Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тарение в афроамериканской общине —оединенных Ўтатов




ѕарадоксально, но плачевное положение многих пожилых чернокожих американцев сочетаетс€ с их замечательной способностью психологически поддерживать себ€ по мере старени€. Ќе вызывает сомнени€, что чернокожие мужчины и женщины чаще, чем белые, живут в бедности, имеют более низкий уровень образовани€, станов€тс€ матер€ми-одиночками и получают менее качественную медицинскую помощь. “ем не менее опросы показывают, что у многих пожилых афроамериканцев есть ресурсы, позвол€ющие им зачастую справл€тьс€ со старением эффективнее, чем их белым сверстникам.

»сследовател€м удалось вы€вить два ключевых фактора, во многом определ€ющих силу духа пожилых чернокожих американцев: 1) богослужени€ и тесна€ св€зь с церковью и 2) помощь семьи и друзей. Ђјдаптивна€ ценность двух этих стратегий, - пишет проводивша€ подобные исследовани€ –оза √ибсон (Rose Gibson, 1986), - может сделать старение чернокожего человека более похожим на м€гкий переход от зрелости к пожилому возрасту, нежели на кризисї.

–. √ибсон основывает свои выводы на анализе опросов Ђјмериканцы размышл€ют о своем душевном здоровьеї (Americans view their mental health), проводившихс€ в 1957 и 1976 годах. ¬ ходе опросов респондентов, принадлежащих к разным этническим группам, спрашивали о том, как они справл€ютс€ с проблемами и беспокойством. Ѕыл вы€влено несколько важных закономерностей.

ќпросы показали значимость молитвы в жизни многих чернокожих американцев. »х ответы указывали, что они гораздо чаще, чем белые, обращаютс€ к молитве как источнику помощи и обретени€ душевного комфорта. ƒанна€ закономерность прослеживалась и в опросе 1957 и 1976 гг. ¬ обоих случа€х чернокожие американцы указывали, что прибегают к молитве гораздо чаще, нежели к какому-либо другому способу действи€. “ем не менее к 1976 году значительно уменьшилось количество афроамериканцев среднего возраста, обращающихс€ к молитве вместо других действий. ≈сли в 1957 году подавл€ющее большинство чернокожих людей среднего возраста по мере старени€ продолжали обращатьс€ к молитве, то в 1976 году лишь 27,3% людей этой возрастной группы избирали подобный способ решени€ проблем.

¬еру афроамериканцев в силу молитвы отчасти можно объ€снить ролью церкви в чернокожей общине —Ўј. ћногие члены этой общины обращаютс€ к церкви не только дл€ исполнени€ религиозных обр€дов, но и как к источнику мелких социальных услуг. »сследовани€ показали, что чернокожие американцы чаще, чем белые, полагаютс€ на церковь как на источник практической помощи, особенно если остальна€ часть общины может оказать им очень незначительную поддержку (Haber, 1984). ¬ результате пожилые афроамериканцы воспринимают церковь как источник практической помощи, тогда как семь€ - источник помощи эмоциональной (Walls, 1992). „лены общины, получающие сильную поддержку от своей церкви и семьи, чаще говор€т о своем благополучии, нежели те, кто получает лишь умеренную помощь.

ќпросы также показали, что чернокожие жители —оединенных Ўтатов ищут неформальную поддержку среди многочисленных членов своей семьи и друзей. » в 1957, и 1976 году белые американцы чаще, чем чернокожие, в минуты невзгод обращались к семье и избирали себе в помощники супруга (супругу) или какого-либо другого родственника. јфроамериканцы, напротив, в 1957 году чаще обращались за помощью к друзь€м, а в 1976 году искали ее и у друзей, и в семье. ѕо мнению –. √ибсон (1986): Ђќбращение за помо-

√лава 18. ѕоздн€€ зрелость; личностное и социокультурное развитие 769

щью в случае непри€тностей ко многим членам семьи, по-видимому, происходит все чаще по мере того, как чернокожий человек переходит из среднего в пожилой возрастї. “ака€ неформальна€ социальна€ система поддержки играет решающую роль в жизни малоимущих пожилых чернокожих американцев. «а физической и эмоциональной поддержкой в пожилые годы они обращаютс€ к взрослым представител€м второго и третьего поколени€ своих родственников (Luckey, 1994).

“аким образом, несмотр€ на то что пожилые чернокожие жители —оединенных Ўтатов в течение жизни испытывают значительно больше трудностей и имеют меньше финансовых возможностей, чтобы поддерживать свое существование в пожилом возрасте, они наход€т душевный комфорт и поддержку в семье, среди друзей и в молитве. “ем не менее важно помнить, что такое чувство психологического благополучи€ не замен€ет адекватной экономической и социальной поддержки. Ќесмотр€ на внутреннее духовное спокойствие, жизнь пожилых членов афроамериканской общины посто€нно омрачаетс€ ограниченностью материальных ресурсов (Gibson, 1986).

которое заключаетс€ в оценке себ€ и собственной ситуации по отношению к другим люд€м. ѕожилые люди сравнивали собственное положение с положением окружающих их пожилых людей и в соответствии с этим сравнением корректировали собственные перспективы. ¬ частности, социальное сравнение было свойственно многим женщинам, испытывавшим физические недомогани€. „ем лучше были результаты сравнени€, тем лучше оказывалось душевное здоровье женщины, даже в том случае, если ее физические страдани€ были весьма серьезны. »нтересно, что самый сильный эффект социальное сравнение давало в случае, когда женщины обладали наихудшим состо€нием здоровь€. ƒостигавшийс€ в этом случае уровень психологической адаптации сравним с состо€нием, характерным дл€ здоровых женщин. Ѕольным женщинам казалось, что они чувствуют себ€ лучше, однако на самом деле их физическое состо€ние оставалось прежним. ¬ одном из исследований (Heidrich, Ryff, 1993a) было показано, что социальное сравнение и социальна€ интеграци€ Ч сохранение значимой роли, следование нормам, поддержание референтных групп Ч компенсируют отрицательные эффекты плохого

 онтрольные вопросы к теме

ЂЋичность и старениеї

Х ќсновна€ задача развити€ в очень пожилом возрасте - поддержание чувства посто€нства собственной идентичности.

Х —огласно Ёриксону, дл€ пожилого возраста характерен психосоциальный конфликт целостности и трансцендентности это.

Х —тарость - врем€ многих универсальных перемен личности.

Х ”мение справл€тьс€ с жизненными переменами и стрессовыми ситуаци€ми в пожилом возрасте значительно ухудшаетс€.

Х —оциальное сравнение - важный фактор, определ€ющий положительный или отрицательный настрой в пожилом возрасте.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1966 - | 1780 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.