Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерва€ половина XIX в




ќбразование

 

–азвитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижени€ предшествующего времени. ѕроникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных люд€х. ¬ общественно-политические процессы вт€гивались новые социальные слои общества. ÷арское правительство, провозгласившее Ђтеорию официальной народностиї, основанную на триаде Ч самодержавие, православие и народность, активно боролось с про€влени€ми передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. ѕолитика просвещени€ имела отчетливо классовый характер.  репостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоватьс€ культурными достижени€ми всему населению.  ультурные потребности двор€нства были иными, чем кресть€нства, которое формировало собственные культурные традиции. —вободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населени€. ќднако самодержавие в услови€х становлени€ капиталистического уклада вынуждено было расшир€ть сферу образовани€. ¬ 1802 г. было создано ћинистерство народного просвещени€ дл€ организации и управлени€ просветительскими учреждени€ми. ¬ начале XIX в. в –оссии функционировало лишь одно высшее учебное заведение Ч ћосковский университет. «атем были открыты университеты в ѕетербурге, ƒерпте, ¬ильно,  азани и ’арькове. ќткрылись привилегированные учебные заведени€ в ÷арском —еле, ярославле и Ќежине. ¬ 1829 г. был восстановлен √лавный педагогический институт, в котором осуществл€лась подготовка учительских кадров дл€ гимназий и университетов.

» все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел.   1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ Ч 439.  оличество приходских школ возросло на 288. ѕроизошли изменени€ в социальном составе образованных людей, заметно усилилс€ разночинный слой.

Ќаучные открыти€

¬ услови€х становлени€ капиталистического уклада и начавшегос€ промышленного переворота все большее значение приобрели научные открыти€, имевшие теоретическое и прикладное значение.

¬еликий русский математик Ќ.». Ћобачевский (1793Ч1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тыс€ч лет работали ученые всего мира. ќн обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейс€ от классической, евклидовой. ќпубликованна€ в журнале Ђ азанский вестникї геометри€ Ћобачевского не была пон€та современниками. “олько к 100-летию со дн€ рождени€ великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международна€ преми€ его имени, в  азани, где он провел большую часть жизни, установлен пам€тник.   математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории веро€тности относ€тс€ основные труды ћ.¬. ќстроградского (1801Ч1861).

‘изик Ѕ.—. якоби (1801Ч1874) Ч изобретатель в области электротехники Ч сконструировал несколько электродвигателей. —овместно с Ё.’. Ћенцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

ќдин из первых российских электротехников ¬.¬. ѕетров (1761Ч1834) создал р€д физических приборов, раньше европейских ученых открыл €вление светового и теплового действи€ электричества (вошедшее в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

»нженер ѕ.ƒ. Ўиллинг (1786Ч1837) в 1832 г. раньше американского изобретател€ —. ћорзе (1791Ч1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

»нженеры-механики, крепостные промышленников ƒемидовых на ”рале, отец и сын ≈.ј. и ћ.≈. „ерепановы в 1833Ч1834 гг. построили первую в –оссии железную дорогу на паровой т€ге.

»нженер-металлург ѕ.ѕ. јносов (1799Ч1851) на «латоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп дл€ изучени€ структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получени€ булатной стали. ћеталлург ѕ.ћ. ќбухов (1820Ч1869) Ч основатель сталелитейного производства и применени€ литой стали дл€ изготовлени€ пушечных стволов.

–азвитие географической и исторической наук

¬елик вклад русских путешественников в развитие географической науки. ѕерва€ русска€ кругосветна€ экспедици€ под командованием Ќ.‘.  рузенштерна (1770Ч 1846) и ё.‘. Ћис€нского (1773-1837) в 1803-1806 гг. прошла от  ронштадта до  амчатки и јл€ски. Ѕыли изучены и сделаны съемки островов “ихого океана, побережь€  ита€, острова —ахалин,, полуострова  амчатка.

¬ 1819Ч1821 гг. ‘.‘. Ѕеллинсгаузен (1778Ч1852) и ћ.ѕ. Ћазарев (1788Ч 1851) возглавили кругосветную экспедицию, открывшую јнтарктиду и многочисленные острова. ѕутешестви€ √.». Ќевельского, ≈.¬. ѕут€тина (1804Ч 1883), ¬.ћ. √оловнина (1776-1831), ќ.≈.  оцебу (1788-1846), ‘.ѕ. Ћитке (1797Ч1882) дали науке богатейшие сведени€ об островах “ихого океана, јл€ске, —ахалине, островах Ћедовитого океана, побережье  ореи и т.д. –усское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучени€ территории и морей –оссии.

