Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕореформенные годы




 

ѕрогресс русской культуры, культуры других народов –оссии во второй половине XIX в. определ€лс€ общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60Ч70-х гг., высокими темпами развити€ капитализма в промышленности и др.

ќпредел€€ особенности развити€ культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русска€ культура, с успехом вбиравша€ достижени€ культур других народов, провозгласивша€ свободу, разум, счастье дл€ всех людей, независимо от их социального происхождени€ и положени€, €зыка и вероисповедани€, вызывала к себе огромный интерес во всем мире.

–азвитие капиталистических отношений, становление индустриального общества, рост городского населени€, возникновение новых средств сообщени€ и св€зи, создание армии нового типа насто€тельно требовали повышени€ общего и специального образовани€. ћежду тем, положение народного просвещени€ было т€желым. ÷аризм рассматривал культуру как идеологическую базу монархического стро€ и поддерживал такое просвещение, науку, искусство и литературу, которые способствовали укреплению данного стро€. ѕо подсчетам историков, в середине XIX в. число грамотных людей составл€ло лишь 6% всего населени€. Ќачальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихс€, в 75 гимнази€х Ч 18 тыс., а в шести университетах Ч 3,5 тыс. студентов. 80% учащихс€ средней и высшей школ были двор€не. ѕередова€ общественность –оссии выступала за развитие общего образовани€, которое должно быть базой профессионального, и ликвидацию сословности школы.

¬ыдающийс€ ученый-педагог  .ƒ. ”шинский (1834Ч1871) Ч основоположник народной школы и научной педагогики в –оссии. ¬ основе педагогической теории ”шинского Ч иде€ народности воспитани€. ќн утвердил в русской дидактике принцип единства обучени€ и воспитани€. ѕедагогические идеи воплощены им в учебных пособи€х дл€ начальной школы Ђƒетский мирї и Ђ–одное слової.

¬ период школьных реформ 60-х гг. дл€ низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. ¬ городах также возникли новые учебные заведени€ Ч воскресные школы дл€ взрослых, число которых уже в начале 60-х гг. достигло 316. — конца 80-х гг. их де€тельность активизировалась. «аслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населени€ огромна. «начительна была роль вольной кресть€нской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. чел. Ќо основным звеном начального образовани€ была земска€ общественна€ школа. ¬ 1864Ч1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучени€.

√осподствующим типом средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского €зыков и реальные училища с преимущественным преподаванием естествознани€ и точных дисциплин.

¬ пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в ѕетербурге, ћоскве,  иеве. ¬ 1882 г. был открыт женский медицинский институт. — открытием в 1888 г. “омского университета началось развитие высшего образовани€ в —ибири. ¬ начале XX в. открыт университет в —аратове. ¬ св€зи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и св€зи увеличилась численность отраслевых вузов. Ѕыли открыты политехнические, технологические, сельскохоз€йственные высшие учебные заведени€.   концу XIX в. в –оссии функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

“€га к знани€м народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование добровольно нес народ. ¬ 1880 г. 77,8% бюджета на образование составл€ли взносы сельских обществ и уездных земств.

¬ 1893 г. в –оссии действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихс€, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. чел., 9 университетов с 14 тыс. студентов. ќколо 50% общей численности учащихс€ средней и высшей школ составл€ли двор€не.

ѕо данным переписи 1897 г., только 21% населени€ –оссии умело читать. „исло грамотных среди женщин было меньше 13%.  райне низкой была грамотность среди нерусского населени€: среди таджиков Ч 3,9%, казахов.Ч 2,1%, узбеков Ч 1,6%, киргизов Ч 0,7%. ћногие народы не имели своей письменности.

¬ целом возможности российского образовани€ отставали от потребностей страны.

ѕодъему культурного уровн€ населени€ способствовали различные средства просвещени€ и образовани€. ѕолиграфическа€ промышленность, ставша€ во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличивала выпуск продукции. ¬ 1894 г. насчитывалось 1315 типографий, издававших 804 периодических издани€ (из них 112 ежедневных газет), 10651 книгу.   концу XIX в. –осси€ зан€ла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. ќднако насчитывалось всего 2812 книжных магазинов и лавок, главным образом в столицах и крупных городах, деревн€ была лишена возможности приобретени€ необходимой литературы. ¬ 1980 г. на человека приходилось всего лишь 0,16 экземпл€ра книги.

¬ 80Ч90-х гг. крупными издател€ми были ».ƒ. —ытин (1851Ч1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги дл€ народа, учебники, детские книги, календари, собрани€ сочинений русской классики и т. д., брать€ ј.Ќ. и ».Ќ. √ранаты, ј.—. —уворин (1834Ч1912), ‘.‘. ѕавленков (1839Ч1900), ѕ.ѕ. —ойкин (1862Ч1938).

«начительную роль в общественной жизни играли журналы, ориентированные на образованные слои русского общества: Ђ—овременникї, Ђќтечественные запискиї, Ђ–усское слової, Ђƒелої и др. ѕользовались попул€рностью сатирические журналы и листки Ч Ђ—вистокї, Ђ»скраї, Ђ√удокї, Ђ«анозаї, ЂЌиваї и др.

