Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории в Санкхье и в Йоге: некоторые расхождения




Перед тем как прослеживать дальше со стороны танматр развитие бхутади, представляется полезным рассмотреть различие воззрений Йоги и обычных руководств Санкхьи на эволюцию категорий. Итак, с точки зрения Йоги от махата идут две паралелльные линии развития, одна из которых развивается в эго, манас, пять когнитивных и пять активных чувств, а другая линия дает пять грубых элементов от пяти танматр, которые напрямую производятся из махата через посредство аханкары.

Итак, в работах по философии Йоги принято следующее расположение категорий:

 

пракрити
махат
асмита танматры
чувства (числом 11) грубые элементы (числом 5)

С точки зрения обычных руководств по Санкхье отношения категорий выглядят так:

пракрити
махат эго
чувства (числом 11) танматры
  грубые элементы (числом 5)

Во «Вьясабхашье» имеется ссылка на такую последовательность в комментарии на сутру II.19: вишеша-авишеша-лингаматра-алингани гунапарвани (* Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун. – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.). В комментарии к этой сутре говорится, что полностью специфические вишешаc – грубые элементы – производятся от танматр, а чувства и манас как способность размышления специфицируются от эго, асмита. Однако, [52] танматры не происходят в данной системе от эго, асмита. О них вместе с асмитой говорится как о шести отчасти специфических элементах – пяти танматрах и шестом – эго. Эти шесть авишешас суть спецификации махата, великого принципа самости чистой бытийности. Отсюда следует, что шесть авишешас напрямую происходят от махата, после чего идет развитие по различным линиям: эго (асмита) развивается в 11 чувств, а танматры в пять грубых элементов. (* 10. (… санскрит …))

Но посмотрим, как этот момент объясняет «Йогаварттика» [Виджняна Бхикшу]. В ней говорится, что в «Бхашье» описываются модификации буддхи двух различных классов: авишешас и вишешас. Махат же трактуется как источник всех авишешас – пяти танматр и эго. Однако, на самом деле развитие танматр из махата происходит посредством эго и в связи с эго – так, как это объясняется в Сутре I.45: сукшма-вишайятвамча алинга-паривасанам. (* 11. (… санскрит …)) (* Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничением "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины]. – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.)

Нагеша, поясняя этот комментарий, лишь повторяет «Йогаварттику»:

сукшма-вишаятванка-алинга-паривасанам партхивасианограндхатанматрам сукшмо вишайаха; апиасья [53] расатанматрам; тайджасасья рупатанматрам; вайявиясья спаршатанматрам; акашасья сабдатанматрамити тешамаханкараха; асьяпи лингаматрам сукшмо вишайяха/

«Йогаварттика» прибавляет: тешам панчатанматранам аханкараха сукшмаха каранатват. Здесь сукшматва суть упаданакарана, или материальная причина. Поэтому «Бхашья» гласит:

нанвасти пурушаха сукшма ити сатьям; ятха лингат парамалингасья саукшмиям на кайвам пурушашия/ кинти лингасья-анвайикаранам пурушо на бхавати; хетусту бхаватити/

Думаю, совершенно ясно, что здесь об аханкаре говорится как о сукшма анвайикарана танматр. Эта анвайикарана – то же самое, что упаданакарана, как говорит Вачаспати: упаданатайя саукшмьям. В комментарии Вьясы на ту же Сутру II.19 читаем:

лингаматрамалингасья пратьясаннам/ татра татсамсристам вивикьянте, краманативриттеха/ татха садавишеша лингаматре самсриста вивикьянте, паринамакраманийямат/ (* То, что выше неспецифических [форм], есть «только-знак», сущность, [называемая] «великой». В ней, наделенной чистым бытием, эти [шесть форм] развиваются до своего высшего пре­дела. При процессе инволюции они, пребывая именно в этой «ве­ликой» сущности, обладающей чистым бытием, переходят в состояние, которое не является ни существующим, ни несуществую­щим, ни тем, ни другим [одновременно], — в непроявленное, «ли­шенное знака», в первопричину (прадхана).)

Махататтва (линга) ассоциируется с пракрити (алинга) и ее развитие рассматривается как порождение дифференциаций, которые остаются интегрированными в пракрити. Шесть авишешас также должны рассматриваться как порождение последовательных дифференциаций, интегрированных в махат.

Слова самсриста вивикьянте – самые важные в этом фрагменте, ибо они указывают на истинный характер трансформаций. Самсриста означает включенный, интегрированный, вивкьянте – дифференцированный. Это указание на то, что порядок эволюции, изложенный в руководствах по Санкхье (а именно, махат из пракрити, аханкара из махата, 11 чувств и танматры из аханкары), правилен лишь в том смысле, что эти модификации аханкары имеют место в точности как дифференциации тела махата. Если эти дифференциации имеют место посредством аханкары как исходного пункта в цепочке трансформаций, говорится, что трансформации осуществляются прямо из аханкары. Но если акцентируется другой аспект, кажется, что трансформации есть лишь дифференциации, интегрированные в тело [54] махата, к тому же говорится, что из махата выходят шесть авишешас, а именно аханкара и пять танматр. Такого рода понимание эволюции как дифференциации внутри интеграции закрывает кажущийся зазор между воззрениями Йоги и Санкхьи. Мы знаем, что танматры происходят от тамасического аханкары. Этот аханкара есть ничто иное, как тамасическая сторона махата, пробужденная раджасом к творческой активности. Саттвический аханкара рассматривается как иная категория, производящая чувства, тогда как тамас в качестве бхутади рождает танматры из нарушенного равновесия гун внутри махата. Впрочем, Нагеша в «Чайявьякхье» (II.19), дает совершенно иное объяснение. (* 12. (… санскрит …))

Порядок эволюции танматр, как уже упоминалось, следующий:

бхутади (тамаса аханкара)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.