—озданное при ћосковском университете ќбщество истории и древностей российских начало поиски и сбор пам€тников древнерусской культуры. ¬ 1800 г. был опубликован найденный пам€тник древнерусской литературы XII в. Ђ—лово о полку »горевеї.

¬ 1818г. тиражом 3 тыс. экземпл€ров вышли в свет восемь томов написанной на основе огромного фактического архивного материала Ђ»стории государства –оссийскогої Ќ.ћ.  арамзина (1766Ч1826). “ираж разошелс€ в два мес€ца. —ледующие тома 9Ч11 были опубликованы в 1821Ч1824 гг. а 12-й том был опубликован в 1829 г., после смерти автора. ќснову исторической концепции  арамзина, развитой им в Ђ»сторииї, составл€ет убеждение, что органически присущей –оссии формой государственного управлени€ €вл€етс€ самодержавие, что вызвало различные отклики и бурную полемику. ќдни превозносили автора, другие порицали его, выступали с резкой критикой. ƒл€ нескольких поколений труд  арамзина был основным источником знаний об истории ƒревней –уси, котора€, как писал ј.—. ѕушкин: казалось, найдена  арамзиным, как јмерика Ч  олумбом.

ћатериальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение ѕетербургской јкадемией наук. ƒемидовской премии, начало которому было положено в 1831 г. ѕремии выдавались в 1832Ч1865 гг. за опубликованные труды по науке, технике, искусству. ƒемидовска€ преми€ считалась наиболее почитаемой научной наградой в –оссии.

Ћитература

¬ первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. ќна €вл€лась главной и, пожалуй, единственной областью,

где была возможность выразить требовани€ и ча€ни€ народа. ѕроцесс развити€ и смены художественных направлений происходил в услови€х разложени€ феодально-крепостнической системы и оживлени€ общественной мысли. Ётими направлени€ми были: классицизм, сентиментализм, романтизм. ќкончательно сложилс€ реализм. ¬ конце своего творчества к классицизму пришел поэт √.–. ƒержавин. ¬иднейшим представителем сентиментализма €вл€лс€ писатель и историк Ќ.ћ.  арамзин (повести ЂЅедна€ Ћизаї, ЂЌаталь€ Ч дочь бо€рска€ї). –усский сентиментализм просуществовал недолго1.

ј.—. ѕушкин. ƒва автопортрета

√ероические событи€ войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. ќдним из создателей русского романтизма стал ¬.ј. ∆уковский (1783Ч1852). ≈го поэзи€ проникнута меланхолическими мечтани€ми, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады ЂЋюдмилаї, Ђ—ветланаї). ƒругое направление Ч гражданский, революционный романтизм про€вилс€ в творчестве  .‘. –ылеева (1795Ч1826). ≈го лирика, исторические Ђƒумыї, поэмы Ђ¬ойнаровскийї, ЂЌаливайкої насыщены политическими ассоциаци€ми. ќды, поэмы  .  юхельбекера (1797Ч1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими пор€дками.

–омантизм оказал вли€ние и на раннее творчество ј.—. ѕушкина и ћ. ё. Ћермонтова.

ќсновоположник русского реализма Ч гениальный ј.—. ѕушкин (1799Ч1837). »менно с его творчеством св€зано начало золотого века в литературе. ѕушкин €вилс€ родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. ќн создал замечательные произведени€ различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах Ђ≈вгений ќнегинї, первые произведени€ классической прозы Ђѕовести Ѕелкинаї, историческую драму ЂЅорис √одуновї, хронику обнищани€ крепостной деревни Ђ»стори€ села √орюхинаї, историческую повесть Ђ апитанска€ дочкаї, исследование философских и нравственных проблем человечества Ч трагедию Ђћоцарт и —альериї, гениальное воплощение образа –оссии как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, Ч поэму Ђћедный всадникї, лирические стихи Ч образцы лирики, освещенной иде€ми свободы, любви, патриотизма.