¬о второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек. ¬ 1861 г. в ћоскве была открыта публична€ библиотека при –ум€нцевском музее (ныне –оссийска€ государственна€ библиотека), фонд которой вначале составил собрани€ книг, рукописей, произведени€ искусства графа Ќ.ѕ. –ум€нцева (1754Ч 1826), затем в фонд библиотеки вошли собрани€ книг √. –. ƒержавина, ѕ. я. „аадаева, российского предпринимател€ и издател€  . “. —олдатенкова1. ¬ стране возросло число общедоступных общественных и частных библиотек.

¬ ћоскве также были открыты »сторический, ѕолитехнический музеи, “реть€ковска€ галере€. ¬ ѕетербурге в 1898 г. был открыт императорский –усский музей.

–азвитие науки и техники

Ќесмотр€ на факторы, сдерживающие научный прогресс, втора€ половина XIX в. Ч это период выдающихс€ достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую де€тельность ввести в мировую науку. –оссийска€ наука развивалась в тесной св€зи с европейской и американской наукой. Ђ¬озьмите любую книгу иностранного научного журнала, и ¬ы почти наверн€ка встретите русское им€. –усска€ наука за€вила свою равноправность, а порою и превосходствої, Ч писал  .ј. “имир€зев. –усские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследовани€х в научных центрах ≈вропы и —еверной јмерики, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных издани€х.

¬ стране возникли новые научные центры: ќбщество любителей естествознани€, антропологии и этнографии (1863), ќбщество русских врачей. –усское техническое общество (1866). ѕри всех российских университетах были созданы физико-математические общества. ¬ 70-х гг. в –оссии действовало более 20 научных обществ.

 рупным центром математических исследований стал ѕетербург, где сложилась математическа€ школа, св€занна€ с именем выдающегос€ математика ѕ.Ћ. „ебышева (1831Ч1894). ≈го открыти€, до сих пор оказывающие вли€ние на развитие науки, относ€тс€ к теории приближени€ функций, теории чисел и теории веро€тностей.

¬  иеве возникла алгебраическа€ школа во главе с ƒ.ј. √раве (1863Ч 1939).

 

√ениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был ƒ. ». ћенделеев (1834Ч1907). ќн доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. ѕериодическа€ система €вилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. –абота ƒ. ». ћенделеева Ђќсновы химииї была переведена на многие европейские €зыки, а в –оссии только прижизненно была издана восемь раз.

”ченые Ќ.Ќ. «инин (1812Ч1888) и ј.ћ. Ѕутлеров (1828Ч1886) Ч основоположники органической химии. ¬ середине XIX в. «инин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Ётим методом он синтезировал анилин Ч основу дл€ создани€ промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Ѕутлеров разработал теорию химического строени€ и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

ќсновоположник русской физической школы ј.√. —толетов (1839Ч1896) сделал р€д важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических €влений, в теории газового разр€да, получившей признание во всем мире.

»з изобретений и открытий ѕ.Ќ. яблочкова (1847Ч1894) наиболее известна так называема€ Ђсвеча яблочковаї Ч практически перва€ пригодна€ дугова€ электрическа€ лампа без регул€тора. «а семь лет до изобретени€ американского инженера Ёдисона ј.Ќ. Ћодыгин (1847Ч1923) создал лампу накаливани€ с применением вольфрама дл€ накала.

ћировую известность приобрели открыти€ ј.—. ѕопова (1859Ч1905). 25 апрел€ 1895 г. на заседании –усского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора дл€ приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу Ђгрозоотметчикаї Ч радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

ј.‘. ћожайский (1825Ч1890) исследовал возможности создани€ летательных аппаратов. ¬ 1876 г. с успехом прошла демонстраци€ полетов его моделей. ¬ 80-х гг. он работал над созданием самолета. Ќ.≈. ∆уковский (1848Ч1921) Ч автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулировани€ машин. ќн создал единую научную дисциплину Ч экспериментальную и теоретическую аэродинамику. »м была сооружена одна из первых в ≈вропе аэродинамическа€ труба, определена подъемна€ сила крыла самолета и разработан метод ее вычислени€.

¬ыдающеес€ значение имели работы  .Ё. ÷иолковского (1857Ч1935), одного из пионеров космонавтики. ѕреподаватель гимназии в  алуге, ÷иолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развити€ ракетостроени€ и космонавтики, нашел решени€ конструкции ракет и ракетных двигателей.

 рупные научные и технические открыти€ были сделаны физиком ѕ.Ќ. Ћебедевым (1866Ч1912), который доказал и измерил давление света.

ќгромны были успехи биологических наук. –усские ученые открыли целый р€д законов развити€ организмов.

 рупнейшие открыти€ были сделаны русскими учеными в физиологии. ».ћ. —еченов (1829Ч1905) Ч основоположник естественно-научного направлени€ в психологии и создатель русской физиологической школы. ќн положил начало научному исследованию нервной де€тельности человека. ≈го умение о рефлексах ». ѕ. ѕавлов назвал Ђгениальным взмахом русской научной мыслиї.

