Говоря об отношении чувств как способностей с органами чувств, нужно отметить, что последние, будучи составлены из грубых элементов, являются носителями для первых, ибо если последние поражены каким-то недугом, первые обязательно страдают. (* 9. (… санскрит …))
Возьмем, к примеру, способность слышания и ее орган. За способность слышания отвечает эфир внутри наших ушных отверстий и на ней сказывается здоровье или дефект органа. Когда звук достигает ушей, он резонирует в объеме ушных отверстий и задействует акашу воздуха.
Слух, источник которого – принцип эго, подобно железу притягивается как магнитом звуком, исходящим изо рта говорящего, трансформирует звук в последовательность собственных модификаций и тем самым воспринимает говоримое. Именно поэтому для каждого живого существа восприятие звука во внешнем пространстве при отсутствии дефекта органа слуха никогда не проходит незамеченным. По этому поводу Панчашикха замечает: «Для всех, у кого органы слуха расположены поблизости друг от друга, восприятие звуков будет схожим» (цитата из «Вьяса-Бхашья», III.41). (* «У всех, чья способность слышать относится к одному и тому же [виду] пространства, проявляется свойство слуха, присущее данному пространству». – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.)
В свою очередь, акаша, в которой заключена способность слышания (шрути), рождается из производящих звуки танматр и потому несет в себе встроенное качество звучать и откликаться на звук. И этот встроенный звук резонирует со звуком внешних плотных тел. Итак, акаша есть сущностная основа способности слышания, а также обладает качеством звучания. Таким образом проявление звука неотделимо от способности слышания, которая не является свойством элемента земли (притхиви) и прочих стихий, поскольку они не могут быть одновременно [50] проявителем (вьяньяка) и проявленным (вьянгья) (см. «Таттва-вайшаради», III.41).
Есть и другие широко распространенные точки зрения относительно происхождения чувств, и этим точкам зрения мы уделим некоторое внимание по ходу изложения.
Саттвическое эго, порождая познающие чувства, ограниченные восприятием только определенных объектов чувств, сочетается с рядом специфических танматр, а именно:
саттвическое эго + потенциальный звук = чувство слуха
саттвическое эго + потенциальное касание = чувство осязания
саттвическое эго + потенциальный свет = чувство зрения
саттвическое эго + потенциальный продукт = чувство вкуса
саттвическое эго + потенциальный аромат = чувство обоняния
Активные органы речи развиваются параллельно чувству слуха и в согласии с ним, руки – вместе с чувством осязания, ноги – вместе со зрением, упастха – вместе со вкусом, пайю – вместе с обонянием.
В последнюю очередь без всякой сопутствующей причины из эго возникает манас.
Однако найяики полагают, что чувства рождены грубыми элементами: слух, например, создается акашей, осязание – воздухом и т.д. Локачарья же утверждает, что чувства грубыми элементами не создаются, а питаются и поддерживаются ими.
Есть также точка зрения, что порождение чувств [и их органов] инициируется эго в ответ на активность грубых элементов.