Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение чувств и органов




Говоря об отношении чувств как способностей с органами чувств, нужно отметить, что последние, будучи составлены из грубых элементов, являются носителями для первых, ибо если последние поражены каким-то недугом, первые обязательно страдают. (* 9. (… санскрит …))

Возьмем, к примеру, способность слышания и ее орган. За способность слышания отвечает эфир внутри наших ушных отверстий и на ней сказывается здоровье или дефект органа. Когда звук достигает ушей, он резонирует в объеме ушных отверстий и задействует акашу воздуха.

Слух, источник которого – принцип эго, подобно железу притягивается как магнитом звуком, исходящим изо рта говорящего, трансформирует звук в последовательность собственных модификаций и тем самым воспринимает говоримое. Именно поэтому для каждого живого существа восприятие звука во внешнем пространстве при отсутствии дефекта органа слуха никогда не проходит незамеченным. По этому поводу Панчашикха замечает: «Для всех, у кого органы слуха расположены поблизости друг от друга, восприятие звуков будет схожим» (цитата из «Вьяса-Бхашья», III.41). (* «У всех, чья способность слы­шать относится к одному и тому же [виду] пространства, проявля­ется свойство слуха, присущее данному пространству». – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.)

В свою очередь, акаша, в которой заключена способность слышания (шрути), рождается из производящих звуки танматр и потому несет в себе встроенное качество звучать и откликаться на звук. И этот встроенный звук резонирует со звуком внешних плотных тел. Итак, акаша есть сущностная основа способности слышания, а также обладает качеством звучания. Таким образом проявление звука неотделимо от способности слышания, которая не является свойством элемента земли (притхиви) и прочих стихий, поскольку они не могут быть одновременно [50] проявителем (вьяньяка) и проявленным (вьянгья) (см. «Таттва-вайшаради», III.41).

Есть и другие широко распространенные точки зрения относительно происхождения чувств, и этим точкам зрения мы уделим некоторое внимание по ходу изложения.

Саттвическое эго, порождая познающие чувства, ограниченные восприятием только определенных объектов чувств, сочетается с рядом специфических танматр, а именно:

саттвическое эго + потенциальный звук = чувство слуха

саттвическое эго + потенциальное касание = чувство осязания

саттвическое эго + потенциальный свет = чувство зрения

саттвическое эго + потенциальный продукт = чувство вкуса

саттвическое эго + потенциальный аромат = чувство обоняния

Активные органы речи развиваются параллельно чувству слуха и в согласии с ним, руки – вместе с чувством осязания, ноги – вместе со зрением, упастха – вместе со вкусом, пайю – вместе с обонянием.

В последнюю очередь без всякой сопутствующей причины из эго возникает манас.

Однако найяики полагают, что чувства рождены грубыми элементами: слух, например, создается акашей, осязание – воздухом и т.д. Локачарья же утверждает, что чувства грубыми элементами не создаются, а питаются и поддерживаются ими.

Есть также точка зрения, что порождение чувств [и их органов] инициируется эго в ответ на активность грубых элементов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.