Ќаучные интересы ».ѕ. ѕавлова (1849Ч1936) представл€ла физиологи€ мозга. ќн создал основанное на опыте учение о высшей нервной де€тельности, современные представлени€ о процессе пищеварени€ и кровообращени€. ”чеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Ќобелевска€ преми€.

».». ћечников (1845Ч1915) Ч выдающийс€ эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. ќн основоположник (совместно с ј.ќ.  овалевским, 1840Ч1901) новой научной дисциплины Ч сравнительной эмбриологии и учени€ о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. ≈го труды в 1905 г. были отмечены Ќобелевской премией (вместе с ѕ. Ёрлихом).

 рупнейшим представителем российской науки был  .ј. “имир€зев (1843Ч 1920). ќн исследовал €вление фотосинтеза Ч процесса превращени€ неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранени€ энергии к органическому миру.

¬.¬. ƒокучаев (1846Ч1903) Ч создатель современного генетического почвоведени€, изучил почвенный покров –оссии. ≈го труд Ђ–усский черноземї, признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. ћного сделали в исследовании —евера –оссии, ”рала и  авказа основатель русской геологической научной школы ј.ѕ.  арпинский (1846/47Ч1936) и ј.ј. »ностранцев.

Ѕольшой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению —редней и ÷ентральной јзии и ”ссурийского кра€ Ќ.ћ. ѕржевальского (1839Ч1888), впервые описавшего природу этих регионов. ќн внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь ѕржевальского). ѕ.ѕ. —еменов-“€н-Ўанский (1827Ч 1914) Ч руководитель –усского географического общества, исследовал “€нь-Ўань, инициатор р€да экспедиций в ÷ентральную јзию, издал в соавторстве (с ¬. ». Ћоманским) труд Ђ–осси€. ѕолное географическое описание нашего отечестваї.

Ќ.Ќ. ћиклухо-ћаклай (1846Ч1888) Ч русский ученый, путешественник, общественный де€тель и гуманист. ¬о врем€ путешествий в ёго-¬осточную јзию, јвстралию, на острова ќкеании он провел ценные географические исследовани€, не утратившие до сегодн€шнего дн€ своего значени€. ќн доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объ€сн€етс€ историческими причинами. ¬ыступал против расизма и колониализма.

–азвитие гуманитарных наук

ќбщественно-политическа€ жизнь, рост национального самосознани€, усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. ¬ области историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга ¬. ¬. Ѕерви-‘леровского Ђѕоложение рабочего класса в –оссииї.

¬ пореформенные годы получили разработку филологи€ и лингвистика. ».». —резневский (1812Ч1880) подготовил работы по истории старослав€нского €зыка и древнерусской литературе. ≈го заслугой €вл€етс€ также создание петербургской школы славистов. ¬.». ƒаль (1801Ч1872) Ч создатель Ђ“олкового словар€ живого великорусского €зыкаї (свыше 200 тыс. слов), который, в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи, собранную автором в разных област€х –оссии, а также сборника Ђѕословицы русского народаї (свыше 30 тыс. пословиц и поговорок).

–азработка истории –оссии осуществл€лась р€дом крупных историков. ¬ 50Ч70-х гг. над 29-томным изданием Ђ»стори€ –оссии с, древнейших временї работал талантливый русский историк —.ћ. —оловьев (1820Ч1879). Ќа основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержави€ в истории –оссии.

¬.ќ.  лючевский (1841Ч1911) читал  урс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю кресть€нства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества.

¬ работах Ќ.».  остомарова (1817Ч1885) уделено большое внимание истории освободительной войны –оссии и ”краины с польскими захватчиками, истории средневекового Ќовгорода и ѕскова. ќн автор Ђ–усской истории в жизнеописани€х ее главнейших де€телейї.

Ћитература

√осподствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого €вл€лось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых €влений с точки зрени€ их соответстви€ общественному прогрессу. ќгромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам Ч вот что определ€ло литературу пореформенного периода. –усска€ литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполн€ла общественно-преобразующую миссию. »дейна€ полнота, глубокое проникновение в жизненные €влени€, непри€тие несправедливости, богатство художественного воплощени€ литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

Ќа вторую половину XIX в. и первое дес€тилетие XX в. приходитс€ творчество гени€ мысли и слова Ћ.Ќ. “олстого (1828Ч1910), создавшего такие шедевры, как повести Ђƒетство. ќтрочество. ёностьї, Ђ’аджи-ћуратї, Ђ—мерть »вана »льичаї, Ђ рейцерова сонатаї, романы Ђ¬ойна и мирї, Ђјнна  аренинаї, Ђ¬оскресеньеї, драмы Ђ¬ласть тьмыї, Ђѕлоды просвещени€ї, Ђ∆ивой трупї и др.

“ворчество “олстого в основном посв€щено изображению пореформенной –оссии. ¬ своих произведени€х он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих пор€дков. Ўирокий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала Ч все это делает феномен Ћ.Ќ. “олстого уникальным €влением русской и мировой литературы. “олстой писал:

»скусство есть де€тельность человеческа€, состо€ща€ в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаютс€ этими принципами и переживают их.

