого не делал, пригрозив, что если он не по­слушается, то она позаботится о том, чтобы он и тот глаз, который у него хорошо видит, потерял. И этот умнейший человек не пренебрег советом, получен­ным во сне. А из высверленного золота он повелел сделать статуэтку телушки, которую он поставил на верх колонны.

(49) А вот что еще можно прочитать в «Греческой истории» Силена, подробнейшим образом описав­шего жизнь Ганнибала (Целий во многом следует этому историку). Ганнибал после взятия Сагунта уви­дел во сне, что Юпитер вызвал его на совет богов. Когда он явился туда, Юпитер приказал ему идти войной на Италию и дал ему сопровождающим од­ного бога из числа тех, которые были на совете [бо­гов]. После того как войско выступило в поход, со­провождавший бог приказал Ганнибалу не огляды­ваться назад. Но тот не смог долго удержаться; побуждаемый любопытством, он оглянулся и вот увидел: чудовище, огромное и страшное, окруженное змеями, движется за войском, уничтожая все на своем пути, выворачивая деревья и кусты, опрокидывая до­ма. Изумленный Ганнибал спросил у бога, что это за

чудовище такое? И бог ответил: это идет опустоше-. ние Италии. И велел Ганнибалу двигаться дальше,! не останавливаясь, и не беспокоиться о том, что де­лается сзади.

(50) Историк Агафокл пишет, что карфагенянин Гамилькар, когда осаждал Сиракузы, во сне услышал голос, сообщивший ему, что завтра он будет обедать в Сиракузах. Но когда наступил следующий день, в лагере его произошло сильное столкновение меж­ду входившими в состав его войска карфагенскими и сицилийскими воинами. А сиракузяне, услышав это, сделали неожиданно вылазку. Они ворвались в лагерь Гамилькара, и им удалось захватить его жи­вым. И таким образом сон его сбылся. История пол­на подобными примерами, да и повседневная жизнь' людей — тоже.

(51) В консулат М. Валерия и А. Корнелия П. Де-ций (сын Квинта, тот, который стал первым консу­лом из рода Децисв) был еще только военным три-* буном. Тогда шла война с самнитами, и враги сильно* теснили нашу армию. Деций в этой войне отли­чился своей дерзкой отвагой и полным презрени­ем к опасностям. А когда его убеждали быть поос­торожней, он отвечал — и эти слова записаны в ан­налах, — что во сне ему было обещано, что если он примет смерть, сражаясь в гуще врагов, то это при­несет ему великую славу. Однако в той войне он остался жив и невредим и избавил войско от оса­ды. Но спустя три года, уже будучи консулом, он сам принес себя в жертву. С оружием в руках во­рвавшись в строй латинов, он пал, сражаясь, но по­двиг его привел к поражению и истреблению лати­нов. А смерть была настолько славной, что его сын всю жизнь страстно стремился последовать при­меру отца.

(52) А теперь, если угодно, перейдем к снам, кото­рые видели философы.

XXV. У Платона мы читаем, что Сократ, когда на­ходился в государственной тюрьме, сказал своему другу Критону, что ему должно умереть через три дня, потому что он видел во сне женщину выдаю-

щейся красоты, которая, назвав его по имени, произ­несла следующий стих Гомера:

На третий день тебя ветер счастливый доставит во Фтию,

1 (Илиада IX, ЗбЗ)

что, пишет Платон, и сбылось, как было сказано.

Ксенофонт, ученик Сократа (какой это был вели­кий человек!), в том походе, который он совершил с Киром-младшим, записывал свои сны и удивитель­ные события, подтверждавшие эти сны. Можно ли сказать, что Ксенофонт обманывал или сошел сума?

