Развитие политического знания в период Средневековья (V—XVII вв.) было обусловлено рядом факторов.
Во-первых, формированием феодального уклада и складыванием централизованных государств, нуждавшихся в нормативном обосновании нового политического порядка.
Во-вторых, борьбой католической церкви и светской власти в лице монархов за политическое господство. Под напором варваров сепаратизм суверенных полисов рухнул, и на их развалинах образовалось множество раздробленных феодальных княжеств и городских коммун. Они представляли две тенденции общественного развития — аристократическую и демократическую, носители которых противостояли друг другу в политической борьбе. Объективные потребности социального прогресса требовали преодоления политической и экономической раздробленности, прекращения феодальной междоусобицы, приносившей беды и страдания простым гражданам.
В-третьих, растущим влиянием католической церкви и ее притязаниями на политическую власть. Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского общества. Потребности духовного доминирования над людьми требовали единой монотеистической религии. Уже при Константине христианство было признано государственной религией (конец IVв.). Тогда церковь стала составной частью аппарата политического господства. Однако церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров.
Лишь начиная с VII в. папская курия стремится достичь гегемонии над светской властью.
Воздействие данных факторов привело к тому, что политические представления в Средневековье развивались, концентрируясь в основном вокруг анализа четырёх противоречивых, но взаимосвязанных проблем, решение которых имело прикладное значение:
1) обоснование нормативных оснований нового политического порядка, опирающегося на абсолютную власть монархов или церковных иерархов;
2) поиск средств ограничения сильной центральной власти;
3) определения приоритета характера власти—духовной или светской;
4) выявления технологий завоевания и сохранения власти.
Осмысление этих проблем и способы их разрешения в Средневековье (V—XVII вв.) сформировали две традиции политического анализа — теологическую и светскую.
Политическая теология, т. е. политические учения, основанные на божественном откровении. Политическая мысль развивалась усилиями богословов, что отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. И все же христианская политическая мысль стремилась подчёркивать превосходство церковной власти над светской.
В концепции Аврелия Августина (354—430) является положение о ≪естественной греховности≫ человека. По этой причине природа и человек полностью зависят от Бога: именно Он создал универсальный порядок, частью которого является общество. Олицетворением божественной воли и мудрости на земле выступает государство в лице монарха, которому предписано реализовать божественный промысел. На земле власть монарха абсолютна и наделена моральным авторитетом и непререкаемостью.
Идеологическим обоснованием притязаний церкви на политическое господство стали идеи Фомы Аквинского (1226—1274). Он завершил систематизацию христианской теологии, а в 1879 г. его учение — томизм — стало официальной доктриной Римской католической церкви, в которой догматы веры опирались на положения аристотелевской логики. Гегемонию религиозной власти он обосновывал божественным характером королевской власти, которую благословляет церковь.
Только поэтому власть монарха должна пользоваться авторитетом. Однако при несоблюдении монархом заповедей христианской морали, при злоупотреблении властью Фома Аквинский отстаивал право подданных на неповиновение и даже цареубийство. Следовательно, светские правители не должны забывать, что их власть имеет пределы, указываемые римско-католической церковью.
Процесс формирования централизованных национальных государств и развитие с XIV в. рыночных отношений окончательно разрушили претензии папства на политическое господство. Становление рыночных отношений постепенно снимало покрывало таинства и сверхъестественности с общественных отношений, некогда наброшенное религией, и обнажало реальные механизмы взаимоотношений людей. Одновременно с этим вызванный эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.) процесс обособления индивида и становления его в качестве самостоятельного субъекта исторического творчества создал предпосылки для формирования гражданского общества, противостоящего государству. Теперь участниками политического процесса становятся государство — общество—личность. Более того, Реформация (XVI в.) обосновала активную и творческую сущность самостоятельного индивида, вдохнула веру в его преобразующие способности через создание протестантской этики. Начался процесс секуляризации (освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии) и разделения сфер государственной и церковной властей. Указанные изменения повлияли на развитие политической мысли позднего Средневековья и ознаменовали собой начало радикальной трансформации существовавших подходов к политике.
Никколо Макиавелли (1469—1527), которого заслуженно считают ≪отцом≫ политической науки.
В работах ≪Государь≫ (1513) и ≪Размышления о первой декаде Тита Ливия≫ (1520) он сформулировал предмет и метод политической науки. Следует заметить, что он разрывает с традицией классической политической философии и предлагает совершенно новую интерпретацию политической реальности.
