Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёволюционна€ психологи€




—оциобиологи€ Ч это направление этологии, ориентированное на изучение социального поведени€ человека, определ€емого его биологической наследственностью. —ам термин был создан Ё. ќ. ”илсоном в 1975 году. ѕредставленные им материалы были достаточно противоречивы. ’от€ люд€м была посв€щена только одна коротка€ глава, именно она €вилась поводом дл€ дискуссий. ¬ ней он за€вл€л, что эволюционные факторы играют более значимую роль в психологии человека, чем та, на которую готовы были согласитьс€ ученые сферы социальных наук.

√лавным научным вкладом ”илсона было сведение воедино идей, давших импульс к развитию эволюционной психологии, котора€ тоже временами может рождать противоречи€, но претендует на звание точного научного метода. ≈е центральный термин Ч пон€тие приспособлени€ в широком смысле, отражающее два пути выживани€ наиболее приспособленных организмов в процессе эволюции. ѕервый из них Ч пр€мое приспособление, предложенное ƒарвином: выживание индивидуальной особи в течение достаточно длительного времени, чтобы она могла передать свои адаптивные характеристики следующему поколению. ¬торой, непр€мое приспособление, основываетс€ на биологической взаимосв€зи между родител€ми и детьми, сиблингами, д€д€ми и тет€ми с плем€нниками и плем€нницами и даже между двоюродными брать€ми и сестрами. ¬ качестве иллюстрации последнего за€влени€ предположим, что тет€ врываетс€ в гор€щее здание, чтобы спасти свою плем€нницу, и ей это удаетс€, но сама она при этом погибает. ¬ силу родственных св€зей между тетей и плем€нницей генетические характеристики тети €вл€ютс€ частично спасенными и пригодными к передаче другим поколени€м, даже если у нее не было собственных детей. »менно таким образом эволюционные психологи объ€сн€ют, как альтруизм, обычно определ€емый как самопожертвование, не направленное на соблюдение своих личных интересов, может оказатьс€ совершенно Ђэгоистичнымї в эволюционном смысле и, соответственно, развиватьс€ у людей в процессе эволюции.

¬ этом смысле все, что мы делаем, €вл€етс€ эгоистичным, независимо от того, сознаем мы это или нет. Ќаш главный мотив в жизни, так или иначе, передать на-

—огласно положени€м эволюционных психологов, такое альтруистическое самопожертвование, как, например, в случае, когда родители рискуют жизнью дл€ спасени€ своих детей, может на самом деле быть эгоистичным по своим истокам, так как оно направлено на сохранение биологического

наследи€ родителей

92 „асть I. Ќачало

ши характеристики следующему поколению. “акое утверждение вызывает много вопросов. ќсобенно гор€чие споры вызвало распространение эволюционными психологами своей теории на возможные тендерные различи€ в поведении людей, св€занные с ухаживанием, к чему мы вернемс€ в главе 14.

ќбсуждение эволюции и психологии восходит к ƒарвину и Ђѕроисхождению видовї, которому было уделено много внимани€ в работах и исследовани€х этологов. ќднако, согласно —тивену ѕинкеру и его попул€рной книге Ђ ак работает мозгї (Steven Pinker, How the mind works, 1997), эволюционна€ психологи€ получила свое название как научна€ дисциплина от антрополога ƒжона “уби и психолога Ћеды  осмидес (см., например, Tooby, Cosmides, 1989). ѕинкер также отмечал, что эволюционна€ психологи€ в основном €вл€етс€ смесью когнитивной психологии и эволюционной биологии, и подчеркивал, что человеческий мозг Ч это орган, который эволюционировал подобно любому другому. “аким образом, эволюционна€ психологи€ пытаетс€ дойти до сути когнитивных и эмоциональных процессов, лежащих в основе социальных взаимодействий и воспроизводства человека, а также культуры в целом.

¬ общем, эволюционна€ психологи€ находитс€ до сих пор в младенческом состо€нии и все еще нуждаетс€ в методологии, котора€ позволит сделать ее предположени€ об эволюционирующих человеческих механизмах более приемлемыми дл€ широкого научного сообщества. “ем не менее она начинает строить пути, ведущие во многие области поведени€ и стремлений человека.  роме того, она активно ставит вопросы, в поисках ответа на которые по€вл€ютс€ новые научные направлени€, одно из которых рассматриваетс€ ниже.

Ёволюционна€ психологи€ развити€. ¬ некотором смысле по€вл€ющеес€ поле эволюционной психологии развити€ имеет свои корни в исследовании английского психолога ƒжона Ѕоулби (1907-1990), посв€щенном изучению ранних отношений прив€занности между младенцем и родителем. –аботы Ѕоулби стро€тс€ частично на положени€х этологии, а частично Ч на эволюционной теории ƒарвина (Bowlby, 1969/1980; см. также историческую справку в Ainsworth, Bowlby, 1991). —реди многих наблюдений, сделанных Ѕоулби относительно отношений прив€занности и их важности, было заключение о том, что и младенцы человека, и те, кто о них заботитс€, обладают выработанными в ходе эволюции диспозици€ми, повышающими шансы младенца на выживание. Ќапример, плач младенцев раздражает большинство взрослых, создает у них мотивацию успокоить ребенка, создать дл€ него более комфортные услови€.  роме того, взрослых обычно привлекает Ђкукольныйї внешний вид ребенка, другие его прит€гательные черты и модели поведени€, например улыбка. ¬ течение первого мес€ца жизни плач и улыбка €вл€ютс€ рефлексивными и не несут в себе никакого смысла. ќднако у взрослых по€вл€етс€ побуждение подойти к ребенку. Ќа этот счет существует предположение, что поведение ребенка и характерные способы реагировани€ на него со стороны взрослых прошли через процесс эволюции, потому что обладают адаптивной ценностью.

ѕомимо изучени€ адаптивных функций различных паттернов поведени€ младенцев, детей и подростков (обсуждаемых в следующих главах) современные представители эволюционной психологии развити€ отличаютс€ более широким взгл€дом на адаптивную ценность самих отношений прив€занности (см., например, Geary, Bjorklund, 2000; Pederson, Moran, 1999; Pietromonaco, Barrett, 2000).

√лава 2. ѕодходы к пониманию развити€ человека 93

ќни разрабатывают теорию об адаптивной значимости когнитивной и физической незрелости в течение детства и о большей продолжительности периода детства у людей по сравнению с остальными животными (Bjorklund, 1997).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 465 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

436 - | 401 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.