Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Шабдадинам муртисаманаджатийянам




Далее, параману, элемент грубый по своей природе и производимый от танматр, наличествующих в нем в качестве составляющих (танматравайява), можно сравнить с трасарену Вайшешики или с атомами Дальтона. «Йогаварттика» гласит:

айянча параманурвайшешикаистрасаренушабденокьяте /

асмабхисту пратьякшапритхивьях парамасукшматват притхивипараману ха /

Вьяса добавляет: ятха апакаршапарьянтам дравьям параману ха (III.52) (* атом есть предел делимости [материальной] субстанции – перевод Е.Островской и В.Рудого – прим. перев.). И в Сутре читаем: параману парамамахаттвантосья вашикараха (I.40). (* достигается контроль над большим и малым или (у Е.Островской и В.Рудого): его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов]. – прим. перев.) [57]

Третья форма суть грубые элементы: вода, воздух, огонь и т.д. Их называют принадлежащими классу махат. Трудно описать это лучше Нагеши:

Сущность примечаний Вьясы заключается в том, что в танматрах существует специфическая дифференциация, дающая пять элементов: кшити и пр. Сочетанием пяти танматр производится атом кшити, совокупность же этих грубых атомов дает видимую землю. Точно так же совокупностью сочетаний атомы воды дают видимую воду. (* 15. (… санскрит …))

Есть, однако, и другая мера, именуемая мерой парамамахата, которая принадлежит, например, акаше.

Впрочем, эти параману, или атомы не являются обычными атомами материи. Они несут в себе те особенные качества, благодаря которым они кажутся нам приятными, неприятными или пассивными. Обладай мы способностью достаточного самовыражения, стало бы ясно, что внутреннее и внешнее исходят из одного источника, что эго и внешний мир не отличаются по своей природе от внутреннего; и то, и другое образовано совокупностью гун. (* 16. (… санскрит …)) Тот же самый «текст», записанный во внутреннем микрокосме на языке идей, начертан во внешнем мире на языке материи. Так что во внешнем мире у нас есть все основания для нашего внутреннего опыта, познавательного, эмоционального, приятного или болезненного. Модификации внешнего мира лишь транслируются в идеи и эмоции, именно поэтому о параману говорят, что они наделены чувствами.

Нужно отметить, что танматры и параману отличаются еще в одном отношении. Первые, в отличие от вторых, не могут восприниматься как наделенные чувствительными элементами. Иногда говорят, что это неверно в отношении танматр (* 17. (Карика гласит: … санскрит …, Вачаспати комментирует это так: … санскрит …, в Вишнупуранах к тому же утверждается: … санскрит …)), [58] поскольку они все же воспринимаются йогинами:

Танматры так же обладают различными качествами, но воспринять их могут лишь йогины. (* 18. (… санскрит …))

Но это исключение вряд ли опровергает общее допущение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.