Первое, что он сделал, — обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний, имеющих собственную логику, отделив политическую науку от теологии, философии и морали. Предметом политической науки Н. Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях.
Второе, что привнес в политическую науку Н. Макиавелли, — это метод. До него религиозная схоластика не разграничивала объективные факты и суждения о них. Н. Макиавелли ввел политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за ф акт ами—за поведением политических лидеров, масс, за их взаимодействием. Политику он изучал как социальную реальность, тем самым перенеся политику из сфер воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального.
Н. Макиавелли заметил: ≪Мне показалось более приемлемым следовать действительной истине вещи, чем своему воображению≫.
В политической теории Н. Макиавелли можно найти практически весь набор методов исследований, которые впоследствии стали:
использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический и т.д. В его работах были обозначены и в определённой мере решены наиболее существенные проблемные комплексы политической науки:
1) проблема власти и природа политики;
2) соотношение государства и гражданского общества;
3) проблема элит и лидерства;
4) политические режимы и их эволюция и т. д.
С именем Н. Макиавелли связано новое видение природы политики как сферы принятия стратегических решений. Очистив политику от морали и религии, он выявил реальные механизмы ее эволюции — интересы людей. Политика, с точки зрения Н. Макиавелли, представляет собой целеполагающую деятельность людей, в которой они пытаются реализовать свои интересы и потребности Природа политических изменений определяется тем, в какой мере удовлетворены интересы тех или иных социальных групп. Принятие и реализация политических решений должны учитывать два важных фактора: принцип относительности и компоненты эффективного лидерства. Содержание принципа относительности состоящего в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации.
Н. Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчинёнными (подчинённые должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них); 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.
Выделяя три плохие (тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие (монархию, аристократию и демократию) формы, Н. Макиавелли отмечал наличие достоинств у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично развивал аристократическую идею ≪смешанного≫ правления и настойчиво утверждал её в истории политической мысли.
В Новое время развитие политического знания происходило вокруг двух проблем, осмысление которых были связаны:
1) с обоснованием нормативных начал политического порядка, основанного на принципах формального равенства, и автономии личности в рамках национальных государств и плюрализма интересов гражданского общества;
2) с поиском конкретных политико-организационных и конституционно-правовых форм взаимоотношений государства, общества и индивида, учреждению новой модели взаимоотношений индивида и власти. В данный период сформировались основные парадигмы интерпретации политической реальности, опиравшиеся на рациональное миропонимание, заданное идеологиями.
Либерализм явился исторически первой формой идеологии, в своих построениях исходил из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан.
Согласно Дж. Локку ими являлись ≪права на жизнь, свободу и собственность≫. Таким инструментом в либерализме признавалось государство.
Английский мыслитель Т. Гоббс (1588—1679) в работе ≪Левиафан≫ анализ природы государства начинал с противопоставления природного, ≪естественного≫ в человеке и общественного. Считая свободу естественным состоянием, пространством естественных отношений, в котором развёртывается деятельность индивидов, Т. Гоббс требовал подчинить власти государства ничем не скованную свободу, ведущую к всеобщей вражде и насилию, а также передать естественные права и свободы народа государству — единственному, кто способен обуздать природные страсти людей.
Ш. Л. Монтескье (1689—1755) теории разделения властей. Потребность в фрагментации власти проистекает, по Ш. Л. Монтескье, из природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Ш. Л. Монтескье разделил власть на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Однако по статусу они были неравнозначны.
Европейская правовая концепция ≪неотчуждаемых≫ прав человека и идея общественного договора как основы образования государства была дополнена концепцией федеральной республики как особой формы ≪смешанного правления≫ Дж. Мэдисона (1751—1836).
Основоположник политического радикализма Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Он исходил из существования некой гомогенной (единой) воли народа.
Консервативная политическая мысль также исходила из отрицания идеалов индивидуализма, рационализма и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией (1789 г.). Основателем консерватизма считается Э. Берк (1729—1797).
Социалистическая политическая доктрина первоначально она имела утопический характер, а свое научное завершение нашла в марксизме. Однако социализм как политическая доктрина не был неоднородным: он представлен как ортодоксальным направлением, так и реформистским. Ортодоксальная традиция представлена работами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, которые крайне односторонне трактовали природу государства как орудие политического господства экономически доминирующего класса.
Реформистское направление представляли идеи Э. Бернштейна и Л. Гумпловича, которые критиковали классический марксизм, доказывая его классовую ограниченность и несоответствие новым условиям существования западного общества.
