114 __________________ Глава 5__________________________
межуток становится короче, то происходит «скачок фазы» колебателя, и в новом устойчивом состоянии субъективная ночь приходится уже на длинный промежуток между импульсами. Минимальную длину ночи можно сократить двумя способами, и оба используются у ночных грызунов, благодаря чему, видимо, им и удается избежать сезонного скачка фазы. Один способ состоит в уменьшении размаха КСФ. Межвидовое сравнение КСФ позволяет предположить, что хомячок и оленья мышь (Peromyscus leucopus) способны переносить более короткие ночи, чем дрозофила, и это действительно так (см. рис. 3 и 14). Другой способ состоит в уменьшении t: при данной форме КСФ чем короче t, тем короче и минимальная допустимая длина ночи. Питтендрих и Дан [23, 24] нашли, что у этих ночных грызунов увеличение продолжительности дня (даже при скелетном фотопериоде) приводит к сокращению периода t за счет эффекта «последействия». С наступлением лета t уменьшается в ответ на удлинение светлого времени суток, и при этом минимальная допустимая длина ночи тоже становится меньше.
Долгий световой импульс («полный фотопериод»), ежедневно воздействующий на дневных животных, оказывает большее влияние на стабильность устойчивого захваченного состояния. Во-первых, он полностью исключает риск сезонного скачка фазы. Во-вторых, в результате того, что движение колебателя каждую ночь возобновляется с одной и той же фазы (или изохроны) — цв 12, вариации ото дня ко дню фазы y сокращаются.
Сезонные изменения длины дня: t и форма КСФ
Двухимпульсные принудители явно повышают стабильность ото дня ко дню фазы y, однако они. создают новые проблемы, связанные с сезонными изменениями не только длины дня, но и всего комплекса взаимосвязанных факторов среды. Для начала можно рассмотреть дискретное (двухимпульсное) захватывание у ночных грызунов. В случае, представленном на рис. 21 слева, предполагается, что КСФ симметрична и t =24ч. По мере того как весна переходит в лето, расстояние между утренним (У) и вечерним (В) импульсами возрастает и фазы колебателя (jУ и jΒ), на которые ежедневно приходится свет, неизбежно меняются. Даже новые фазы (j'У и j'Β), к которым тотчас же переходит колебатель под действием света, меняются по мере увеличения длины дня. Между тем имеющиеся данные подтверждают то интуитивное предположение, что у ночных видов «начало» программы должно сохранять почти постоянную фазу относительно начала темноты (заката), а у дневных видов— относительно рассвета. Механизм дискретного захваты-