(53) А Аристотель, человек ума необычайного и почти божественного, может быть, тоже заблуж­дался или хотел других обмануть, когда описал то, что произошло с его знакомым, киприотом Евдемом. Тот, собираясь посетить Македонию, остановился в пути в городе Феры, в Фессалии. Тогда это был слав­ный город, но правил им жестокий тиран Александр. В этом городе Евдем заболел, и так тяжело, что все врачи отчаялись. И вот во сне Евдем увидел прекрас­ного на вид юношу, который сказал, что он, Евдем, очень скоро выздоровеет, что тиран Александр через несколько дней умрет и еще что через пять лет Евдем вернется домой. Первая часть предсказания, пишет Аристотель, сбылась сразу: и Евдем выздоровел, и ти­ран был вскоре убит братьями своей жены. А на пя­тый год, когда надеялись, что Евдем в соответствии со сновидением из Сицилии вернется на Кипр, он, участвуя в сражении под Сиракузами, был убит. И это, кажется, дает возможность истолковать его сон в том смысле, что, когда душа Евдема покинет тело, она вернется домой.

(54) К авторитету философов добавим авторитет ученейшего человека и божественного поэта Со­фокла. Когда из храма Геркулеса была украдена тя­желая золотая чаша, Софокл несколько раз видел во сне самого этого бога, сказавшего, кто это сделал. В первый раз и во второй Софокл не придал этому никакого значения. Но когда сон стал повторяться

чаще, он пошел в Ареопаг и рассказал об этом. Арео-пагиты приказали задержать человека, которого на­звал Софокл, тот на допросе сознался и вернул чашу. От этого случая и произошло название «Храм Герку­леса-доносчика».

XXVI. (55) Но что это я все о греках? Не знаю поче­му, но мне все же больше нравится наше, римское. И вот факт, о котором упоминают все наши истори­ки: Фабий, Гелий, а поближе к нашему времени Це-лий. Когда во время войны с латинами впервые со­стоялись посвященные богам игры, неожиданно граждане были призваны к оружию. Игры поэтому были прерваны, и решено было позже провести их вторично. Они уже должны были начаться, и уже на­род, пришедший на них, расселся на места, когда че­рез цирк был проис-ден раб, только что наказанный розгами, oi 1 1 ice сне ж > i lametti iyio колодку (furca). А не­много времени спустя одному римскому крестьяни­ну во сне явился некто, сказавший, что ему не понра­вился первый танцор на играх, и приказавший крес­тьянину сообщить об этом в сенат. Тот не осмелился. Снова тот же сон с тем же приказанием, которое на этот раз сопровождалось угрозами. Опять крестья­нин не посмел идти в сенат, и вскоре умирает его сын. И в третий раз тот же сон и то же повеление, по­сле чего крестьянина парализовало. Тогда уж он рас­сказал обо всем своим друзьям.

По их совету его положили на носилки и принес­ли в сенат. И как только крестьянин рассказал в сена­те свой сон, он тут же выздоровел и на своих ногах вернулся домой. 1 1о преданию, сенат, убежденный в достоверности сна, распорядился заново провести игры. (56) У того же Целия можно прочитать, что, еще добиваясь должности квестора, Гай Гракх мно­гим говорил, что видел во сне своего брата Тиберия, который сказал ему: «Рано или поздно ты должен бу­дешь умереть той же смертью, что и я». Это Гай Гракх говорил многим еще до того, как стал народным три­буном, и Целий пишет, что и сам слышал от него эти слова. Так есть ли что-нибудь достовернее этого сно­видения?

I XXVII. А кто же может пренебречь теми двумя сно­видениями, на которые особенно часто ссылаются стоики? Одно — Симонида. Он однажды, увидев труп незнакомого ему человека, лежавший на дороге, пре­дал его земле. Симонид собирался в скором времени совершить плавание по морю. И вот во сне ему явил-' ся тот, кого он похоронил, и предупредил его, чтобы он не ездил, если же поедет, то погибнет при кораб­лекрушении. И Симонид отказался от поездки, а дру­гие, отплывшие на том корабле, все погибли.

