(Горемыкина Л.И.)
1 Культура и природа………………………………………………….73
2 Культурный человек как понятие…………………………………..84
3 Интеллигенция и интеллигентность………………………………..92
1 А. Швейцер Упадок и возрождение культуры: Избранное. М, 1993. – С. 115.
1 Символизация – наделение предметов и явлений тем или иным смыслом.
1 Жемчужины мысли. - Минск, 1987. С. 187.
2Жемчужины мысли. – Минск,1987. – С. 172.
[1] Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. – М.,2003.-С.246-248.
1 Sub (лат.) – «под», по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субординация), а contra (лат.) – «против», по смыслу означает противостояние (контрреволюция, контрреформация).
1 Функция (от лат. functio-исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
1 Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990. – С.164.
[2] Просветители- идеологи Просвещения. Так именуется общественно-политическое движение в странах Европы и Северной Америки, для которого характерна безграничная вера в разум, науку и прогресс. Хронологические границы Просвещения - конец XVII- XVIII вв.
1 Бернал Дж. Наука в истории общества.– М.: Иностранная литература, 1956. – С. 65.
1 Толерантность – терпимость к иным взглядам и представлениям.
2 Локальный – автономный, самодостаточный.
1 Иванов А.Н. Вандемьер композитора. Юность, 1994.-№3.- С.26.
1 Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основу которого составляет материальное производство.
1 Теоретические основы данной типологии были разработаны такими видными западными учеными, как Р.Арон, У.Ростоу, О.Тоффлер, Д.Белл идр.
1 Сегодня конфуцианство, помимо китайцев, исповедуют 3% населения Южной Кореи и 15% - Сингапура. А даосизм – 12 % жителей Вьетнама и 6% жителей Сингапура. В современной Японии приверженцы этих религий не выявлены.
2 Буддисты в Китае сегодня составляют примерно 3% населения.
3 По числу приверженцев индуизм занимает третье место в мире после христианства и ислама.
1 Эллинизм (IV – II вв. до н.э.) – этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который характеризуется взаимовлиянием греческих и восточных культурных традиций.
2 Каббала – общее название мистических школ внутри иудаизма.
1 Европоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации.
1 Этноцентризм – склонность считать свою культуру лучшей, отвергая стандарты другой культуры как худшие, неправильные
1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М.: Академия, 1998. – С.76.
1 Кравченко А.И. Словарь. – М.:Академический проспект,2001. - С.300.
2 У.К.Ясперса протозападный регион включает греко-римский мир, Иран и Палестину
1 Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций//Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия//Сост.Б.С.Ерасов. – М.: Аспект – Пресс, 1998. – С.516.
2 Там же. – С.515
1 Конфессия – вероисповедание, церковь.
2 Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.:Олимп,ИНФРА-М, 2001.-С.118.
3 Планетарное мышление заключается в том, что человек воспринимает себя в качестве жителя планеты и ощущает ответственность за ее судьбу.
1 Плюрализм (от лат. рluralis - множественный) – миропонимание, признающее право на существование множества суждений о мире и культуре.
1 Понятия «менталитет» и «национальный характер» тесно взаимосвязаны, близки по смыслу, однако между ними существуют различия. Менталитет – миропонимание народа, а национальный характер – совокупность качеств этого народа, обусловленных менталитетом и выступающих как его выражение.
2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука. – С. 8.
1 Овчинников В.В. – российский журналист, написавший блестящие очерки о Японии и Англии «Ветка сакуры» и «Корни дуба».
1 Благоговейный – исполненный глубочайшего почтения.
1Русский космизм – направление научно-философской мысли России конца XIX – начала XX вв. К этому направлению относят В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.А.Чижевского, М.Ф.Федорова, М.А.Умова и других мыслителей.
2Ноосфера – сфера разума, разумной мысли, которая является продолжением и высшей формой биосферы.
3Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – М.: Наука, 1991. – С. 18.
1 Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Наука, 1991. – С.201-202.
1 От лат. аlter – другой; бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать собой.
2 Дольник В.В. Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – С.56.
1 Толерантность – терпимость к иным ценностям, взглядам, представлениям.
2 Коллективный псевдоним группы русских писателей – А.К. Толстого и братьев А.М. и В.М. Жемчужниковых, - выступавших совместно в 50-60-е гг. XIX в.
3 Культурно-просветительское учреждение Москвы, которое включало библиотеку, картинную галерею и этнографический музей. Открылось в 1861 г. и было расформировано в 1921-1927 гг.
1 Флобер Г. Лексикон прописных истин//Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. – М.: Правда, 1971. – С.398-419.
1 Знания, хорошая осведомленность в какой-нибудь области.
1 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1987. – С.25.