ќн первым пришел к выводу, что истинна€ народность Ч это не описание русского сарафана, а жизненна€ достоверность, правда о взаимоотношени€х людей, личности и общества. ј.—. ѕушкин обратилс€ к сокровищам народного творчества и проникс€ глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. ≈го гений трезво оценил прошлое российской истории, ее насто€щее и предугадал некоторые страницы будущего –оссии. Ќ.¬. √оголь писал:

ѕри имени ѕушкина тотчас осен€ет мысль о русском национальном поэте. ¬ самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называтьс€ национальным; это право решительно принадлежит ему... ¬ нем русска€ природа, русский €зык, русский характер.

ј.—. ѕушкин внес вклад в создание научной историографии, доказыва€ необходимость опоры на объективный анализ фактов и €влений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность Ч полноправное действующее лицо большой человеческой истории. «начение творчества ј.—. ѕушкина огромно, он стоит в р€ду величайших и неповторимых €влений мировой культуры. ¬ своем творчестве и воззрени€х он принадлежит не только XIX в., не только –оссии. ¬ конце XX в. он приходит к люд€м разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

ј.—. ѕушкин ушел из жизни, име€ наследника и продолжател€ его общественно-литературного дела Ч ћ.ё. Ћермонтова (1814Ч1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет за€вил о могучем таланте. ¬ полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением ЂЌа смерть поэтаї, в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. »ндивидуальному складу Ћермонтова-поэта близок романтизм. –анние его произведени€ проникнуты мечтой о свободе, тоской по м€тежному герою. ≈го романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность (поэмы Ђћцыриї, Ђƒемонї). ≈го лирика насыщена настроени€ми протеста против несправедливости, скорби и сочувстви€ обездоленным и притесненным.

–еалистические элементы в творчестве ћ.ё. Ћермонтова усиливаютс€ со второй половины 30-х гг. (Ђ“амбовска€ казначейшаї, Ђ—ашкаї). ќн уверенно шел к реализму, и роман Ђ√ерой нашего времениї с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, €вл€етс€ зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. “ворчество Ћермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.

  Ќ.¬. √оголю (1809Ч1852) пришли известность и слава после публикации цикла Ђмалороссийских повестейї Ђ¬ечера на хуторе близ ƒиканькиї (1831Ч1832), проникнутых лирическим романтизмом. ƒальнейшие его повести, вошедшие в сборник Ђјрабескиї (Ђѕортретї, ЂЌевский проспектї), а также сборник повестей Ђћиргородї, обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. √оголь считал задачей художника извлекать Ђнеобыкновенноеї из обыкновенного, но так, Ђчтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенна€ истинаї. ¬ комедии Ђ–евизорї новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной –оссии.

¬ыход в свет первого тома Ђћертвых душї Ч романа-поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Ёто произведение √оголь считал главным делом всей своей жизни. Ђ¬с€ –усь отзоветс€ в немї, Ч писал он. ѕо мнению Ќ.¬. √огол€, писатель должен изображать Ђвседневное и действительноеї. Ќо он предупреждал, что художник не может оставатьс€ безучастным к добру и злу, он должен стремитьс€ к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.

¬ повести ЂЎинельї Ќ.¬. √оголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав т€желую, беспросветную, бессмысленную жизнь Ђмаленькогої человека в крепостнической –оссии. “ема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. ѕисатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. ќн показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

¬ 1847 г. была издана книга √огол€ Ђ¬ыбранные места из переписки с друзь€миї Ч одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. ¬ этой книге получила выражение вера √огол€ в возможность наилучшего устройства –оссии, в мессианскую роль –оссии, основанную на верности идеалам православи€.

¬ 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Ёто ».—. “ургенев (1818Ч1883), ».ј. √ончаров (1812Ч1891), ћ.≈. —алтыков-ўедрин (1826Ч1889), ј.Ќ. ќстровский (1823Ч 1886), поэты Ќ.ј. Ќекрасов (1821Ч1878), ‘.». “ютчев (1803Ч1873), ј.ј. ‘ета (1820Ч1892) и др. ѕротест против самодержави€ и крепостничества, желание счасть€ и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. ѕьесы ј.Ќ. ќстровского (ЂЌе в свои сани не садисьї, ЂЌе так живи как хочетс€ї, ЂЅедность не порокї, Ђ√розаї и др.) €вились продолжением традиций Ђнатуральной школыї Ќ.¬. √огол€. ќн впервые в русской литературе вывел на Ђсвет божийї Ђтемное царствої жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читател€.

