Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Левкипп




Диоген Лаэртский X, 13: Эпикур утверждает, как и Гермарх, что не было никакого философа Левкиппа, о котором некоторые говорят (в том числе эпикуреец Аполлодор), что он был учителем Демокрита.

Лактанций. Лспкиппом был научен Д, который ос­тавил эту глупость в наследство Эпикуру... буквы имеют различные формы, таковы, но его словам, и эти перво­тела, так как они то шероховатые, то крючковатые, то гладкие. Следовательно, они могут быть рассечены и разрезаны, поскольку в них есть части, которые тор­чат. Если же принять, что они гладкие и на них нет крюч­ков, то они не смогут зацепляться друг за друга. Итак, для того чтобы они зацеплялись друг за друга, необходи­мо, чтобы на них были крючки. Но если, как о них гово­рят, они так малы, что не могут быть рассечены ника­ким железным лезвием, то каким образом они могут иметь крючки и углы? Ведь если они имеются, то их неизбежно можно отделить.

Аристотель. О небе III, 2: Вот почему, когда Демо­крит и Левкипп заявляют, что первотела вечно дви­жутся в пустоте и бесконечности, они должны были бы сказать, что это за движение и каково природное движение тел.

Симппикий, комм. 583,20: Они утверждали, что те тела, которые они считают первотелами, т. е. атомы, всегда движутся в бесконечной пустоте в силу внеш­него воздействия.

Аристотель. Метафизика 1,4'- Левкипп и его то­варищ Демокрит... что касается движения, откуда и как оно происходит в существующем, так же легко­мысленно оставили [без ответа] этот вопрос, подоб­но другим.

Александр, комм. 36,21: Аристотель говорит о Л. и Д.: они утверждают, «что атомы движутся, потому что сшибаются и ударяются друг о друга, но откуда начало природного движения, они не говорят. В са­мом деле, движение, вызванное ударом одного тела о другое, не есть природное движение, [а движение] в силу внешнего воздействия, нторичное по сравне­нию с природным.

Аристотель. Метафизика XII, 6: Однако, если [принять то], что говорят богословы, считающие матерью всего ночь, или то, что говорят естествоис­пытатели, утверждающие, что «все вещи были вмес­те», получается та же неразрешимая [задача]. Как [вещь] придет в движение, если не будет никакой ре­ально действующей причины? Ведь не может дре­весный материал двигать сам себя, но [его движет] плотничье искусство; [точно так же не могут приво­дить себя в движение] месячные истечения или зем­ля, но [их движут] семя человеческое или семена растений. По этой же причине некоторые рассмат­ривают «вечно» в актуальном смысле, как, напри­мер, Левкипп и Платон. В самом деле, они говорят, что движение вечно. Однако, почему оно и каково оно, они не говорят и не указывают причины, поче­му оно происходит [один раз] так, [другой раз] ина­че... О том, что действие предшествует [пассивному состоянию], свидетельствует Анаксагор...и те, кото­рые говорят, что движение вечно, как, например, Левкипп.

Александр, комм. 690,28: Вот почему некоторые, стремясь избежать этих нелепых [следствий], делают актуальное предшествующим потенциальному, как, например, Левкипп и Платон, а этим актуальным де-

лают движение: в самом деле, Левкипп и Платон счи­тали движение вечным... причем Л. утверждал, что атомы движутся в пустоте бесконечное время. Но они показывали только, что движение — это актуаль­ное действие, но почему движение существует акту­ально, что это за движение — по кругу ли или какое-либо другое — и почему одно движется так, а другое так, — о причине этого они не говорят. Если, как бы­ло показано, нечто должно существовать вечно, на­до было указать причину, почему, например, непо­движная звезда движется с востока на запад, а блуж­дающие [планеты] в обратном направлении: ведь то, что движется, не движется как попало.

Диоген Лаэртский IX 30. Мнение его было, что Вселенная беспредельна, что в ней все переменяется одно в одно, что она есть пустота и полнота. Миры возникают тогда, когда тела впадают в пустоту и при­легают друг к другу; и от движения их по мере их воз­растания возникает природа светил. Солнце движет­ся по большему кругу, чем луна; земля держится в са­мой точке вихря, а видом она, как бубен. Это он первым принял атомы за начала.

(Пер.М. Л. Гаспарова)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.