≈го произведени€ в полной мере отвечают этому определению. ќни воздействуют на умы и чувства людей и способствуют их единению. Ђ50 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вс€, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вс€ остальна€ наша литератураї, Ч так писал ћ. √орький о значении творчества Ћ.Ќ. “олстого.

ѕосле смерти великого писател€ в мире произошли огромные изменени€, но “олстой осталс€ прит€гательным дл€ всех потому, что он стал нравственным авторитетом дл€ людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

√ениальный писатель ‘.ћ.ƒостоевский (1821Ч1881) обогатил мировую культуру произведени€ми, которые по мастерству, глубине мысли сто€т р€дом с произведени€ми ”. Ўекспира. ”же первый роман ‘.ћ. ƒостоевского ЂЅедные людиї, в котором автор показал социальную трагедию Ђмаленькогої человекаї, выдвинул его в первые р€ды русских писателей натуральной школы. ќпубликованные затем произведени€ Ђƒвойникї, ЂЅелые ночиї, ЂЌеточка Ќезнамоваї отличаютс€ глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обсто€тельств, обращенностью к страдани€м людей из народа. ¬ 60Ч70-х гг. ƒостоевским были созданы самые выдающиес€ его произведени€ Ч Ђ”ниженные и оскорбленныеї, Ђѕреступление и наказаниеї, Ђ»диотї, ЂЅесыї, Ђѕодростокї, ЂЅрать€  арамазовыї, в которых отразились острые противоречи€ действительности и общественного движени€ в переломную эпоху развити€ –оссии. ¬ услови€х утверждени€ новых, капиталистических форм эксплуатации, усилени€ оппозиционного самодержавию движени€ ƒостоевский приходит к выводу, что особый исторический путь –оссии и сближение народа и интеллигенции, пока оторванной от Ђпочвыї, помогут разрешить социальные проблемы без революционных потр€сений. ќн считал, что революционна€ практика может привести к утверждению положени€Ч цель оправдывает средства.

ћастерски владе€ методом реализма и искусством психологического анализа, писатель показал страдани€, трагедию униженного и оскорбленного человека. »сследу€ внутренний мир человека, он утверждал, что одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. ќн считал, что человеку необходимы нравственна€ опора, иде€ бога.

√уманистическа€ сущность реализма ƒостоевского оказала и оказывает огромное воздействие на русскую и мировую литературу, к его произведени€м обращаютс€ миллионы читателей.

ћладшим современником Ћ.Ќ. “олстого и ‘.ћ. ƒостоевского был Ќ.—. Ћесков (1831Ч1895) Ч художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в –оссии (ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї, Ђ¬оительницаї, ЂЌекудаї, Ђќбойденныеї, ЂЌа ножахї, Ђ«агадочный человекї, Ђ—мех и гореї, ЂЋевшаї, Ђќчарованный странникї).

  80-м гг. относитс€ начало творчества /4.77. „ехова (1860Ч 1904). ћысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустослови€, отражение тоскливой жизни Ђмаленькихї людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес ј.ѕ. „ехова (Ђ—казки ћельпоменыї, Ђѕестрые рассказыї, Ђ—тепьї, Ђ—кучна€ истори€ї, Ђѕалата є бї, Ђ„айкаї, Ђ“ри сестрыї, Ђƒ€д€ ¬ан€ї, Ђ¬ишневый садї).

¬ 80-х гг. начал свою литературную де€тельность ¬.√.  ороленко (1853Ч 1921), писатель-демократ. ¬ повест€х и рассказах (Ђ—он ћакараї, Ђ–ека играетї, Ђ—лепой музыкантї, Ђƒети подземель€ї, ЂЅез €зыкаї) отражено стремление народа к свободе и справедливости. ќни проникнуты демократическими и гуманистическими иде€ми.

ѕроза ».ј. Ѕунина (1870Ч1953) Ч это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречи€ми, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумь€ о судьбе –оссии (Ђ—уходолї, ЂЌа край светаї, ЂЌова€ дорогаї, Ђ„ерноземї, Ђƒеревн€ї, Ђјнтоновские €блокиї). — 1910 г. в творчестве Ѕунина намечаютс€ новые мотивы: удушливый мещанский быт (Ђ’ороша€ жизньї), городские трущобы (Ђѕ€тнистые ушиї), Ђтемные аллеиї человеческих страстей (Ђћитина любовьї, Ђ“емные аллеиї). яростное непри€тие ќкт€брьской революции отражено в дневниковой книге Ђќка€нные дниї. ¬ 1920 г. Ѕунин эмигрировал во ‘ранцию. ¬ лирике Ѕунин продолжал классические традиции (сборник ЂЋистопадї).