Позитивизм стал принципиально новым подходом к анализу политики, кардинально противостоящим нормативно-ценностным суждениям схоластической политической философии. Позитивизм как принцип познания ввёл в социологию и политическую науку О. Конт.
- Особенности федеративной формы правления на примере Европейских государств
Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия (монархия), Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и т.д. Территорию федерации образуют территории её субъектов (штатов, кантонов, республик и т.д.); внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия её субъектов. В федерации существуют два уровня власти; федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерны наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы. Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
- Теории происхождения государства
Происхождение и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно. В различных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства либо подчёркивается, что оно служит интересам общества и личности либо выступает средством подавления имущими классами неимущих.
Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что ≪вся власть от Бога≫. Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племён в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю.
Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв. В соответствии с ней государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надёжного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство.
Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения себе неимущих. ≪Государство,— подчёркивал В. И. Ленин, — есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть: создание ≪порядка≫, который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов≫.
Теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побеждёнными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
- Общая характеристика политического конфликта
В политической науке конфликт понимается как состояние неудовлетворённости какого-либо субъекта существующим положением дел, сознание несовместимости позиций, напряжённость между субъектами является источником трёх типов политического поведения.
В марксистской версии конфликт рассматривается преимущественно в терминах классовой борьбы, которая не только неизбежна, но и необходима для обнажения язв капитализма и его свержения.
В современной политологии используются две базовые модели конфликта: либеральная (плюралистическая), элитарная авторитарная.
Плюралистическая модель конфликта. Конфликт содержит в себе творческое ядро и вызов, является условием существования человеческой свободы наряду с рынком, открытостью, гласностью. Конфликты воспринимаются не как благо само по себе, но как неизбежный способ разрешения противоречий в ходе модернизации.
Согласно Р. Дарендорфу подавление конфликтов ведет к их обострению. Рациональная регуляция≫ ведет к ≪контролируемой эволюции≫. Если же конфликт подавляется, не имеет легализованных выходов, он может превратила ся в злокачественную для политической системы опухоль. Забастовка признается допустимой формой конфликта, если все другие средства выражения своего несогласия работающими исчерпаны и о намерений провести-забастовку работодатели своевременно предупреждены.
В либеральной модели конфликта отрицается классовая борьба в марксистском смысле. Интенсивность борьбы определяется мерой вовлеченности участников в конфликт.
Авторитарная модель конфликта. Согласно авторитарной, или элитарной, модели политические конфликты отражают противоречия не столько между отдельными группами, сколько между элитой и массой. По авторитарной модели конфликта борьба возникает в том случае, когда власть сосредоточивается в руках незначительной части людей. Остальные лишены ее и даже не имеют доступа к ней. Элитарная модель конфликта частично отражает тот же уровень противоречия, что и ленинская теория революционной ситуации. В обоих случаях внимание акцентируется на обострении противоречия между верхами и низами. Однако концептуально два подхода противоположны.
Согласно авторитарной модели кризисы возникают в результате действия следующих факторов. Внешний фактор — соревнование между государствами, потери и поражения, участие в войнах, давление международных сил. Внутренние факторы — развитие новых моделей производства, структурные перестройки, появление новых социальных сил, элит, идеологий. Политический кризис — результат социальных и идеологических изменений, но в решающей степени он зависит от мудрости лидеров, политической и интеллектуальной элиты, умения прогнозировать последствия тех или иных шагов.
Политические кризисы сводятся к обострению борьбы внутри политической элиты, между старой и новой элитами. К растущему недовольству населения, конфликту ценностей, массовому разочарованию и как итогу — потере контроля над управлением. Возобновление контроля над всеми государственными структурами означает начало выхода из кризиса.
- Важнейшие средства внешней политики государств
Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Среди внешних функций можно выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой и прочих сферах с другими странами и функцию обороны страны.
- Отличительные особенности монархии (по видам)
Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
Типичные черты монархической формы государственного правления:
а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстаёт как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);
д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.
Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Дуалистическую монархию можно назвать переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. Ее особенностью является наличие равных полномочий у монарха и парламента. Дуалистическая или двойственная монархия является весьма неустойчивой формой правления. Чаще всего она представляет собой переход от абсолютной монархии к парламентской. Для данной формы правления характерны постоянные конфликты и силовые попытки захвата власти. Примерами такой монархии являются Кувейт, Королевство Непал и Иордания.
