В уголовном законодательстве большинства стран дается определение преступления. Для характеристики преступления используются признаки противоправности и наказуемости. Крайне редко применяются три признака преступления: уголовная противоправность, виновность и наказуемость.
Так, в Уголовном кодексе Германии при характеристике преступления используются два признака. В главе II первого раздела (“Объяснение терминов”) в § 12 (“Преступления и проступки) отмечается, что: 1) преступлением являются противоправные деяния, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание; 2) проступками являются противоправные деяния, за которые предусмотрено лишение свободы на более короткий срок или наказание в виде штрафа.
В Уголовном кодексе Индии при определении преступления применяются три признака. Так, в статье 2 Кодекса говорится: “Любое лицо подлежит наказанию в соответствии с данным кодексом (и не иначе) за действие или бездействие, противоречащие его положениям, за которые оно признано виновным на территории Индии”.
США относится к тем странам, где к определению преступления относятся по-разному. Так, определение преступления в Федеральном законодательстве и уголовных кодексах отдельных штатов отсутствует вовсе. В большинстве вновь принятых уголовных кодексов штатов дается формальное определение преступления, которое включает в себя два признака: запрещенность деяния уголовным законом и наказуемость. Например, в статье 40-1-104 УК штата Колорадо говорится: “преступление означает нарушение любого закона штата или описанное таким законом поведение, за которые могут быть назначены штраф или тюремное заключение”. В соответствии с § 21-3105 УК Канзаса уголовное правонарушение — это “действие или бездействие, наказуемые по закону смертной казнью, тюремным заключением, штрафом или тюремным заключением одновременно”.
Формальное определение преступления имеет некоторые недостатки. При таком законодательном решении даже незначительные деяния, не имеющие социальной опасности, признаются преступлениями, если формально отвечают условиям, предусмотренным законом. Для устранения такого неудобства в некоторых странах судебной практикой вырабатывается общий подход, и в результате малозначительные деяния, формально подпадающие под действие определенных норм, не оцениваются как преступление. Например, по такому принципу начиная с 1910 г. поступают суды Японии.
Существуют различные классификации уголовно наказуемых деяний. Как правило, основой квалификации выступает чисто формальный признак — установленный законом размер наказания. По Уголовному кодексу Германии, все преступные деяния подразделяются на две группы: преступления и проступки.
В Уголовном кодексе Франции 1992 г. существует трехчленное деление преступных деяний: тяжкие преступления, уголовные деликты и проступки. К тяжким преступлениям отнесены деяния, которые наказываются лишением свободы на срок не менее 10 лет. К числу проступков относятся деяния, которые наказываются арестом до 2 месяцев или штрафом на сумму до 10 000 франков.
В некоторых странах имеются более сложные системы классификации преступлений. Так, законодательство американских штатов подразделяет преступные деяния на две категории: фелонии и мисдиминоры. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываются лишением свободы на срок свыше одного года, а к мисдиминорам — менее тяжкие преступления. В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько классов. Обычно фелонии подразделяются на три или пять классов (А, В, С, D, Е), а мисдиминоры — на два или три класса (А, В и т.д.).
Классификация преступлений в зарубежном уголовном законодательстве имеет большое значение. Различия между определенными группами преступлений учитываются при квалификации содеянного и назначении наказания. Так, совершение фелонии служит отягчающим обстоятельством, прямо предусмотренным законом (например, при убийстве). Во многих штатах возможности ареста лица, подозреваемого в совершении мисдиминора, значительно ограничены по сравнению с тем, кто подозревается в совершении фелонии. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в отдельных штатах США необязательно участие защитника, а иногда и обвиняемого в судебном разбирательстве дел о мисдиминорах. В большинстве штатов предусмотрено, что осужденные за фелонию отбывают наказания в пенитенциарных учреждениях более строгого режима. Осуждение за фелонию, в отличие от мисдиминора, связано с потерей многих прав. Например, во многих штатах таким лицам запрещается участвовать в выборах и занимать публичные должности.
Уголовному праву большинства зарубежных стран неизвестно общее понятие состава преступления. Для привлечения лица к уголовной ответственности в соответствии с уголовно-правовой доктриной большинства стран требуется совокупность элементов, как правило, двух: объективного и субъективного. В странах с англо-американской системой права для признания лица виновным должны быть установлены два элемента: объективный (физический) и субъективный (психический). Для наименования объективного элемента используют латинский термин “aczus reus” (виновное действие). При обозначении субъективного критерия употребляют термин “mens rea” (виновное намерение).
Уголовно-правовая доктрина США под материальным элементом понимает действие или бездействие, а также обстоятельства его совершения. В уголовно-правовой литературе материальный элемент (aczus reus) определяют как добровольно совершенное противоправное деяние.
В уголовном праве США терминология, используемая для характеристики виновного намерения, достаточно разнообразна. Обычно данное понятие характеризуется в законе или общем праве словами: “с намерением”, “неосторожно”, “незаконно”, “злонамеренно”, “обманно”, “бесчестно” и др. Как отмечается в литературе, в одних только действующих федеральных уголовных законах исследователями было обнаружено 78 различных терминов, означающих определенную форму и степень виновности правонарушителя. В принципе, лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не намеревалось или не предвидело, что оно должно или, по меньшей мере, может выполнить действия, соответствующие преступлению. В Примерном уголовном кодексе и в уголовных кодексах ряда штатов (например, в § 20 УК Калифорнии) по этому поводу сказано: “должно быть единство и взаимодействие деяния и намерения или преступной небрежности”. Таким образом, под mens rea по существу понимается вина.
В странах с континентальной системой права уголовно-правовая доктрина имеет некоторые отличительные признаки. Французская уголовно-правовая теория опирается на два элемента, образующих правонарушения: легальный (формальный) и материальный. Легальный элемент означает, что уголовная ответственность наступает, если лицо совершает деяние, закрепленное уголовным законом. Чтобы привлечь лицо к ответственности, необходимо установить, что содеянное точно подпадает под признаки конкретной уголовно-правовой нормы и соответствует определенной классификационной группе преступлений (тяжкому преступлению, уголовному деликту или проступку). Материальный элемент характеризуется совершением незаконного действия (бездействия) и последствиями. Французские юристы включают в содержание материального элемента признаки, охватываемые объективной стороной преступления.
Основание ответственности по законодательству Германии включает два момента: неправду (Unrecht) и вину (Schuld). Неправда, в свою очередь, включает действие или бездействие, соответствие составу противоправного деяния. Таким образом, немецкие юристы в качестве основания ответственности понимают действие или бездействие, которое соответствует составу деяния, обладающего признаками противоправности и виновности. Под составом деяния понимается схема, мысленная обрисовка деяния в абстрактном понятии, описанном уголовно-правовой нормой. Конкретное действие соответствует составу, если оно совпадает с его абстрактным выражением, закрепленным в законе.
По законодательству зарубежных стран, объективная сторона многих преступлений включает в себя не только совершение деяния, но и причинение им определенных последствий. Последствия вменяются в вину, если между деянием, совершенным лицом, и наступившим результатом имеется причинная связь. Вопрос о причинной связи в зарубежных странах понимается по-разному. Существует три теории: теория причин (или теория исключительной причинной связи), теория адекватной причинной связи и теория необходимых условий.