ћаксим √орький (1868Ч1936), рано познавший суровую школу жизни, полную Ђсвинцовых мерзостейї, в начале литературной де€тельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. Ђћакар „удраї, Ђ—таруха »зергильї), а в реалистических рассказах (Ђ оноваловї, Ђ—упруги ќрловыї, Ђ„елкашї) показал мечты о справедливости и протест бунтар€-одиночки. Ќенависть ко всем про€влени€м деспотизма и утешающей лжи, жизнеутверждающий гуманизм, вера в творческий разум человека и призыв к интеллигенции работать дл€ народа Ч эти идейные мотивы заложены в пьесах √орького. ≈го лучшие произведени€ дореволюционного периода Ч автобиографические повести Ђƒетствої (1913Ч1914) и Ђ¬ люд€хї (1915Ч1916), в которых с огромной художественной силой показан путь человека из низов к творчеству. ќбраща€сь к творчеству √орького, —. ÷вейг писал, что в его произведени€х открылась Ђне одна душа, а весь русский человек, вс€ русска€ действительность в ее реальной, обнаженной сущности, воссозданна€ с беспощадной пр€мотой, с документальной точностьюї.

Ќа рубеже веков (XIX и XX) критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей, как ¬.¬. ¬ересаев (1867Ч 1945), который отразил в своих произведени€х духовные искани€ интеллигенции в этот период (ЂЅез дорогиї, Ђ.«аписки врачаї); Ќ.ћ. √арин-ћихайловский (1852Ч1906) Ч тетралоги€ Ђƒетство “емыї, Ђ√имназистыї, Ђ—тудентыї, Ђ»нженерыї также посв€щена судьбам русской интеллигенции.

ј.».  уприн (1870Ч1938) в своих ранних произведени€х показал несвободу человека как роковое общественное зло (Ђћолохї), социальным критицизмом проникнуты его повести Ђѕоединокї и Ђямаї.ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к (1852Ч1912), дал картины горнозаводской жизни ”рала и —ибири в романах Ђѕриваловские миллионыї, Ђ«олотої, Ђ√орное гнездої.

ѕравдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрени€ соответстви€ общественному прогрессу, изображение, призванное помочь люд€м пон€ть эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым Ч вот что отличало творчество писателей-реалистов.

Ћитература –оссии представлена не только произведени€ми русских писателей Ч она многонациональна. ѕередовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов –оссии черпали в русской классической литературе. Ќа ”краине это ». ‘ранко, ћ.  оцюбинский, Ћ. ”краинка, ќ.  обыл€нска€; в Ѕелоруссии Ч я.  упала, я.  олос, ћ. Ѕогданович; у прибалтийских народов Ч я. –айнис, ј. ”пит, ѕ. —тучка, ё. ∆емайте, ¬.  ингисеп, Ё. ¬ильде; у грузин Ч ј. ÷еретели, ¬. ѕшавела; у арм€н Ч ќ. “уман€н, в јзербайджане Ч ћирза ‘атали јхундов, у узбеков Ч ‘уркат; у татар Ч √. “укай, Ў.  амаль; у осетин Ч  . ’етагуров; у евреев Ч Ўолом-јлейхем.

ћузыка

— развитием литературы неразрывно св€заны музыка, живопись, театр.  онец XIXЧначало XX вв. Ч период достижений русской музыкальной культуры, св€занных с именами ѕ.». „айковского, ћ.ѕ. ћусоргского, Ќ.ј. –имского- орсакова, ћ.ј. Ѕалакирева, ÷.ј.  юи, —.¬. –ахманинова, ј. . √лазунова, —.». “анеева, ј.Ќ. —кр€бина, ».‘. —травинского и др.

¬ музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает Ђћогуча€ кучкаї, или ЂЌова€ русска€ музыкальна€ школаї. Ёто коллектив, состо€щий из п€ти русских композиторов Ч ћ.ј. Ѕалакирева (1837Ч1910), ј. ѕ. Ѕородина (1833-1887), ÷.ј.  юи (1835-1918), ћ.ѕ. ћусорского (1839-1881) и Ќ.ј. –имского- орсакова, Ч оформилс€ в конце 50-хЧначале 60-х гг. «адачи и эстетические позиции членов кружка сложились под вли€нием взгл€дов русского художественного и музыкального критика ¬.¬. —тасова (1834Ч 1906).

 омпозиторы Ђћогучей кучкиї в своем творчестве развили традиции классической музыки ћ.». √линки и ј.—. ƒаргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогатили новыми формами, приблизив к актуальным вопросам общественной жизни. ¬ период де€тельности Ђћогучей кучкиї были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточна€ фантази€ Ђ»сламейї, симфоническа€ поэма Ђ–усьї ћ. Ѕалакирева; ѕерва€ симфони€ ј. Ѕородина; оперы Ђ¬иль€м –атклифї и Ђ—ын мандаринаї ÷.  юи; симфоническа€ картина ЂЌочь на Ћысой гореї, опера ЂЅорис √одуновї ћ. ћусоргского; ѕерва€ и ¬тора€ симфонии, опера Ђѕсковит€нкаї Ќ. –имского- орсакова.

ѕо утверждению —тасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и Ђкрайн€€ ее склонность к программой музыкеї.  омпозиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращатьс€ к сюжетам общественной истории.

«начение кружка Ђћогуча€ кучкаї трудно переоценить. ќно не ограничиваетс€ созданными кружковцами произведени€ми. Ёто содружество оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие русской классической музыки. Ђћогуча€ кучкаї Ч это пример служени€ искусству, высоким идеалам, самоотверженного труда и подлинной дружбы, благодар€ которой человечество узнало о Ђ’ованщинеї, Ђ—орочинской €рмаркеї, Ђ н€зе »гореї.

