Группа ритмов преимущественно околосуточного периода (20..32 часа). По современным представлениям [6] циркадианные ритмы подчинены клеточным и органным ритмам (то есть зависят, хотя и не являются всего лишь их интегральной суммой). Для этих ритмов доказана генетическая детерминированность, и наличие т.н. пейсмейкера – особой системы, ответственной за поддержание ритма. Например, на организменном уровне циркадианные изменения гормонального профиля обеспечивает эпифиз, на органном уровне деятельность сердца определяют пейсмейкерные клетки и т.д.
Следует, однако, отметить, что чем выше мы поднимаемся по иерархии биоритмов, тем больше факторов способных повлиять на ритм, и следовательно тем сложнее ритмический рисунок. При различных внешних влияниях поведение системы может значительно изменяться, и хотя сама цикличность изменений сохраняется, характеристики ритма (частота, амплитуда, последовательность смены фаз) могут измениться весьма значительно – до половины периода [6].
После множества наблюдений, исследователи пришли к выводу о том, что любой биосистеме, как правило, присущ не один, а некий набор биоритмов, которые она демонстрируют в различных ситуациях. Оказалось, что чем сложнее биосистема, тем большим набором ритмов она располагает. Более того: чем богаче этот набор, тем выше адаптивные возможности системы. При старении организмов, или при серьезных стрессах, снижающих адаптивный запас набор биоритмов беднеет, а ритмический профиль упрощается, что является неблагоприятным прогностическим признаком – т.н. «десинхроноз».
С другой стороны, поскольку любая неиспользуемая функция угасает, без хаотических суб-стрессовых влияний среды адаптивный запас тоже неизбежно сократится, что обязательно найдет свое отражение в упрощении боримического рисунка.
Считается, что «ограниченный хаос» – необходимое условие, для сохранения и тренировки приспособительных реакций. В природе такой хаос обеспечивают фрактальные, то есть хаотические колебания геофизических факторов. Для циркадианных ритмов это изменения диаметра солнца, мерцание некоторых пульсаров, колебания электромагнитного поля земли, околочасовые нерегулярные колебания земной поверхности, отличные от землетрясений. В этой связи не удивительно, что у человека, который сознательно оградил себя от случайных изменений условий среды жильем, одеждой, социальным устройством, и вообще самим образом жизни, сокращается адаптивный запас, что и проявляется как различные заболевания и дисфункции.