Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтрицание смерти




Ќекоторые авторы полагают, что технологичное, ориентированное на юность общество —оединенных Ўтатов имеет тенденцию отрицать и игнорировать смерть, испытыва€ в то же врем€ выраженную озабоченность ею. ”поминани€ о смерти посто€нно встречаютс€ в средствах массовой информации, но люди пытаютс€ отстранитьс€ от этого, не воспринимают ее как событие, которое может произойти и с ними. ќни, как правило, думают, что убийства, несчастные случаи со смертельным исходом случаютс€ только с другими людьми.

√лава 19. —мерть и умирание 795

Ћюди также стараютс€ не затрагивать тему смерти, когда кто-либо умирает. ƒл€ того чтобы проиллюстрировать свой вывод, один из авторов (Kalish, 1985) приводит следующий рассказ.  ак-то некий человек был приглашен на обед в дом своего друга. ¬ойд€ в столовую, гость с удивлением заметил, что за столом сидит лошадь. ќн начал огл€дыватьс€ по сторонам, ожида€, как хоз€ин и другие гости отреагируют на это событие. ¬се присутствующие были шокированы, на их лицах было написано смущение. “ем не менее никто не хотел обижать хоз€ина упоминанием о том, что всем им, без сомнени€, было непри€тно. ќбед продолжалс€, и тишину врем€ от времени нарушали лишь безобидные разговоры. Ќе это ли, спрашивает автор, аналог того, что происходит вокруг умирающего человека, с которым никто не разговаривает о том, что с ним происходит?

¬ предшествующие исторические эпохи смерть была обычным событием. ќна, как правило, заставала человека дома, и члены семьи ухаживали за ним до самой его смерти. ѕриготовление тела к погребению и исполнение похоронных обр€дов также становилось делом семьи и общины. ¬ частности, члены семьи и друзь€ собственноручно выкапывали могилу и погребали умершего.

“ем не менее в XX веке смерть стала неким технологическим процессом. ¬ западных странах большинство людей умирает в больницах, где все необходимое делает медицинский персонал, в то врем€ как родственники больного наход€тс€ в стороне. —отрудники похоронного бюро готов€т тело к проведению необходимых ритуалов, затем оно выставл€етс€ дл€ последнего прощани€ в церкви.  онтакты с умирающим человеком крайне ограничены как до, так и после смерти. “аким образом, можно сказать, что мы живем в эру Ђневидимой смертиї. Ѕолее того, люди обманываютс€, убежда€ себ€ в том, что смерть Ч всего лишь одна из проблем, требующих решени€, как, например, изучение заболевани€, способ лечени€ которого пока не известен (Aries, 1981).

ќтрицание Ч распространенный способ поведени€ в услови€х стресса. „еловек просто отказываетс€ видеть или принимать реальность, и это оказывает существенное вли€ние на его поведение. ≈сли человек четко оценивает реальность смерти, он предпринимает разумные предосторожности против возможных жизненных опасностей, но и не ограничивает себ€ без нужды. ћы должны быть способны прин€ть и жизненные ограничени€, и собственную у€звимость. Ќекоторые ученые полагают, что при вхождении в культуру —оединенных Ўтатов более тесных контактов с умирающими людьми дети встречались бы с гораздо меньшим количеством искаженных образов смерти (Pattison, 1977).

“ем не менее некоторые исследователи полагают, что в последнее врем€ культурное табу на обсуждение смерти ослабевает. Ћюд€м станов€тс€ доступны книги, статьи и специальные учебные программы, способные изменить их отношение к смерти. ƒаже медики, ежедневно сталкивающиес€ со смертью, нуждаютс€ в подобных учебных программах и семинарах, чтобы научитьс€ справл€тьс€ с собственными чувствами. ¬ середине 1960-х годов Ёлизабет  юблер-–осс (Elisabeth Kubler-Ross) начала исследование процесса смерти, которое мы обсудим в следующем разделе. ќна отметила, что часть персонала больниц про€вл€ет значительную устойчивость к смерти и отрицает ее (Kubler-Ross, 1969).  ак только вы€сн€лось, что пациент болен смертельно, медицинские сестры и врачи начинали обращать на него значительно меньше внимани€, избега€ любых контактов, за исключением самых необходимых. ќни меньше разговаривали с пациентом, оказы-

796 „асть IV. ¬зрослость

вали ему меньшую повседневную помощь и, как правило, не сообщали, в какой стадии находитс€ его заболевание, даже если он сам спрашивал об этом. Ќикто из персонала не хотел обсуждать с умирающим пациентом его чувства.

—егодн€ ситуаци€ изменилась (Kastenbaum, 1998). ¬о все сестринские программы и во многие программы подготовки врачей включены специальные семинары, посв€щенные смерти. ќни учат будущих медиков поддерживать контакт с умирающим пациентом и уважать его право на информацию. —егодн€ общепризнано, что медицинские работники, адекватно оценивающие процесс умирани€, способны поставить перед собой более реальные цели и спрогнозировать дл€ пациента Ђхороший исходї, при котором он сможет умереть с достоинством, получит возможность выразить свои чувства семье и друзь€м и встретит смерть в соответствии с присущим ему стилем жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

628 - | 556 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.