ћузаЌ.ј. Ќекрасова, Ђмуза мести и печалиї, шла туда, Ђгде трудно дышитс€, где горе слышитс€ї, и об€зывала человека быть гражданином.

¬ замечательной пле€де русских писателей творчество Ћ.Ќ. “олстого (1828Ч 1910) и ‘. ћ. ƒостоевского (1821Ч1881) €вилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XDC в. великой.

“еатр

¬ начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. ¬ репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.

”тверждение реализма в театре св€зано с постановками пьес Ђ√оре от умаї ј.—. √рибоедова (1829) и Ђ–евизораї Ќ.¬. √огол€ (1836) на сцене ћалого театра в ћоскве, где блистательно играл ћ.—. ўепкин (1788Ч1863). –азработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические пор€дки, самодурство, невежество и тупость двор€нского, купеческого и чиновничьего быта. ј.». √ерцен писал о ўепкине: Ђќн создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театреї, а о ћалом театре Ч он был Ђвысшей инстанцией дл€ решени€ жизненных вопросовї.

»зобразительное искусство

ќфициальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. ƒостижени€ми академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.

ћ.—. ўепкин в роли „упруна (Ђћоскаль-чаривникї ».ѕ,  отл€ревского). 1840.

— картины  .ѕ. Ѕрюллова (1799Ч1852) Ђѕоследний день ѕомпеиї, €вл€ющейс€ €рким примером академической школы, началс€ расцвет русской живописи. »дейное содержание картины сложно. јвтор стремилс€ воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытани€, перед лицом смерти.

¬ замечательных портретах современников художника ќ.ј.  ипренского (1782Ч1836) отразилось вли€ние романтизма и.в то же врем€ в них нагл€дны элементы реализма, взгл€д на человека как на независимую личность.

ј.√. ¬енецианов (1780Ч1847) Ч первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты:

Ђ√умної, Ђ ресть€нка, чешуща€ шерстьї, Ђ ресть€нка с грибамиї, Ђѕомещица, зан€та€ хоз€йствомї. ѕоэтические, немного идеализированные образы кресть€нской жизни неразрывно св€заны в картинах ¬енецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. ѕроизведени€ художника были по своему содержанию национальными, русскими, хот€ не стали подлинно реалистическими.

ќсновоположником реализма в живописи стал ѕ.ј. ‘едотов (1815Ч1852)Ч создатель картин Ђ—вежий кавалерї, Ђ–азборчива€ невестаї, Ђ—ватовство майораї, Ђјнкор, еще анкор!ї, Ђ»грокї и др.

Ќад монументальным полотном Ђявление ’риста народуї јЋ. »ванов (1806Ч 1856) работал 20 лет, сделав 600 этюдов. ’удожник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождени€ и нравственного возрождени€. ƒействительно, кратко смысл картины можно определить Ч человек в измен€ющемс€ мире. ’удожник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда мен€ютс€ пророки и по€вл€етс€ надежда на избавление от зла.

јрхитектура

–усска€ архитектура первых трех дес€тилетий XIX в. св€зана со стилем aмnup1, завершившим развитие классицизма. јмпир, как и классицизм, ориентировалс€ на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетвор€ть могущество государства. Ётот стиль про€вилс€ в творчестве архитекторов ј.ƒ. «ахарова (1761Ч1811), ј.Ќ. ¬оронихина (1750Ч1814),  .». –осси (1775Ч1849), ¬.ѕ. —тасова (1769Ч1848).

јдмиралтейство. —анкт-ѕетербург. јрхитектор ј.ƒ. «ахаров

’арактерна€ черта зодчества того времени Ч создание крупных архитектурных ансамблей, что особо про€вилось в ѕетербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. ѕо проекту «ахарова было возведено јдмиралтейство. Ќа Ќевском проспекте ¬оронихиным построен  азанский собор, по его проектам возведены √орный институт, дворцы в √атчине, ѕавловске. ѕо проекту ј.ј. ћонферрана (1786Ч1858) создан »саакиевский собор Ч самое высокое здание того времени в –оссии.

