/. Стобей. Антология XVII, 34 (Узенер, фрагм. 181): Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, и плюю на дорогие удовольствия, — не за них самих, но за неприятные последствия их.
9. Стобей. Антология XVII, 23 (Узенер, фрагм. 469): Благодарение блаженной природе за то, что она сделала необходимое легкодобывасмым, а труднодобываемое — необходимым.
10. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 47 1): Нередко можно найти человека бедного по отношению к конечной цели природы и богатого вздорными мыслями. Ведь ни один безумец не довольствуется тем, что имеет, а скорее горюет о том, чего не имеет. Таким образом, как больные лихорадкой вследствие дурного свойства (характера) этой болезни постоянно чувствуют жажду и желают самых вредных вещей, так и люди, у которых душа в дурном состоянии, постоянно бывают бедны всем и по своей алчности впадают в многообразные страсти.
/ /. Элиан Пестрая история IV, 1 3 (Узенер, фрагм. 473> Кому малого недостаточно, тому ничего недостаточно.
12. Климент Алекс. (Узенер, фрагм. 478): Довольство своим — величайшее из всех богатств.
13- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 478): Большая часть людей, боясь простоты стола, из страха обращается к действиям, могущим в очень большой степени произвести его, [страх].
14- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 479): Многие, получив богатство, находят в нем не избавление от зол, но перемену на большие.
15- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 480): От зверских занятий количество имущества накапливается кучей, но жизнь образуется несчастная.
16. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 485): Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной вздорной страсти; обуз-
дывая их, человек может приобрести себе способность счастливо мыслить.
/ 7. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 486): Страдание заключается не в том, чтобы не иметь недостатка в этом, а скорее в том, чтобы переносить бесполезное страдание от вздорных мыслей.
18. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 488): Низкая душа от удач возгоржается, а от несчастий смиряется.
19- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 489): Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя несчастными, а находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать без шума (спокойно) блага, которые даются случаем, и быть готовыми к бою с кажущимся злом, которое дается им: ведь бренно все, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со случаем.
20. Плутарх. О спокойствии духа, гл. 17, стр. 474 С (Узенер, фрагм. 490): Кто наименее нуждается в завтрашнем дне, тот с наибольшим удовольствием приступит к завтрашнему дню.
21. Афиней XII, стр. 547 а (Узенер, фрагм. 512): Я плюю на красоту и на тех, кто попусту (зря) восхищается ею, когда она не доставляет никакого удовольствия.
22. Климент Алекс. (Узенер, фрагм. 519): Величайший плод справедливости — безмятежность.
23. Стобей. Антология XUII, 139 (Узенер, фрагм. 530): Законы изданы ради мудрых, — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
24. Плутарх. О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 6, стр. 1090 С (Узенер, фрагм. 532): Если даже могут они, [т. е. преступники], остаться скрытыми, то получить уверенность в том, что останутся скрытыми, невозможно. Поэтому постоянный страх за будущее, гнетущий их, не дает возможности радоваться и не тревожиться за настоящее.
25. Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 533): Кто достиг конечной цели человеческого рода, тот одинаково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутствовал.
26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537): Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренности чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.
28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи незаметно», стр. 1128 (Узенер, фрагм. 551): Живи незаметно!
29- Плутарх. Против Колота, гл. 31, стр. 1125С(Узе-нер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную природой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.
'R '.('I. ; f
'.;..: •;.:?* Of о
til
-mats
ЧАСТЬ II
ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН
«г-Сч
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
"ft-. '<•<%>:
I Umcpoi i Марк Туллий (106—43 ДО н. э.) — римский философ, государственный деятель, оратор, теоретик риторики. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. После убийства Цезаря в 44 г. до н. э., Цицерон был фактическим главой республиканского Рима. В 43 г. до н. э. цезари-анцы взяли верх и убили Цицерона.
Цицерон был противником эпикурейского атомизма, являлся сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Главное внимание он уделял проблемам этики. Наперекор скептикам отстаивал идею достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Аффекты души представлялись Цицерону слишком хаотичными, поэтому он считал, что лучше избавиться от них. По убеждению Цицерона, философия — это «наука об исцелении души», «наука жить достойно», «руководительница душ, изыскательница добродетелей, гонительница пороков».
Цицерон создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь.
Влияние идей Цицерона прослеживается в веках, и — что показательно — особым почетом они пользовались в эпоху Просвещения и Великой французской революции, т. е. в эпоху, просветительские и республиканские идеалы которой были во многом созвучны идеалам самого Туллия. Как и гуманистам Ренессанса, идеологам Просвещения импонировало Цицероново