- Форма государственного правления Республики Беларусь
Президентская.
- Отличительные черты государственной власти и атрибутивные характеристики политики
По поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности. В этом случае политика трактовалась как использование государственной власти для реализации определенных целей, участие в делах государства, борьба за власть. Определение политики через государственную власть является предметным и более зримым, поскольку именно в государстве политика обретает наиболее концентрированное и завершенное выражение. Государственно-властные аспекты политики становятся предметом пристального анализа ещё и потому что, чем дальше углублялась экономическая, социальная, культурная дифференциация общества, тем больше в анализе политики выделялись ее интегративные начала, способность к согласованию интересов. Однако достижение целостности и упорядочение общественных отношений может достигаться двумя способами: 1) либо на основе общего согласия и консенсуса интересов социальных групп; 2) либо на основе подавления одной группы другой и установления ее господства.
В массовом сознании термин ≪политика≫ обычно употребляется в двух смыслах.
В первом случае он отождествляется с управлением каким-либо процессом.
Во втором случае под политикой понимают любую целенаправленную деятельность, связанную с такими характеристиками активного человеческого начала, как способность сознательно ставить цели и определять средства для их достижения, а также умение соизмерять затраты и результаты.
Научный анализ политики в отличие от обыденных представлений должен опираться на строгую логическую аргументацию, понимание генезиса политики и тенденций ее развития.
Мир политического отличается от иных сфер жизнедеятельности общества (экономической, социальной, культурной и т. д.) атрибутивными свойствами.
Во-первых, в отличие от других социальных институтов (например, морали, экономики) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых, групповых интересов, реализация которых невозможна без вмешательства государственной власти.
Во-вторых, не менее существенная черта политики связана с существованием институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д., необходимых для согласования различающихся групп интересов, обеспечения целостности общества и эффективности его функционирования. Государственная власть.
В-третьих, специфика мира политики состоит в том, что она активно конструируется в процессе коммуникации индивидов, групп по поводу власти, в результате которой они познают ее, а познавая—созидают.
- Юридические признаки демократии
Политическая практика современных демократий (к ним причисляют тридцать пять стран) позволяет выявить ряд общих черт и структурных атрибутов:
1) общераспространенная законность, которая основывается подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. ≪Суверенный≫ народ участвует в контроле над властью вместе с бюрократией, группами интересов и средствами массовой коммуникаций. Сама демократическая система институтов контролируется сложным конституционным устройством и судебными инстанциями;
2) конкурирующая политика. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить передачу воли народа с ее последующим исполнением;
3) наличие политических партий — основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;
4) гражданские, политические и социальные права.
Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.
- Характерные черты политики, функции политики
Назначение политической науки выявляется в тех социально значимых функциях (от лат. functio—исполнение, осуществление), которые она выполняет в обществе. Эффективная реализация этих функций в известной мере способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия. При условии, что они востребованы политической элитой и простыми гражданами.
Смысл познавательной функции политической науки состоит в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества.
Политическая наука может выполнять и прикладную функцию, обосновывая необходимость принятия актуальных решений. Содержание прогностической функции выражается в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий. Политическая наука выполняет важную гуманитарную функцию. Вооружая индивида политическими знаниями о методах и способах интерпретации политических феноменов, технологии формирования власти, принципах взаимоотношений государства и общества, теория политики позволяет ему ориентироваться в сложном мире политики, понять логику его изменений, выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политических преобразованиях, возможный алгоритм его действий в случае нарушения властью его прав.
- Специфика международного политического процесса
В политической науке политический процесс описывается с точки зрения взаимодействия между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполняемых ими политических ролей и функций. Содержание и характер политических взаимодействий задаются системой культуры социальных субъектов и носителей власти, политической картиной мира, существующей у них. Следовательно, понятие ≪политический процесс≫ является той универсалией, с помощью которой обеспечивается диалог, коммуникация индивидов, групп и их культур, но не предопределяется его исход. Эта универсалия создаёт возможность социальным субъектам и носителям власти разговаривать на одном языке, приписывать политическим явлениям одни и те же смыслы, не обязательно договариваясь при этом.