».≈. –епин. ѕортрет ћ.ѕ. ћусоргского

“ворчество гениального композитора ћ. ѕ. ћусоргского (1839Ч1881) тесно св€зано с отечественной историей. —амобытные черты его творческой индивидуальности, социальна€ заостренность, умение создавать €ркие, характерные человеческие образы про€вились уже в ранних произведени€х, песн€х и романсах на слова русских поэтов и собственный текст: Ђ алистратї, Ђ олыбельна€ ≈ремушкиї, Ђ—пи, усни, кресть€нский сынї, Ђ—еминаристї. —имфоническа€ картина ЂЌочь на Ћысой гореї и незавершенна€ опера Ђ∆енитьбаї отличались новаторством формы и богатством звуковых красок. Ёти произведени€ подготовили ћусоргского к созданию важнейших своих творений Ч опер ЂЅорис √одуновї и Ђ’ованщинаї, в которых главным действующим лицом €вл€етс€ не безмолвный, а восставший народ, а темой Ч народное движение за правду и свободу. Ќар€ду с массовыми народными сценами в операх с большой психологической глубиной разработаны сложные, противоречивые характеры исторических и художественных образов.

∆изнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смела€, искренн€€ речь люд€м Ч вот мо€ закваска, Ч

говорил композитор и следовал этому принципу в произведени€х как больших, так и малых форм. ¬ вокальных циклах ЂЅез солнцаї, Ђѕесни и пл€ски смертиї кажда€ песн€ Ч это небольша€ сценка, где действует реальный образ.

¬еликий художник Ч реалист, стремившийс€ к правде и справедливости, верно служил –оссии.

√ениальный ѕ.». „айковский (1840Ч1893) написал целый р€д выдающихс€ произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами: Ђ„ародейкаї, Ђ≈вгений ќнегинї, Ђѕикова€ дамаї, Ђ»олантаї, Ђќрлеанска€ деваї, шесть симфоний и др. “ема борьбы человека за счастье Ч центральна€ в его творчестве.  омпозитор обращалс€ к сложным, глубоким творени€м ƒанте, Ўекспира, Ѕайрона, ѕушкина, ќстровского. ƒл€ раскрыти€ внутреннего мира человека „айковский использовал широкий спектр художественных средств, но главным источником его музыкального €зыка €вл€лась народна€ песн€. ќн был гениальным симфонистом, достигшим значительности содержани€ и доходчивости выражени€.

√ений ѕ. ». „айковского также про€вилс€ в эстетике балетного искусства. ≈го музыка стала основой нового типа балетного спектакл€, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли. ¬ балетах Ђ—п€ща€ красавицаї, Ђўелкунчикї, ЂЋебединое озерої, созданных в содружестве с ћ.». ѕетипа (1818Ч 1910) и Ћ.». »вановым (1834Ч1901), музыка и танец слились воедино и достигли высочайшей выразительности и технического совершенства. Ѕлагодар€ музыке ѕ.». „айковского русский классический балет к концу XIX в. достиг вершины и продолжил сценическую жизнь как в –оссии, так и за рубежом.

«амечательна€ глубина, покор€юща€ правдивость, широка€ мелодичность, высокий жизнеутверждающий пафос Ч все это делает искусство „айковского любимым во всех уголках мира.

я желал бы всеми силами души, чтобы музыка мо€ распростран€лась, чтобы увеличилось число людей, люб€щих ее, наход€щих в ней утешение и подпору.

≈го мечте суждено было сбытьс€, ибо в своих сочинени€х он сказал о человеке столь достоверно, сочувственно и поэтично, что не оставл€ет слушател€ равнодушным.

¬ыдающийс€ композитор Ќ.ј. –имский- орсаков (1844Ч1908) Ч продолжатель традиций ћ.». √линки. »з 15 созданных им опер (его любимый жанр) дев€ть написаны на сказочные сюжеты, сюжеты, св€занные с миром природы: Ђ—негурочкаї, ЂЌочь перед –ождествомї, Ђ—адкої и др. ѕри этом природа выступает не только фоном, на котором разворачиваютс€ событи€, природа €вл€етс€ действующим лицом, отзывающимс€ на радости и печали людей. –имский- орсаков глубоко переживал человеческое горе, особенно драму женщины, и создал чистые, лирические, одухотворенные образы русских женщин: ќльга (Ђѕсковит€нкаї), ћарфа, Ћюбаша (Ђ÷арска€ невестаї), Ћюбава (Ђ—адкої) и др. ќперной выразительности композитор достигал пением, однако и оркестр нес огромную нагрузку при включении самосто€тельных симфонических фрагментов (антракты Ђ“ри чудаї в Ђ—казке о царе —алтанеї, Ђ—еча при  ерженцеї в Ђ—казании о невидимом граде  итежеї, вступление Ђќкеан-море синееї в Ђ—адкої).

Ѕогато представлено симфоническое творчество –имского- орсакова, часто в жанре сюиты, увертюры (Ђ—ветлый праздникї, ЂЎехерезадаї). »м написано 79 романсов.

