Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«адачи развити€ в пожилом возрасте




ƒл€ определени€ основных задач, с которыми человек сталкиваетс€ по мере взрослени€, полезно обратитьс€ к теории Ёриксона. —огласно данной теории, люди, достойно встречающие подобные изменени€ и успешно справл€ющиес€ с ними, лучше сохран€ют душевное здоровье.

—охранение идентичности. ќдной из основных задач жизни человека начина€ с подросткового возраста €вл€етс€ поддержание относительно посто€нной идентичности. ¬ данном случае идентичность мы понимаем как обоснованно посто€нный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах. ѕо мнению —ьюзан ¬айтбурне и ее коллег (Whit-bourne, Connoly, 1999), процесс поддержани€ посто€нной идентичности во многом соответствует процессу адаптации по ѕиаже (глава 2). ќн заключаетс€ во включении новых €влений и измен€ющихс€ жизненных обсто€тельств в существующую Ђяї-концепцию и приспособлении к тем важным событи€м жизни и непри€тност€м, которые Ђяї не может быстро ассимилировать. Ќапример, перед лицом серьезных хронических заболеваний физические, психологические и социальные аспекты Ђяї-концепции став€тс€ под угрозу и может возникнуть необходимость в значительном приспособлении к изменившимс€ обсто€тельствам.

¬ идеале, согласно —. ¬айтбурне, необходимо поддерживать баланс между ассимил€цией и приспособлением. ќтказ от приспособлени€ может означать, что человек отрицает реальность. ¬ таком случае он может занимать оборонительную позицию, быть негибким и несправедливо обвин€ть других людей. — другой стороны, чрезмерно быстрое приспособление может сделать человека истеричным, импульсивным и сверх меры чувствительным. ¬ целом поддержание баланса между посто€нством идентичности и открытостью новому опыту Ч важна€ задача в пожилом возрасте, равно как и в другие периоды жизни человека.

ƒл€ очень пожилых людей поддержание чувства посто€нства собственной идентичности может быть особенно важно. √руппа исследователей опросила более 600 пожилых людей 70-80 лет, у которых на момент проведени€ исследовани€ серьезно изменилось состо€ние здоровь€ и услови€ проживани€ (Lieberman, Tobin, 1983). ќказалось, что в этом возрасте приспособление Ч чрезвычайно сложна€ задача, особенно дл€ слабых и болезненных стариков, во многом завис€-

762 „асть IV. ¬зрослость

щих от окружающих их людей. ѕожилые люди, наиболее успешно приспособившиес€ к изменени€м, столь же хорошо справл€лись с поддержанием и Ђратификациейї собственной идентичности. Ќесмотр€ на неблагопри€тные обсто€тельства, они могли сказать: Ђя тот, кем € был всегдаї.  ак им удалось сделать этоле-ред лицом очень серьезных жизненных изменений и физических недомоганий?  ак правило, от размышлений о своем насто€щем они переходили к размышлени€м о прошлом. “ак, например, одна пожила€ женщина при первой встрече характеризовала себ€ так: Ђя важна дл€ моей семьи и друзей, нужно видеть, как много поздравительных открыток ко дню рождени€ € получилаї. —пуст€ два года, в течение которых в ее жизни произошли серьезные изменени€, она сказала уже следующее: Ђћне кажетс€, € важна дл€ моей семьи; € всегда старалась дать им все самое лучшее, и думаю, они цен€т этої. ѕрошлое стало доказательством, позволившим этой женщине сохранить представление о собственной идентичности, согласующеес€ с тем, кем она была ранее (Ruth, Coleman, 1995).

÷елостность и отча€ние. —огласно теории Ёриксона, завершающа€ стади€ развити€ Ч психологический конфликт целостности против безысходности. ѕо его мнению, пожилые люди размышл€ют о том, оправдала ли их жизнь ожидани€ молодости. ≈сли человек, огл€нувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удаетс€ обрести чувство личностной целостности. “е, кто, размышл€€ о прошлом, вид€т лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отча€ние. ¬ идеале разрешение этого конфликта должно привести к преобладанию целостности, сопровождаемой некоторой долей отча€ни€ (Erikson, Erikson & Kivnick, 1986), котора€ открывает дорогу к мудрости (см. главу 17). ћудрость позвол€ет пожилому человеку сохран€ть достоинство и целостное Ђяї перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти.

ѕриспособление к старению сопровождаетс€ и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышл€ть о прошедших событи€х. ѕожилые люди часто провод€т врем€, перебира€ событи€ и образы, которые придавали их жизни смысл и логичность. »ногда они испытывают потребность выделить, подчеркнуть особую значимость отдельных эпизодов и ситуаций прошлого (Neugarten, 1976). Ќередко люди размышл€ют о том, какое наследие они остав€т после себ€, каков их вклад в историю, что будут помнить о них? Ќекоторые люди хот€т оставить пам€ть о себе посредством созданных ими произведений искусства, служению обществу, успехам в труде, рожденных и воспитанных детей или благодар€ материальным ценност€м, которые они передадут своим потомкам или обществу. ћногие рассматривают своих детей и внуков как наследников, в которых продолжатс€ их личность и жизненные ценности.

ќдна 85-летн€€ женщина красноречиво описала некоторые типичные дл€ этого процесса раздумь€, переживани€ и сожалени€:'

≈сли бы € могла прожить жизнь заново, € бы отважилась сделать больше ошибок. я бы расслабилась. Ѕыла бы глупее, чем в этой жизни. я меньше вещей воспринимала бы серьезно. Ѕольше бы рисковала и больше путешествовала. я покорила бы больше горных вершин и переплыла бы больше рек. я ела бы больше мороженого и меньше бобов. ¬озможно, € испытала бы больше реальных невзгод, но у мен€ было бы меньше воображаемых несчастий.

 ак видите, € из числа тех, кто живет благоразумно и здраво, час за часом, день за днем. ƒа, конечно, у мен€ были свои при€тные мгновени€, но если бы мне пришлось

√лава 18. ѕоздн€€ зрелость: личностное и социокультурное развитие 763

прожить жизнь заново, у мен€ было бы их больше. ¬ сущности, € бы постаралась, чтобы не было ничего, кроме них. “олько мгновени€, одно за другим, вместо того, чтобы каждый день жить на несколько лет вперед. я была в числе тех, кто никогда не выезжает из дому без градусника, грелки, плаща и парашюта. ≈сли бы мне снова пришлось куда-то ехать, € бы путешествовала налегке.

≈сли бы мне пришлось прожить жизнь заново, € бы раньше переодевалась в более легкую одежду весной и позже обувалась осенью. я бы чаще ходила на танцы и больше каталась на карусел€х. я собирала бы больше маргаритокї (Burnside, 1979, р. 425).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

283 - | 273 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.