Интеграция в политическом процессе различных субкультур и интересов их носителей достигается политической мифологией. Среди Них, по мнению западных аналитиков, наиболее важными являются
Четыре мифа:
1) миф управляемости, состоящий в способности государственной власти, управляя, добиваться перемен, решать актуальные проблемы, разрешать конфликты и поддерживать динамическое равновесие системы;
2) миф демократической легитимации, выражающийся в способности власти создавать у населения убеждение в своей законности через выборность и эффективность;
3) миф рационального контроля, проявляющийся в наличии рациональной бюрократии и возможности контроля за социальной средой и властью с помощью средств массовой информации, опросов, контроля за депутатами;
4) миф власти, состоящий в подчинении борьбы за власть демократическим нормам, в признании справедливой победы тех, кто выиграл на выборах.
- Структура политической науки
По поводу структуры современной политической науки—единая это наука или совокупность дисциплин — нет однозначного ответа. Это обусловливает существование ее монистических и плюралистических интерпретаций.
Одни авторы различают две самостоятельные ветви политической науки — нормативную и эмпирическую, настаивая на специфике предметных полей, которые не вполне совпадают.
О. Штаммер, считают политическую науку единой, однако внутри предмета политической науки выделяют четыре компонента: 1) нормативные идеи (программы, декларации, инструкции, правовые и другие нормы); 2) отношения власти и политического господства; 3) субъективные установки; 4) институты.
Политическая наука — это комплекс знаний о политике. Политология представляет собой единую науку о политике, интегрирующую выводы различных политологических дисциплин. Она органично сочетает три уровня знаний о политике: а) философский, на котором определяются смысл, природа и назначение власти, государства и т.д.; б) теоретический, выявляющий место и роль каждого политического института и субъекта, формы и типы функционирования властных отношений; в) социологический, раскрывающий причины и мотивы политического поведения индивидов, групп, источники их влияния и господства.
Первый ряд дисциплин составляют науки, непосредственно описывающие политическую реальность.
Второй ряд политических дисциплин составляют комплексы знаний, исследующих взаимосвязь политики с иными сферами жизнедеятельности человека.
- Либеральная теория демократии
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти, является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определённый срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передаёт своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.
- Типы политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе
В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологический феномен. ≪Каждая политическая система, — отмечает Г. Алмонд, — включена в особый образец ориентаций на политические действия. Я счел полезным назвать это ≪политической культурой≫. Наиболее полное определение политической культуры с перечнем ее важнейших компонентов предложил С. Верба: ≪Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений (beliefs), экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие.
Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г. Алмонду Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловливающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния — выборов, демонстраций и т.д.
Носитель культуры гражданственности характеризовался целым рядом достоинств: 1) общей положительной оценкой значения деятельности национального правительства для него лично и глубоким осознанием этого факта; 2) высоким уровнем интереса к деятельности правительства и хорошей осведомленности в этой области; 3) чувством гордости за политические институты своей нации; 4) ожиданием того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; 5) желанием обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытым и лояльным проявлением оппозиционных настроений; 7) чувством удовлетворенности в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например избирательных кампаний; 8) компетентностью суждений по поводу правительственной политики и четким пониманием обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентностью в использовании законов для успешного противодействия актам произвола; 10) верой в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
Г. Алмонд выделил в зависимости от характера культуры четыре типа политических систем: 1) англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой; 2) континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур; 3) доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами; 4) тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, ≪гомогенность в которых искусственна≫.
- Понятие мировой политики на современном этапе
В 70-х годы XX в. конституировалась новая самостоятельная наука — мировая политика, которая исследует как межгосударственные отношения, так и действия на международной арене иных субъектов мирового политического процесса (международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.).
Предметом мировой политики (или международной теории политики) как научной дисциплины выступает глобальный контекст политической реальности, выявление современных тенденций ее развития, факторов, определяющих политическую структуру современного мира. Мировая политика является результатом взаимодействия широкого круга политических акторов (субъектов), обладающих различными ресурсами. Типология этих акторов по властным ресурсам позволяет выделять различные уровни анализа мировой политики: 1) индивидуальный (анализ поведения лидеров, элит, политических стилей); 2) уровень отдельного государства (анализ формирования внешней политики, механизмы ее реализации, степень влияния на мировые процессы); 3) глобальный уровень (анализ взаимодействия государств и международных организаций).
Сегодня мировую политическую систему образуют не только независимые государства, но и различные экономические, торговые, военные союзы, блоки и структуры, сложившиеся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют Организация Объединённых Наций; международные правительственные и неправительственные организации; а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений.
Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, мировая политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.
