Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, которая включает в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и в ряде случаев может совпадать у групп лиц или у целых слоев.
Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы, взятые в совокупности отдельных элементов системы права.
Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.
Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях, а также оценка и отношение к ним. Если понятие права - это сжатая юридическая теория, то юридическая теория - это развернутое понятие права.
Ведь только юридическая наука в целом и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.
Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, а потому часто называются не учениями о праве, а видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлетворяло всех, не существует.
Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделены идеалистический и материалистический подходы к изучению права. На этой почве сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и другие. Однако современная юридическая наука не может обойтись без должного исторического познания права (и государства так же). Недостаточное использование исторического метода при изучении общественных институтов значительно уменьшает потенциал любой науки. Без обращения к историческому объяснению сущности права и государства юриспруденция не в состоянии всесторонне постичь процессы возникновения, становления, развития и совершенствования государственно-правовых явлений. Без исторического воссоздания правовой жизни общества невозможно его глубокое осмысление, поскольку исторический метод исследования права дает возможность определять общие закономерности и специфические особенности формирования и функционирования права в конкретно исторических условиях; изучать национально-культурную обусловленность норм права; оценивать правовую действительность, опираясь на исторический правовой опыт.
Основное практическое и теоретическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, так как этот аспект можно назвать второстепенным, а именно в том, что наше сознание - в данном случае в форме правосознания - не только отражает объективный мир, но и творит, и создает его. Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания - это результат нашей интерпретации, субъективного понимания, и, поэтому, это всегда нечто неадекватное, нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с «освоенным» сознанием реальных явлений как по своему непосредственному содержанию, так и по модусу бытия. Многообразие трактовок сущности и природы права в российской юридической литературе нередко рассматривается как весьма позитивное явление, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития правовой науки, и прежде всего теории права.
Содержание всякого правосознания и возникающих на его основе общеобязательных или правовых норм есть выражение своего рода взаимосвязи различных факторов, как объективных и субъективных, так и, возможно, просто случайных.
Это обстоятельство предопределяет то, что практически всегда и везде правовые нормы могут быть и бывают различными и изменчивыми по своему непосредственному содержанию - даже в рамках приблизительно одних и тех же социально-экономических и иных условий, в пределах одной и той же исторической ступени развития человечества.
И наконец, самое главное состоит в следующем. Во-первых, собственно правовые нормы, возникнув однажды, могут вести относительно самостоятельное существование и в качестве нормативно-регулятивной системы способны воздействовать и воздействуют на реально происходящие социальные процессы, выступая, таким образом, в качестве одного из факторов, вызывающих те или иные практические социальные последствия. По сути, им принадлежит роль важного средства удовлетворения потребностей и интересов людей и, в частности, так называемых правовых представлений и притязаний. Во-вторых, различное содержание правовых норм может вести к различным социальным последствиям, и соответственно этому изменения в содержании правовых норм, то есть изменения непосредственно самой абстрактной правовой формы и выраженных в ней общих правил поведения, могут вызывать соответствующие прогнозируемые изменения в социальной действительности (естественно, в пределах и во взаимодействии с другими факторами).