“ворчество замечательного русского композитора, пианиста и дирижера —.¬. –ахманинова (1873Ч1943) стало досто€нием широких кругов любителей музыки во всем мире. ѕоследователь ћ.». √линки, ѕ.». „айковского, ј.ѕ. Ѕородина, ћ.ѕ. ћусорского и Ќ.ј. –имского- орсакова, он обогатил мировую музыкальную культуру симфоническими и фортепианными сочинени€ми, операми и романсами. Ћучшие его произведени€ были созданы в последнее дес€тилетие XIX Ч начале XX вв., до эмиграции из –оссии. Ёто опера Ђјлекої, симфоническа€ фантази€ Ђ”тесї, ѕерва€ симфони€. ¬торой и “ретий концерты дл€ фортепиано с оркестром, оперы Ђ—купой рыцарьї и Ђ‘ранческа да –иминиї, Ћитурги€ »оанна «латоуста, Ђ¬сенощное бдениеї и большое число романсов. ѕравдивость, искренность и эмоциональна€ насыщенность Ч отличительные черты искусства –ахманинова. ≈го музыке характерны мелодизм, широта и свобода дыхани€ (идущие от русской песенности и особенностей знаменного распева), они органически сочетаютс€ с энергичной ритмикой. “ема –одины воплотилась в наиболее значительных произведени€х композитора, особенно во ¬тором и “ретьем концертах дл€ фортепиано с оркестром.

—тремление создать в музыке свои формы знаковой системы (цвет, звук), найти пути к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств характерно дл€ выдающегос€ русского композитора ј.Ќ. —кр€бина (1871Ч1915). ¬ 1900-е гг. оформилась его философска€ концепци€ (ѕерва€ симфони€). ќт идеи обновлени€ мира посредством искусства он перешел к замыслу, объедин€ющему все виды искусства (Ђћистери€ї). ≈го симфонические поэмы (Ђѕоэма экстазаї, Ђѕрометейї) получают законченное художественное выражение:

расшир€етс€ состав оркестра, ввод€тс€ колокол, хор без слов и парти€ света. √лубока€ индивидуальность, €рка€ эмоциональность, хрупкость и утонченность музыкального письма позволили —кр€бину зан€ть достойное место в музыкальной культуре XIXЧXX вв.

Ѕлест€щим мастером балетной и симфонической музыки был ». ‘. —травинский (1882Ч1971). ¬ балетах Ђ∆ар-птицаї, Ђѕетрушкаї Ђ¬есна св€щенна€ї он широко использовал русский музыкальный фольклор, придав ему особую €ркость и динамичность.

 рупных успехов в развитии музыкальной культуры достигли: на ”краине Ч Ќ.¬. Ћысенко (1842Ч1912), оперы Ђ–ождественска€ ночьї, ЂЌаталка-ѕолтавкаї, Ђ“арас Ѕулъбаї, ЂЁнеидаї; в јрмении Ч ј.ј. —пендиаров (1871Ч1928), опера Ђјлмастї, симфоническа€ картина Ђ“ри пальмыї, мелодекламаци€ Ђћы отдохнемї; в јзербайджане Ч ”. √аджибеков (1885Ч1948) оперы ЂЋейла и ћеджнунї, Ђјсли и  еримї, Ђћуж и женаї, Ђјршин ћал аланї.

»зобразительное искусство

ѕоворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначилс€ в конце 50-х гг. XIX в. ¬ажнейшие тенденции развити€ живописи определили художники, объединившиес€ по инициативе ».Ќ.  рамского (1837Ч1887), √.√. ћ€соедова (1834-1911), Ќ.Ќ. “е (1831-1894), ¬.√. ѕерова (1833-1882) в “оварищество передвижных художественных выставок. »дейным вождем объединени€ стал ».Ќ.  рамской.

÷ель “оварищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. ƒл€ этого Ђво всех городах империиї должны были устраиватьс€ Ђпередвижные художественные выставки в вицах доставлени€ жител€м провинций возможности знакомитьс€ с русским искусством и следить за его успехамиї1.

”же перва€ выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, дл€ которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. —трем€сь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославл€ли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение.

ѕоразительными эффектами освещени€, романтическим характером пейзажей отличались картины ј.».  уинджи (1842Ч1910): Ђ”краинска€ ночьї, ЂЅерезова€ рощаї, ЂЌочь на ƒнепреї. ¬нимание к мельчайшим изменени€м природы, предметов и в то же врем€ обобщенность, цельность картины Ч это живопись ‘.ј. ¬асильева (1850Ч1873): Ђѕосле дожд€ї, Ђќттепельї, Ђћокрый лугї. ѕейзажи ».». Ўишкина (1832Ч1898) Ч это отражение вечного, незыблемого на земле: Ђ–ожьї, ЂЋесные далиї, Ђ”тро в сосновом лесуї.

Ђ урсисткаї, Ђ—тудентї, Ђ очегарї Ч это полотна Ќ.ј. ярошенко (1846Ч 1898), впервые обратившегос€ к образам интеллигенции и рабочих. —оциальные обобщени€, психологическа€ достоверность, естественность в творчестве художников-передвижников давали возможность утверждать демократические идеалы.