- Понятие политическая система и ПС по Д. Истону
В политическую науку теорию систем ввел Д. Истон. В ряде своих работ, особенно в монографии ≪Системный анализ политической жизни≫ (1965), он исследовал условия, необходимые для самовыживания политической системы, и проанализировал четыре категории.
Д. Истон вывел, что ≪системный анализ политической жизни основан на понятии ≪системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны. Такой анализ предполагал, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать≫.
Политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит распределением ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества.
Д. Истон различает два типа ≪входа≫: требование и поддержка.
Требование можно определить как обращённое к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.
Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы.
Три типа поддержки: 1) поддержку режима, понимаемого как совокупность устойчивых ожиданий, включая ценности (например, свободу, плюрализм, собственность), на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые) и структуры власти; 2) поддержку власти, т.е. всех — и формальных, и неформальных политических институтов (например, харизматических вождей), которые выполняют властные функции; 3) поддержку политического сообщества, т.е. группы лиц, связанных между собой разделением политического труда.
Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т.д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни.
Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон по существу оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, её внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе.
- Предмет и функции политической науки
≪Что составляет предмет политической науки?≫ оказывается далеко не однозначен, а содержание политической науки как академической дисциплины (т. е. перечень тем или проблем, подлежащих анализу) варьируется в различных странах.
Различия в понимании предмета политической науки объясняются не только национальными традициями, но многосторонностью политики.
Современное понимание политики многозначно. В международном словаре Уэбста политика определяется как:
1) раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная или социальная этика;
2) политические действия, практика;
3) политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также индивидами за власть и лидерство; действия — в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями — внеправительственной (неправящей) группы; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;
4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;
5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская и иная политика);
6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтных отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);
7) политическая наука.
Смысл познавательной функции политической науки состоит в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества.
Политическая наука может выполнять и прикладную функцию, обосновывая необходимость принятия актуальных решений. Содержание прогностической функции выражается в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий. Политическая наука выполняет важную гуманитарную функцию. Вооружая индивида политическими знаниями о методах и способах интерпретации политических феноменов, технологии формирования власти, принципах взаимоотношений государства и общества, теория политики позволяет ему ориентироваться в сложном мире политики, понять логику его изменений, выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политических преобразованиях, возможный алгоритм его действий в случае нарушения властью его прав.
- Особенности политического конфликта
В политической науке конфликт понимается как состояние неудовлетворённости какого-либо субъекта существующим положением дел, сознание несовместимости позиций, напряжённость между субъектами является источником трёх типов политического поведения.
В марксистской версии конфликт рассматривается преимущественно в терминах классовой борьбы, которая не только неизбежна, но и необходима для обнажения язв капитализма и его свержения.
В современной политологии используются две базовые модели конфликта: либеральная (плюралистическая), элитарная авторитарная.
Плюралистическая модель конфликта. Конфликт содержит в себе творческое ядро и вызов, является условием существования человеческой свободы наряду с рынком, открытостью, гласностью. Конфликты воспринимаются не как благо само по себе, но как неизбежный способ разрешения противоречий в ходе модернизации.
Согласно Р. Дарендорфу подавление конфликтов ведет к их обострению. Рациональная регуляция≫ ведет к ≪контролируемой эволюции≫. Если же конфликт подавляется, не имеет легализованных выходов, он может превратила ся в злокачественную для политической системы опухоль. Забастовка признается допустимой формой конфликта, если все другие средства выражения своего несогласия работающими исчерпаны и о намерений провести-забастовку работодатели своевременно предупреждены.
В либеральной модели конфликта отрицается классовая борьба в марксистском смысле. Интенсивность борьбы определяется мерой вовлеченности участников в конфликт.
Авторитарная модель конфликта. Согласно авторитарной, или элитарной, модели политические конфликты отражают противоречия не столько между отдельными группами, сколько между элитой и массой. По авторитарной модели конфликта борьба возникает в том случае, когда власть сосредоточивается в руках незначительной части людей. Остальные лишены ее и даже не имеют доступа к ней. Элитарная модель конфликта частично отражает тот же уровень противоречия, что и ленинская теория революционной ситуации. В обоих случаях внимание акцентируется на обострении противоречия между верхами и низами. Однако концептуально два подхода противоположны.
Согласно авторитарной модели кризисы возникают в результате действия следующих факторов. Внешний фактор — соревнование между государствами, потери и поражения, участие в войнах, давление международных сил. Внутренние факторы — развитие новых моделей производства, структурные перестройки, появление новых социальных сил, элит, идеологий. Политический кризис — результат социальных и идеологических изменений, но в решающей степени он зависит от мудрости лидеров, политической и интеллектуальной элиты, умения прогнозировать последствия тех или иных шагов.
