Психологический тип правопонимания, трактующий право как своеобразное психическое явление, начал складываться в обществоведении к концу ХIХ в. под влиянием достижений психологической науки и прежде всего экспериментальной психологии. Согласно этой теории реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов - с другой. Воображаемые, вербальные и абстрактные объекты не имеют собственного существования как независимая реальность. Основоположником данного подхода к изучению и пониманию права считается французский юрист и социолог Г. Тард. Свою психологическую доктрину Г. Тард использовал как инструмент познания и объяснения самых разных сфер общественной жизни - экономики, политики, права. Источником развития во всех этих сферах являются, по его мнению, социально-психологические механизмы взаимодействия открытия и подражания. Под открытием или
4 Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве// Государство и право. – 1998. - №1. – с. 46 – 53.
изобретением он понимал всевозможные новаторские усовершенствования, как в технической сфере, так и в области социальной жизни, то есть всевозможные новые идеи, ценности, институты. Согласно Г. Тарду, распространение и реализация этих изобретений осуществляется путем подражания. Социальный прогресс осуществляется за счет того, что некоторые выдающиеся индивиды создают и реализуют в жизни что-то новое, а остальные члены общества, такие как массы, подражая им, воспринимают, распространяют и закрепляют это новое. С этих социально-психологических позиций Г. Тард говорил, что право - это «не более как один из видов склонности человека к подражанию».5
Наиболее полная версия психологического правопонимания представлена в трудах выдающегося российского юриста и социолога Л. И. Петражицкого, чей подход к трактовке права представлял собой оригинальную альтернативу господствовавшей в российской юриспруденции легистской теории права. Л. И. Петражицкий трактовал право как особое психическое или иначе эмоционально-интеллектуальное переживание императивно-атрибутивного характера.
Особое значение Л. И. Петражицкий уделял такому ключевому вопросу философии права, как разграничение права и нравственности. Все этические явления он делил на два подкласса: «1) императивно-атрибутивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «право»; 2) чисто императивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «нравственность»6. Таким образом, он считал, что морально- нравственные нормы, в отличие от права, носят чисто императивный характер, они основаны лишь на чувства обязанности, не подкрепленном чувством притязания с другой стороны. В отличие от этого правовое переживание имеет двусторонний, императивно-атрибутивный характер.
5 Г.Тард. Законы подражания. СПб., 1892. С.12
6 Петражицкий Л.И. Указ. соч. С.137 Там же. С.221
С позиций такого понимания права Л. И. Петражицкий различал «официальное право как императивно-атрибутивные эмоции, имеющие поддержку со стороны представителей государственной власти, и интуитивное право как императивно-атрибутивные эмоции, не обладающие такой поддержкой»7. Сложная система взаимоотношений между этими двумя видами права носит изменчивый характер и определяется особенностями исторического развития той или иной страны.
Психологический тип правопонимания, который ищет истоки права в человеческой психике, так же как и социологический, основан на позитивистской методологии, поскольку ограничивает свое видение права лишь эмпирическим уровнем анализа. Тем не менее сторонникам данного подхода удалось заметно раздвинуть границы прежнего социологического видения мира, основанного на физическом и биологическом детерминизме и объяснявшего общество посредством аналогий с явлениями физического и биологического порядка. Практическое значение психологического типа правопонимания связано, прежде всего, с теми познавательными возможностями, которые он дает для изучения сложного комплекса психологических факторов, влияющих на позицию исследователя, законодателя и правоприменителя в процессе познания, создания и применения ими права.