В научной литературе некоторые ученые понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не отождествляют. Так, Г. И. Петров пишет, что «понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не вполне совпадают. Правосубъектность реализуется не только в правовых отношениях, но и во многих случаях минуя их. Так, например, возложенные на субъектов права юридические обязанности не совершать определенных (указанных в нормах права) антиобщественных действий реализуются путем воздержания от них, помимо участия субъектов права в правовых отношениях»1.
Позиция Г.И. Петрова не совсем верна. При реализации права или исполнении обязанности субъект права не всегда может непосредственно соприкасаться с другой стороной, видеть ее или ощущать. Однако это не свидетельствует об отсутствии другой стороны, а следовательно, отсутствии правоотношения. Например, подача гражданином заявления в загс об изменении фамилии или в О ВИР о выдаче паспорта подтверждает непосредственную связь гражданина и органа государственного управления. Если осуществляется исполнение нижестоящим органом правового
[1] Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. С. 41.
акта, принятого вышестоящим, то указанная связь не столь очевидна, но она существует, как и правоотношение между двумя названными субъектами по поводу реализации принятого правового акта.
Аналогичное положение складывается и при воздержании субъекта права от совершения антиобщественных действий, указанных в нормах административного права. Например, гражданин переходит улицу с соблюдением соответствующих правил, водитель управляет автомобилем, соблюдая правила дорожного движения, т.е. оба субъекта права воздерживаются от совершения противоправных действий. По мнению Г.И. Петрова, в подобных случаях отсутствуют правоотношения, и гражданин и водитель не являются субъектами рассматриваемых отношений.
В одном и другом случае субъекты права (гражданин и водитель) являются и субъектами административно-правового отношения, поскольку они вступили в отношения с государством и органами, призванными обеспечивать выполнение правил дорожного движения, посредством исполнения возложенных на иих обязанностей и соблюдения правил дорожного движения.
Б.М.Лазарев полагает, что субъект административного права может и не быть субъектом административно-правового отношения. Все зависит от того, вступает он в названные отношения или не вступает. Если он не вступает в такие отношения, то остается лишь субъектом административного права и не является субъектом административно-правового отношения. Б.М. Лазарев пишет, что «субъект административного права может быть определен в нормах права родовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен; субъект права, кроме того, может в течение даже длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не быть их субъектом (если, например, гражданин не совершает административного правонарушения, то он и не вступает в деликтные административные отношения)»1."
Позиция Б.М. Лазарева недостаточно обоснована. Субъект административного права всегда является и субъектом соответствующих административно-правовых отношений. Если он не вступает в правоотношения, то он потенциально возможный их участник. Права и обязанности предоставляются не вообще субъектам, а субъектам правоотношений, прежде всего для их реализации
[1] Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова. С. 63.
или исполнения во взаимоотношениях с кем-то другим. Названные права и обязанности необходимы субъектам как стороне правоотношения только для участия в этих отношениях. Административное право определяет круг субъектов управленческих общественных отношений, а не просто субъектов права. Последних в сфере административного права не существует. Первичным является субъект административно-правовых отношений независимо от того, вступает непосредственно он в них или не вступает. Ведь административное право, регулируя управленческие общественные отношения, одновременно устанавливает круг их участников. Только они являются и субъектами административного права, поскольку его нормами устанавливается их статус. В одном случае субъект находится в статике, в другом — в динамике, реализуя свои права и обязанности, осуществляя действия или воздерживается от их совершения.
Таким образом, субъектами административного права являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.