Политические кризисы сводятся к обострению борьбы внутри политической элиты, между старой и новой элитами. К растущему недовольству населения, конфликту ценностей, массовому разочарованию и как итогу — потере контроля над управлением. Возобновление контроля над всеми государственными структурами означает начало выхода из кризиса.
- Глобальные проблемы современности
Доминирующим фактором мировой политики, который создал гигантское поле напряжения, породил смену самих цивилизационных основ жизнеустройства, способствовал переходу от привычного для большей части XX в. миропорядка к качественно новой инфраструктуре мироустройства, стала глобализация.
Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и др., а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной технологии.
Бедность, терроризм, экология, исчерпаемость полезных ископаемых, борьба за энергоресурсы, борьба «Севера» и «Юга»,
- Режимы протекания политического процесса
В западной политической науке существуют различные интерпретации политического процесса.
Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.
1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.
2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.
3. В политическом процессе преобладают клики.
4. Характер политических ориентаций предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.
5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.
6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы.
7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.
8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.
9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении у законенных целей и средств политического действия.
10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.
11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.
12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально – специализированный роли.
13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.
14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.
15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.
16. Велика роль харизматических лидеров.
17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».
Однако в западном мире существуют страны, состоящие из многих этнических, религиозных и культурных общностей. Ясно, что в них политический процесс отличается от политического процесса в культурно-однородных обществах. Противопоставление «Запад» —«неЗапад» теряет смысл в случае анализа обществ, характеризующихся плюрализмом языков, этносов и религий (например, Швейцария, Бельгия, Люксембург).
Горизантально организованный политический процесс представляет собой взаимодействие рационально действующих субъектов обладающих способностью к целеполаганию и отличающихся ценностным отношением к миру.
Вертикально организованный политический процесс есть стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоят государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука. Смысл взаимоотношений государства и подданных сводится к определению правил «правильного»
Поведения и управляющих, и управляемых. Управляющие должны уметь согласовывать интересы различных групп общества.
При вертикально организованном Политическом процессе подданные признают авторитет власти, а правители гарантируют членам общества определённую степень свободы. Среди них наиболее важными в диалоге «власть—общество» являются ответственность, законопослушность, рациональность, управление.
- Приоритетная цель государств на международной арене
Основной участник МНС – государство. Это единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать договора и давать гарантии. Субъектами международных отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС – мировая экономика и социальная сфера. Понятие мировая экономика представляет собой сумму всех экономических потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.
Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене. Можно определить следующие типы:
1) Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
2) Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
3) Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
4) Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
5) Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.
- Политика как особая сфера социальной жизни
«Политика... — организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной» (Энциклопедический словарь).
Многообразие определений всегда указывает на сложность описываемого явления, которое, видимо, просто не поддается краткой, однозначной интерпретации. Мы будем исходить из того, что политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, существующая в обществе наряду с экономической и социально-бытовой. Поэтому выделим вначале то, что отличает политику от этих сфер социальной жизни.
Во-первых, политику отличает особый вид власти, властных отношений. Далее мы будем говорить о том, что в обществе существует много видов властных отношений (в семье, на предприятии, в религиозной общине и т.д.), но есть власть, осуществляемая государством, его учреждениями. Ее главное отличие в том, что все граждане должны подчиняться этой власти. Власть, осуществляемая государством, — стержень политики. Благодаря этой власти осуществляется управление обществом, поддерживается его целостность и единство. Именно поэтому политику определяют как регулятивную сферу обще, обеспечивающую согласование интересов различных социальных групп, управление общественными делами, достижение общих целей.
Во-вторых, если есть власть, дающая огромные права тем, кто ее осуществляет, то неизбежно возникает борьба за npaвo осуществлять эту власть. Эта борьба может иметь различные виды и формы, она может быть неявной и открытой, ведущейся в рамках закона и насильственной, в ней могут участвовать небольшие группы, а могут вовлекаться и массы. Эта особенность политики позволяет говорить о ней как о сфере конкуренции и даже конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние, за власть.
Теперь, когда мы знаем особенности политики как сферы социальной жизни, становится понятным, что определение политики как борьбы между классами или определение политики как регулятивной сферы общества не являются взаимоисключающими. Авторы этих определений просто делают акценты на различные стороны этого сложного явления. Вместе с тем, научное определение политики исключает предельно широкое толкование термина, когда политикой обозначаются все виды влияния или власти в обществе.