ѕосле пожара 1812 г. вновь отстраивалась ћосква в традици€х классицизма и ампира. ¬озглавл€л комиссию дл€ восстановлени€ ћосквы ќ.». Ѕове (1784Ч1834) Ч представитель ампира. “ак, возник крупный архитектурный ансамбль на ћанежной площади со здани€ми университета, перестроенного архитектором ƒ.». ∆ил€рди (1785Ч1845), и зданием ћанежа (архитектор ќ.». Ѕове). ќ.». Ѕове была создана “еатральна€ площадь с Ѕольшим театром, јлександровский сад. јрхитектурным сооружени€м ћосквы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Ќо затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течени€, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). ѕо проекту архитектора  .ј. “она (1794 Ч1881) в 1839 г. был заложен храм ’риста —пасител€ в ћоскве как пам€тник победы русского народа в войне 1812 г.

ѕо примеру новой и старой столиц преображались и другие города –оссии. јрхитектор ј.». ћельников (1784Ч1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в ќдессе. јнсамбль завершала величественна€ лестница, ведуща€ к морю, торговые р€ды в –остове, кафедральный собор в  ишиневе, лицей в ярославле. ѕо проекту ¬.ѕ. —тасова в ќмске был возведен Ќикольский казачий собор.

ћузыка

“радиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в.  омпозиторы ј.ј. јл€бьев (1787 Ч1851), ј.≈. ¬арламов (1801- 1848), ј.Ћ. √урилев (1803-1858), Ќ.ј. “итов (1800Ч1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведени€ камерного жанра. ѕредставитель романтического направлени€ в музыке ј.Ќ. ¬ерстовский (1799Ч1862) создал оперу Ђјскольдова могилаї, пользующуюс€ и поныне большой попул€рностью.

 

 

».≈. –епин. ћ.». √линка в период сочинени€

оперы Ђ–услан и Ћюдмилаї

 

ќсновоположником русской классической музыки был ћ.». √линка (1804Ч 1857). ѕо значению вклада в развитие музыкальной культуры √линка занимает место, равное ѕушкину в литературе. ќснову его стил€ составила народна€ музыка, прежде всего русска€. √линка говорил:

ћузыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем.

ќн заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. ≈го стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, ча€ний и миропонимани€ народа. ¬ опере Ђ∆изнь за цар€ї (Ђ»ван —усанинї) главным действующим лицом композитор сделал кресть€нина, мужественного и самоотверженного патриота. ¬ опере Ђ–услан и Ћюдмилаї он обратилс€ к сценам из жизни ƒревней –уси и восточным сказкам.

≈го симфонические произведени€ (Ђ¬альс-фантази€ї, Ђ амаринска€ї, Ђјрагонска€ хотаї, ЂЌочь в ћадридеї и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиватьс€ гармонии и синтезировать народные мелодии.

ќгромно вокальное наследие ћ.». √линки: он написал около 80 произведений дл€ голоса и фортепиано на слова ј. ѕушкина (Ђя помню чудное мгновеньеї, ЂЌе пой, красавица, при мнеї), ћ.ё. Ћермонтова (Ђ—лышу ли голос твойї), ¬. ∆уковского (ЂЌочной смотрї), ≈. Ѕаратынского, Ќ.  укольника и других поэтов.

ћладшим современником ћ.». √линки был ј.—. ƒаргомыжский (1813Ч 1869). ¬ первой его опере ЂЁсмеральдаї (по роману ¬. √юго Ђ—обор ѕарижской богоматериї) про€вились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. ¬след за √линкой он укрепл€л реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму Ч оперу Ђ–усалкаї (по одноименной поэме ј.—. ѕушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к Ђмаленькомуї человеку.

 омпозитор обратилс€ к новым приемам в музыкальном искусстве: работа€ над оперой Ђ аменный гостьї, он поставил задачу использовать полный текст литературного произведени€ и мелодизированный речитатив1. ќбраща€сь к драматическим формам выражени€, ƒаргомыжский стремилс€ к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы Ђћне грустної, Ђя все еще его люблюї, Ђ» скучно и грустної, песни Ђ—тарый капралї, сатирико-комические песни Ђ„ерв€кї, Ђ“итул€рный советникї и др.).

“аким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столети€ утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаватьс€ растущее значение русской культуры. ≈е передовые и художественные образы огромного звучани€ впитывались мировой культурой.

ѕросвещение




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1530 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1415 - | 1217 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.038 с.