(57) А о втором, весьма широко известном, сне пе­редают следующее. Два друга, некие аркадяне, были < вместе в дороге. Прибыв в Мегару, один из них оста­новился в трактире, другой — у своего знакомого. ^ После ужина оба легли спать. И глубокой ночью тот v аркадянин, что остановился у знакомого, увидел во сне своего друга, умолявшего его прийти к нему по­скорее на помощь, так как трактирщик собирается его убить. Напуганный этим сном он было поднялся с кровати, но затем, поразмыслив, посчитал, что не стоит придавать значение увиденному во сне, и сно-1 ва лег спать. И ему опять приснился товарищ, кото­рый теперь уже просил его, чтобы он, если не при­шел ему на помощь живому, по крайней мере ото­мстил за его смерть. Трактирщик, убивший его, положил его труп на повозку и сверху забросал наво­зом. И мертвый во сне просил живого пораньше I прийти к городским воротам, чтобы перехватить там 1 повозку, прежде чем она выйдет за город. На этот раз «аркадянин был настолько встревожен сновидением, 11что совсем рано он уже стоял у городских ворот и, 5 когда появилась повозка, спросил у человека, пого-< нявшего волов, что у него в повозке? И тот в страхе тут же пустился бежать. Покойника обнаружили в по­возке. Трактирщик, после того как это дело раскры-; лось, был казнен.

*, XXVIII. (58) Можно ли отрицать, что этот сон но-з сил божественный характер? Но что это я обраща-«юсь все к старым примерам? Часто ведь и сам я рас­сказывал тебе о моем сновидении и от тебя слышал о твоем. Я, когда был проконсулом провинции Азии,

S

однажды увидел во сне тебя. Верхом на коне ты подъехал к берегу какой-то большой реки, и вдруг ты упал в реку и исчез в ее волнах. Охваченный ужа­сом, я весь дрожал. Но внезапно ты вновь появился, веселый, на том же коне переправился на противо­положный берег, и мы бросились друг дру!у в объя­тия. Объяснить этот сон было легко. Когда я расска­зал его опытным снотолкователям в Азии, то они предсказали все те события, которые впоследствии и произошли.

(59) Теперь перейду к твоему сну, о котором я и от тебя самого слышал, а еще чаще мне о нем рассказы­вал наш Саллюстий. Во время того бегства, которое принесло нам славу, отечеству бедствия, ты задер­жался в одной вилле, вблизи Атины. Большую часть ночи ты бодрстнонал, по под утро ты заснул тяжелым и крепким сном. Хотя времени терять было нельзя, Саллюстий все же приказал, чтобы было тихо, и за­претил тревожить твой покой. Л когда ты проснулся во втором часу дня, то рассказал свой сон Саллюс-тию. Приснилось тебе, что ты печальный, блуждаешь в каком-то безлюдном месте. И привиделся тебе Ма­рий с фасциями, обвитыми лаврами, и он спрашива­ет тебя, почему ты грустен. И когда ты ответил, что насилие изгоняет тебя из отечества, то он взял тебя за правую руку и велел ободриться. А ликтору, что стоял поближе к тебе, он приказал отвести тебя к сво­ему памятнику (monumentum), сказав, что там тебе будет спасение. Тогда и Саллюстий воскликнул (как он сам рассказывал мне), что тебе предстоит скорое и славное возвращение. А ты и сам был обрадован этим сном. Во всяком случае, как мне вскоре расска­зали, ты, когда узнал, что то замечательное постанов­ление Сената о твоем возвращении, внесенное зна­менитым и славнейшим мужем, консулом, было при­нято именно у памятника Мария и что огромная собравшаяся в театре толпа громом аплодисментов и радостными криками приветствовала его, ты ска­зал, что невозможно представить более божествен­ного чуда, чем этот сон в Атине.

XXIX. (60) Скажешь, во снах много ложного, много

темного для нас? Пусть есть ложные сны, но что мож­но сказать против верных? И этих было бы намного больше, если бы мы отходили ко сну в лучшем состо­янии. Но, перегруженные пищей и вином, мы видим бурные и путаные сны. Посмотри-ка, что говорит Со­крат в Платоновой «Политии»: «Когда мы спим, то та часть души (animus), что причастна разуму (mens) и рассудку (ratio), усыпленная, слабеет. Но другая часть, та, в которой есть какая-то ярость и неуемная свирепость, когда она еще вдобавок оглушена неуме­ренным употреблением питья и еды, во сне чрезвы­чайно возбуждается и безумствует. И в отсутствие ра­зума и рассудка ее осаждают всякие видения. Человек во сне вступает в кровосмесительное сношение с ма­терью, или совокупляется с любым человеком, или с Богом, часто с животным. Он во сне убивает ко­го-то и купается в невинной крови и еще многое дру­гое совершает нечистое и отвратительное, без стыда и совести.