Вступая в политические взаимодействия и формируя политические структуры, люди постепенно вырабатывали символы понятия, суждения, ценности, идеи, с помощью которых они объясняли мир политики, оценивали политические события, действия руководителей государства, судили о справедливом и несправедливом государственном устройстве, рассуждали о смысле политики, о ее назначении, ее роли в достижении всеобщего блага и т.п. Так, в виде научных знаний о политике, мифов, ценностных суждений, идеологий формировалась политическая культура общества.
Политические структуры и политическая культура обьективно, т.е. люди, занимающиеся политической деятельностью, вынуждены считаться со сложившимися в обществе политическими институтами, они должны соотносить свои действия с принятыми в обществе политическими нормами, прислушиваться к общепринятым мнениям и суждениям о политике, присоединяться к тем или иным группам. Именно это свойство политики влиять на людей, их сознание и поведение позволяет рассматривать ее как объективную реальность.
Но, с другой стороны, политика — это не только нормы политической жизни, институты, организации, представления, идеалы, идеологии, но и люди, которые принимают законы, подписывают распоряжения, карают непокорных, борются за влияние на массы, ходят на политические митинги, голосуют за тех или иных лидеров. Люди, вовлеченные и вовлекаемые в водоворот политической жизни, как правило, обладают различным политическим опытом, имеют несовпадающие интересы и ценностные ориентации, разные устремления и желания, они различаются по темпераменту, характеру и т.д.
Индивидуальные особенности делают поведение людей в политике необычайно разнообразным, не сводимым к воспроизводству ранее сложившихся норм и правил политического взаимодействия. Каждый человек действует в политике исходя из того, как он сам понимает сложившиеся обстоятельства, какие лично у него сформировались установки, представления о том, как надо решать ту или иную проблему, какой делать выбор. Вот почему можно говорить, что политика — это не только объективная реальность, но и субъективная деятельность людей.
Итак, политика — это особая сфера социальной жизни, сложившаяся в обществе по мере возникновения и развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий, и существующая в виде устойчивых структурных образований (политических институтов, организаций, политических норм и ценностей), но не сводимая к ним. Политика — это также конкретные действия и взаимодействия людей в контексте политической объективной реальности, наблюдаемые в виде различных политических событий и способные не только воспроизводить объективный мир политики, но и изменять его.
- Характеристика политической культуры
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.
Контекст исследования политической культуры, достаточно широк. Она рассматривается и как составная часть общей культуры, и как психологический феномен (т.е. как совокупность ориентаций на политические объекты), и как элемент политической жизни (т.е. как совокупность норм и стандартов политического поведения), и как свойство социальной группы, класса и т.д. Очевидно, что в каждом из подходов на первый план всякий раз выходят различные её стороны и характеристики. На наш взгляд, политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, критерием ее зрелости. Введение термина «политическая культура» в своё время было вызвано потребностью измерения направленности политической деятельности (конструктивная или негативная, созидательная или разрушительная). Определяя характер и содержание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантной политики, основополагающим объяснительным принципом.
- Концепция политики М. Вебера
Немецкий социолог М. Вебер (1864—1920) развивал позитивистскую традицию в исследовании политики. Он не верил в возможность познания закономерностей социального и политического развития, не искал универсальных законов социального бытия. М. Вебер полагал, что объективные закономерности обнаружить невозможно, но необходимо понимать и толковать действия людей, субъективный смысл который они вкладывают в свои действия. Свой подход он сформулировал в рамках «понимающей» социологии. По его мнению, природные процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. Социально же проходит через человека и потому открывается как внутренний мир человека. Если для естественных наук достаточно наблюдения, то для социальных наук требуется большее—постижение. Понятия в науке — это условные, лишённые объективного содержания, идеальные типы, которые создаются сознанием для удобства систематизации иррациональной действительности. М. Вебер исходил из того, что любое общество возникает как продукт человеческой деятельности. В своей деятельности люди руководствуются изменяющимися мотивами и намерениями.
М. Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX в., что, по его мнению, могло привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Он одним из первых отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.
Он выделил следующие характерные черты идеального типа бюрократии: 1)разделение труда, обусловленное правилами или законами; 2) порядок подчинённости ниже стоящих должностных лиц вышестоящим; 3) на значение служащих (а не выборность) на основе профессиональной квалификации