Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое содержит в себе выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.
Доказательствами будут фактические данные, информация, на базе которой устанавливаются обстоятельства дела. От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в производство. При всем этом крайне важно отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений.
Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий. В первую очередь, она содержит данные о наличии или отсутствии административного нарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела. Во-вторых, известно, что юрисдикционные процессы формализованы, регламентированы правовыми нормами. Порядок сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. В ст. 325 ТК. РФ, например, сказано: «Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источника своей осведомленности».
В научной литературе принято делить доказательства по разным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные. Представляется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника и формы соответствующих сведений.
В первую очередь, это показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства: деликвента, потерпевшего, свидетелей, — то есть информация, передаваемая людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений — они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, будут заключения экспертов, мнения специалистов.
Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который ведет административное дело. При этом вопросы назначения и проведения экспертизы законом не регламентируются. Поэтому на практике решения о производстве экспертизы оформляются в виде направлений, ходатайств и т. д. Заключения экспертов, свидетельства специалистов широко могут быть использованы, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к числу наркотических средств, размера ущерба, установления стоимости товаров и их качества, характера загрязнений природной среды.
Во-вторых, вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации.
Стоит отметить, что основные способы обнаружения и приобщения материальных источников доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, будут протокол об административном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т. д.
Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (вмятины на автомашине, испорченный паспорт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, самогон, мелкоячеистая сеть). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом, не преобразованном виде. К доказательствам можно отнести и показания технических средств. Стоит заметить, что они достаточно широко могут быть использованы, например, в работе ГИБДД для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих веществ в выбросах, состояния опьянения водителя.
В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест происшествий и т. п.
В-третьих, непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки. К примеру, инспектора ГИБДД. В уголовном процессе такой вид доказательств не допускается: если должностное лицо было очевидцем преступления, оно становится свидетелем.
В административном юрисдикционном процессе использование подобных доказательств обеспечивает его оперативность, без них работникам ГИБДД, таможен, госохотнадзора и т. д. было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на лиц, совершивших неправомерные действия.
Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев упрощенного производства, когда штраф налагается на месте, фиксируются в рапорте, специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном нарушении.
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руководствуется законом и правосознанием, принципом объективной истины.