“оварищество объедин€ло все талантливые художественные силы –оссии, в его состав в разное врем€ входили также ».≈. –епин, ¬.». —уриков, ¬.≈. ћаковский,  .ј. —авицкий, ¬.ƒ. ѕоленов, ј.ћ. и ¬.ћ. ¬аснецовы, ».». Ћевитан, ¬.ј. —еров и др.

–еализм в русском изобразительном искусстве про€вилс€ в творчестве художников ».». Ћевитана, ».≈. –епина, ¬.». —урикова, ¬ј. —ерова, скульпторов —.“.  оненкова, ј.—. √олубкиной.

».». Ћевитан (1860Ч1900) Ч пленительный, тончайший пейзажист. ќблада€ исключительной работоспособностью, он каждый год создавал шедевры, которые сразу становились событием: Ђ¬ечер на ¬олгеї, Ђќсень. ћельницаї, Ђѕерва€ зелень. ћайї (приобретены меценатом ѕ.ћ. “реть€ковым). ¬ полотнах ЂЅерезова€ рощаї, Ђ¬ечер. «олотой ѕлесї, Ђ—вежий ветер. ¬олгаї, Ђ«олота€ осеньї, Ђћартї про€вились характерные черты его пейзажа: глубокое содержание и простота темы, цельность и жизненна€ трепетность, ощутимость, материальность предметов и внешн€€ скромность. Ћучшим его творением многие искусствоведы признают Ђ¬ладимиркуї, в котором прозвучала любима€ тема художника Ч дорога, дорога, над которой не утихал

кандальный звон. ѕоследнее полотно Ћевитана Ђќзеро (–усь)ї Ч гимн –одине и прощание с ней.

».≈. –епин (1844Ч1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. 80-е гг. Ч наиболее плодотворные в его творчестве. ќн создает образы героев-революционеров: Ђќтказ от исповедиї, Ђјрест пропагандистаї, ЂЌе ждалиї. ¬ портретах выдающихс€ современников Ч ћ.». √линки, ј.‘. ѕисемского, ћ.ѕ. ћусоргского, Ќ.». ѕирогова, ѕ.ј. —трепетовой, ¬. ¬. —тасова, Ћ.Ќ. “олстого Ч раскрывал личность в психологическом и социальном плане. ¬еликого художника привлекали сильные натуры, судьбы которых св€заны с историческими событи€ми Ч Ђ÷аревна —офь€ї, Ђ»ван √розный и сын его »ванї, Ђ«апорожцы пишут письмо турецкому султануї. √лубоко народное, св€занное с демократическими иде€ми, творчество ».≈. –епина Ч одна из вершин русского классического искусства.

¬.». —уриков (1848-1916) -замечательный живописец, в искусстве которого воплотилс€ русский национальный гений. ќбраща€сь к переломным эпохам истории –оссии, он искал в прошлом ответы на вопросы, волнующие современников. Ќа 80-е гг. приход€тс€ его наиболее значительные полотна Ч Ђ”тро стрелецкой казниї, Ђћеншиков в Ѕерезовеї, ЂЅо€рын€ ћорозоваї. ¬ 90-х гг. ¬. —уриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершени€ русского народа Ч Ђѕокорение —ибири ≈рмакомї, Ђѕереход —уворова через јльпыї. √лавный герой большинства полотен —урикова Ч страдающа€ и торжествующа€ народна€ масса, разнообразна€ €ркими типами, котора€ в итоге составл€ет образ русского народа. ¬се это свидетельствует о том, что художник создал шедевры исторической живописи, совершив творческий подвиг.

¬. —еров. ѕортрет певца ‘.». Ўал€пина

”же ранние работы ¬.ј. —ерова (1865Ч1911) Ч Ђƒевочка с персикамиї, Ђƒевушка, освещенна€ солнцемї Ч свидетельствовали о замечательном, самобытном таланте живописца. Ќовизна художественного письма, его простота и раскованность, чистота цвета и ощущение свежести Ч в этих чертах про€вилс€ ранний русский импрессионизм1.

— 90-х гг. основным жанром в творчестве —ерова становитс€ портрет. ƒобива€сь правдивого отражени€ модели, в строгом пластическом истолковании, художник стремитс€ передать психологическую характеристику человека. ќн пишет портреты де€телей культуры:  .  оровина, ». Ћевитана, Ќ. Ћескова, Ќ. –имского- орсакова, ‘. Ўал€пина и др. ¬ портретах он отказываетс€ от многокрасочной живописи и выбирает черно-серые и коричневые тона, импрессионизм едва просматриваетс€.

¬ 1890 Ч начале 1900-х гг. в творчестве —ерова по€вл€ютс€ новые, жанровые мотивы (ЂЅабы в телегеї, Ђ—тригуны на водопоеї). ¬ конце творческого пути, отказавшись окончательно от импрессионизма, —еров обращаетс€ к стилю модерн2, но при этом сохран€ет принцип реалистического познани€ мира человека и природы (портреты ћ. √орького, ‘. Ўал€пина, ћ. ћамонтова).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1470 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

350 - | 288 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.07 с.