Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”дивление




ќб удивлении как побудителе познани€ писал еще јристотель (1934). ” него оно служит как бы переходом от познани€ простых вещей к все более сложным. ѕри этом эмоци€ удивлени€ развиваетс€ в ходе познани€. –. ƒекарт развил мысль јристотел€ о том, что познание начинаетс€ с удивлени€. ¬ р€ду шести основных Ђчувствї на первое место он ставил Ђчувствої удивлени€. »м высказан р€д важных мыслей. ќн, например, писал, что поскольку мы удивл€емс€ до того, как мы определ€ем ценность предмета, то удивление есть перва€ из всех страстей. ”дивление не имеет противоположной себе эмоции. ≈сли объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без вс€кой страсти. ”дивление выполн€ет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиес€ ей редкими и необычными.

».  ант (1900) определ€л удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. ѕри этом в развитии эмоции удивлени€ он выдел€л две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает непри€тным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становитс€ при€тным.

192 √лава 6. ’арактеристика различных эмоций

“. –ибо в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивлени€, исходил из представлений о любопытстве. –ассматрива€ становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выдел€л три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. ¬ первом периоде им выдел€лись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

√лубокий анализ эмоции удивлени€ дал  . ƒ. ”шинский. ќн полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоедин€етс€ сознание трудности примирить новое дл€ нас €вление с теми представлени€ми, которые уже имеютс€ у человека. ѕока мы не обратим внимани€ на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. ѕо мнению ”шинского, дело не в самом €влении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждени€м и р€дам наших мыслей, обусловливающих наши ожидани€. Ђявление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному €влению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое €вление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдетї (1974, с. 434). ”шинский приводит дл€ доказательства своей позиции мнение Ѕроуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знани€, которым новое €вление противоречит, и поэтому

6.5. »нтеллектуальные Ђэмоцииї, или аффективно-когнитивные комплексы 193

удивление невозможно при полном невежестве. –азвива€ эту мысль, ”шинский отмечает, что дл€ младенца все €влени€ новы, но он ничему не удивл€етс€. Ђћы удивл€емс€ новому, неожиданному дл€ нас €влению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивлени€ прекратитс€...ї (с. 435).

 . ƒ. ”шинский соглашаетс€ с мнением –. ƒекарта, что одни люди способнее других к чувству удивлени€, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивл€тьс€ (в современной терминологии последнее, очевидно, относитс€ к любознательности). ќн полагает, что людей, не ищущих удивлени€ (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, не способных удивл€тьс€, нет. ”шинский пишет о трех видах людей, которые редко удивл€ютс€. ¬о-первых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуютс€ всем остальным. ¬о-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. ¬-третьих, это люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажетс€, могут все объ€снить (т. е. дилетанты).

„то же касаетс€ страсти к удивлению, то ”шинский выдел€ет два ее вида: Ђсильной, пытливой душиї (любознательность) и Ђмелкой страсти души, котора€, за неимением других зан€тий, любит щекотать себ€ чувством удивлени€ї (любопытство) (с. 436).

”шинский поднимает важный вопрос о том, что традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даютс€ готовые ответы, убивает способность удивл€тьс€, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. ќн считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же врем€ мудрое удивление присуще глубоким мыслител€м и великим поэтам, останавливающимс€ часто перед такими €влени€ми, на которые все давно перестали обращать внимание. ѕоэтому талантливый человек всегда кажетс€ толпе несколько ребенком. ”шинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивитьс€ тому, чему еще не удивл€лись другие, чтобы сделать великое_х>ткрытие. Ђѕравда, - пишет ”шинский, Ч ученый уже не удивл€етс€ тому, чему еще дивитс€ невежда, но зато он удивл€етс€ тому, чему невежда не может удивитьс€ї (с. 437).

Ётот анализ эмоции удивлени€ остаетс€ непревзойденным в отечественной литературе, хот€ надо сказать, что психологи нашей страны не очень стремились к изучению этой эмоции.

 . »зард (2000) полагает, что удивление нельз€ назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, так как оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоци€м, как радость или печаль.

¬ыражение удивлени€. ћимическое выражение удивлени€ представлено на фото на с. 192.

Ѕрови высоко подн€ты, из-за чего на лбу по€вл€ютс€ продольные морщины, а глаза расшир€ютс€ и округл€ютс€. ѕриоткрытый рот принимает овальную форму.

ѕереживание, сопровождающее эмоцию удивлени€, носит позитивный характер.  . »зард пишет, что в ситуации удивлени€ люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. «десь можно вспомнить “. –ибо, который тесно св€зывал удивление и изумление с любопытством. Ќе €вл€етс€ ли в таком случае изумление и удивление ничем иным, как пробуждением этого





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 564 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

523 - | 425 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.