Конкуренция на мировом рынке вооружения требует от производителя-продавца четких и ясных для покупателя доказательств высочайшей надежности изделий. А так как покупатель вооружения, как правило, дик и невежественен, то доказательством является сертификат третьей независимой компетентной в глазах покупателя организации. Здесь требуется сертификация и самого изделия и, главное, сертификат на сам процесс изготовления.
Очень показательно сближение системы стандартов качества в РФ с международной системой стандартов, и это вполне объяснимо с точки зрения стремления отечественных производителей к выходу на мировой рынок.
Учебник [31] рекомендован для студентов высших учебных заведений, обучающихся по инженерно-техническим направлениям и специальностям, а издан тиражом в 1000 экземпляров.
Достижения оборонной промышленности, производства вооружений не усваиваются остальными отраслями экономики, в том числе, и в отрасли химической промышленности и химического машиностроения. Одна из причин этого - культурная отсталость, консервативный менталитет и, главное, недостаток ресурсов (людских, материальных и финансовых), направленных на достижение высокого качества и надежности отечественных ХТС.
Оборонная промышленность создала некоторую организацию по разработке систем качества с общим названием “Оборонсертификат”, располагающую в настоящее время экспертами высокой квалификации, включая аттестованных в международных системах сертификации. “Оборонсертификат” работает в полном соответствии с требованиями международных стандартов, ее сертификат, как правило, признается зарубежными фирмами и лишь в редких случаях требует подтверждения зарубежными органами сертификации. Стимулом к созданию такой организации явилось то, что расходы отечественных предприятий на разработку и создание систем качества снижаются в «разы», а то и на порядок, так как расценки “Оборонсертификата” существенно ниже, чем у зарубежных фирм. Возникает соблазнительная идея конверсии “Оборонсертификата” в “ХТС - сертификат”, взять у оборонщиков все самое разумное, проверенное на практике, создать свой институт экспертов по качеству (надежности) ХТС. Это пока, конечно, мечта.
Одновременно, суперновый учебник “Современные методы обеспечения безотказности сложных технических систем” [31] демонстрирует, даже не осознанно, свои родимые пятна, свою генетику. Действительно, свежий взгляд дилетанта видит, что “надежники” в оборонной промышленности, в производстве вооружений находятся в плену у элементного подхода в задаче оценки надежности системы. Все внимание элементу, его порокам и дефектам, причинам их появления, способам обнаружения, методам различения плохих от хороших. Через весь “учебник ХХ1 века” проходит понятие - элемент, элемент и еще раз элемент, а не система.
Правда, на каждой странице много раз читаешь слово “система”, но под ней авторы [31] понимают эдакий калейдоскоп элементов, их механическую смесь. Важнейший, императивный смысл системы - взаимодействие частей (даже элементов) - совершенно не звучит в учебнике ХХ1 века, всюду его величество “Элемент”. Все это говорит о том, что зарождающаяся сейчас системология, ее часть - системотехника еще не проникла в умы и сознание даже лидеров-надежников оборонной промышленности, они все еще в плену индуктивного подхода к созданию надежных технических систем (система, созданная из хороших элементов, - хорошая). Но ведь такой взгляд содержит лишь одно из необходимых условий создания “хороших” систем. Но каковы же достаточные условия? А они, по-видимому, должны быть дополнены анализом системных свойств объекта, т.е. тех свойств, которых нет и не может быть у самого замечательного элемента, но появляются при их взаимодействии между собой и окружающей средой.
Рассмотрение взаимодействия элементов, частей системы, наверное, невозможно без рассмотрения процессов физико-химической природы, происходящих в частях системы и обуславливающих взаимовлияние элементов и их взаимодействие со средой. В [31] совершенно нет такого рассмотрения, природа процессов в элементе “надежников” не интересует, и это обстоятельство будет клишироваться в сознание студентов, для которых предназначен учебник.