(61) Но кто предается сну чистым и умеренным в поведении и еде, у того та часть души, которая связа­на с разумом и рассудком, как бы насытившись доб­рыми мыслями, приходит в деятельное и возвышен­ное состояние; вторая же часть, что питается наслаж­дениями, не истощена ни скудостью, ни излишеством (ведь и то и другое притупляет остроту ума: как от­сутствие чего-то нужного для природы человека, так и излишнее изобилие). А третья часть души, вместилище гнева и пылких страстей, умиротворе­на и спокойна. И вот, когда эти две безрассудные части души укрощены, когда первая часть, вмести­лище разума, просветляется и становится деятель­ной и готовой к порождению сновидений, тогда-то сны приходят и спокойные и вещие». Это слова са­мого Платона.

XXX. (62) А может быть, лучше послушаем Эпику­ра? Потому что Карнеад, большой любитель поспо­рить, говорит то одно, то другое. А что же думает по этому поводу Эпикур? Никогда ничего возвышенно­го (elegans), ничего достойного он не думает. И его-то ты противопоставляешь Платону и Сократу, ко-

торые, не говоря уже о разуме, побеждают этих ни­чтожных философов уже одним своим авторите­том. Итак, Платон рекомендует, отходя ко сну, так подготовить свое тело, чтобы ничто не могло ввес­ти душу в заблуждение и возмутить ее. Считают, что именно поэтому пифагорейцам было запрещено есть бобы, так как от этой пищи сильно пучит, что плохо действует на спокойствие ума, добивающего­ся истины. (63) И так как сном душа отвлекается от общения и взаимодействия с телом, то она вспоми­нает прошлое, созерцает настоящее, провидит буду­щее. Тело спящего лежит точно мертвое, душа же полна жизни и энергии, и это в еще большей степе­ни произойдет с ней после смерти, когда она вовсе покинет тело. Оттого-то перед самой смертью ду­ша проявляет намного больше божественного. Так, люди, пораженные тяжелой и смертельной болез­нью, чувствуют приближение смерти. Им являются по большей части образы умерших людей, и они всячески стараются заслужить их похвалу. А те, ко­торые прожили свою жизнь не так, как следовало, тогда горько сожалеют о своих прегрешениях (рес-cata).

(64) Чтобы доказать, что умирающие способны провидеть будущее, Посидоний приводит такой при­мер. Некий родосец, умирая, назвал шесть своих ро­весников и точно предсказал, кто из них умрет пер­вым, кто вторым, кто затем следующим и так до по­следнего, шестого. Этот философ считает, что люди при воздействии богов видят вещие сны тремя путя­ми: первый путь, когда душа провидит сама по себе, в силу своего сродства с богами. Другой путь, когда провидит оттого, что воздух наполнен бессмертны­ми духами, которые несут на себе как бы явственную печать истины; третий путь, когда сами боги вступа­ют в разговор со спящим человеком. Как я уже сказал, при приближении смерти душам легче провидеть бу­дущее. (65) Вот чем объясняется и предсказание Ка­лана, о котором я раньше упомянул, и Гектора, кото­рый у Гомера, умирая, возвещает о близкой смерти Ахилла. 1ж.

XXXI. Если бы ничего этого не было, то не счита* лись бы мудрыми известные слова:»

Чуяла душа, что зря иду, когда из дома выходил.

(Плавт. Кубышка)

Ведь слово sagire как раз означает «тонко чувство­вать» (acute sentire), отсюда и выражение «sagae anus» — вещие старухи, потому что считается, что они много ведают и чуют наперед, и собак тоже на­зывают чуткими (sagaces). О том, кто заранее «чует» (sagit), как произойдет то или иное событие, гово­рят, что он «предчувствует» (praesagire), т. с. заранее ^чувствует будущее. (66) Итак, есть в наших душах предчувствие (praesagitio), заложенное и заключен­ное в нас извне по воле богов. Если эта способность проявляется очень бурно, то это называется «исступ­ление» (furor). При этом наш дух, отделившись от те­ла, возбуждается божественным наитием (divino instinctu).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.