Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрезрение




Ёмоцию презрени€ рассматривают как одно из про€влений чувства враждебности. ќднако даваемые этой эмоции определени€ и понимание ее сущности мне представл€ютс€ не совсем адекватными. ѕо —. ». ќжегову (1985), презрение - это глубоко пренебрежительное отношение к кому- или чему-нибудь. Ќо пренебрежение тем же автором определ€етс€ как высокомерное, лишенное вс€кого уважени€ и внимани€ отношение к кому- или чему-нибудь. «десь нет и намека на про€вление высокомерным человеком враждебности к другому человеку, а есть только сознание своего превосходства над ним в нравственном, культурном или физическом отношении.

“акой же подход к презрению имеетс€ и у  . »зарда. ќсновным пон€тием у него €вл€етс€ Ђпобедаї, понимаема€ как физические, вербальные и воображаемые преимущества одного человека перед другим. ѕри этом он пишет, что Ђпобедаї предполагает наличие победител€ и проигравшего и что первый начинает относитьс€ ко второму с презрением. »сход€ из этого, автор считает, что презрение возникает не только в межличностном общении, но и между соревнующимис€ командами и их болельщиками. ќднако победа или поражение вовсе не привод€т к презрению. —ледствием €вного превосходства над соперником может возникнуть пренебрежительное (высокомерное) отношение к нему, но отнюдь не презрение. ƒл€ последнего необходимо наличие чувства вражды, и это нельз€ упускать из виду. ѕрезрение €вл€етс€ специфическим про€влением враждебности, когда один человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает ее в действи€х, полных сарказма (злой иро-ни и) ил и ненависти.

ѕрезирать можно и себ€ за недостойное в своих глазах поведение. ѕрезрение также может характеризовать отношение одной этнической группы или расы к другой.

Ќа мой взгл€д, презрение - это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. —пецификой этой эмоции €вл€етс€ то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство.

ѕоскольку презрение €вл€етс€ сложным по гамме переживанием, его мимика не сводитс€ ни к экспрессии отвращени€, ни к экспрессии гнева. Ёто комплексное пантомимическое выражение. ¬ыража€ презрение, человек выпр€мл€етс€, слегка откидывает голову назад и смотрит на объект презрени€ как будто сверху вниз. Ѕрови и верхн€€ губа несколько приподн€ты (или уголки губ сжаты, что, по мнению ѕ. Ёкма-на и ¬. ‘ризена, 1986, €вл€етс€ самым узнаваемым признаком презрени€, независимо от этнокультурных различий). ѕрезрение может выражатьс€ также Ђпрезрительнойї усмешкой. Ёмоци€ презрени€, по сравнению с гневом и отвращением, характеризуетс€ самым низким уровнем физиологического возбуждени€. Ёто Ђхолодна€ї эмоци€, сопровождающа€с€ крайне незначительными изменени€ми вегетатики. ѕроцесс общени€ с презираемым человеком приобретает черты надменности, а не просто снисходительности.

ѕричины возникновени€ эмоции презрени€ в эволюции объ€снить трудно. —оздаетс€ впечатление, что эта чисто человеческа€ эмоци€ по€вилась как механизм уменьшени€ опасностей, грозивших человеку (презрение опасности), что делало его

190 √лава 6. ’арактеристика различных эмоций

более решительным и смелым. Ёта функци€ презрени€ не потер€ла своего значени€ и в наше врем€.  роме того, презрительное отношение к врагу делало его в глазах воинов Ђнедочеловекомї, уменьшало риск про€влени€ к нему человечности, жалости, что тоже повышало решительность в уничтожении врага. ¬озможно, что презрение €вилось способом укреплени€ социальных норм общежити€ через выражение своего крайне пренебрежительного отношени€ к членам коллектива, нарушавшим эти нормы, что делало их моральными изго€ми общества. ѕрезрение может служить средством группового давлени€ на отдельных людей.

6.5. »нтеллектуальные Ђэмоцииї, или аффективно-когнитивные комплексы

ѕод интеллектуальными эмоци€ми (чувствами) понимают специфические переживани€, возникающие у человека в процессе мыслительной де€тельности. “ермин Ђинтеллектуальное чувствої возник в первой половине XIX века в школе ». √ербарта (Herbart, 1834). ќднако эти чувства рассматривались представител€ми данной школы или как особенности ощущений, или как про€вление динамики представлений. ѕо существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательна€ оценка отношений между представлени€ми и ничем не отличаетс€ от познавательных процессов. ѕоэтому в качестве интеллектуальных чувств они выдел€ли чувство новизны, контраста, перемены, удивлени€. ¬ообще у разных ученых состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходитс€. ” –. ƒекарта (1950) и Ѕ. —пинозы (1957) к интеллектуальным чувствам относ€тс€ удивление, уверенность и сомнение. ј. Ѕэн (1906) относил к интеллектуальным эмоци€м изумление, удивление, новизну, истину и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности.  . ƒ. ”шинский (1950, т. 9) ведущим умственным чувством считал Ђчувствої сходства и различи€ или Ђчувствої сравнени€.   интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напр€жение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

ќб интеллектуальных эмоци€х (чувствах) писали “. –ибо (1898), Ё. “итченер (1898), ”. ƒжемс (1922). ѕри этом если у первого из этих авторов говоритс€ об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакци€м, то у двух вторых за интеллектуальные чувства принимаютс€ когнитивные процессы: либо суждени€ как результат логических операций, как у Ё. “итченера - согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышлени€, не €вл€ющиес€ образными, как у ”. ƒжемса -сходство, импликаци€, совпадение, отношени€ между объектами мышлени€ и т. д.  ак видим, о переживани€х субъекта в этих случа€х речь не идет. ѕоэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены  . ƒ. ”шинским, Ё. “итченером, ”. ƒжемсом и др. к интеллектуальным

6.5. »нтеллектуальны* Ђэмоцииї, ипи аффективно-когнитивные комплексы 191

чувствам лишь только в силу недифференцированного использовани€ термина Ђчувствої, означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов.

» до сих пор к интеллектуальным эмоци€м относ€т удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение (см. цикл работ по интеллектуальным эмоци€м ». ј. ¬асильева, 1976-1998). ќснованием дл€ их выделени€ и отделени€ от Ђавтономныхї эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую св€зь с мыслительной де€тельностью. Ђќни не только возникают в ходе мыслительной де€тельности, - пишет ¬асильев, - но и направл€ютс€ на нее, оценивают ее успешность и неуспешность с точки зрени€ мотивов мыслительной де€тельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса дл€ удовлетворени€ в конечном счете познавательных потребностей субъектаї (1976, с. 153). Ќесмотр€ на приписывание столь широких функциональных Ђоб€занностейї интеллектуальным эмоци€м, остаетс€ совершенно непон€тным, чем отличаютс€ эмоции, св€занные с результатом мыслительной де€тельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, св€занных с результатом двигательной де€тельности, добывани€ пищи и т. д. » почему оценка сделанного хода мыслительной де€тельности (правильно - неправильно) непременно должна рассматриватьс€ как эмоци€ или чувство.

—пецификой эмоций, относимых к интеллектуальным, €вл€етс€ отсутствие у них валентной (противоположной) окраски (при€тно - непри€тно), на что указывают  . »зард (2000) и –. ѕлутчик (Plutchik, 1980). ¬ св€зи с этим имеютс€ противники отнесени€ таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение к эмоци€м вообще (Ortony et al., 1988). јргументируют они это тем, что к эмоци€м могут относитьс€ только те психические €влени€, которые имеют валентную окраску (т. е. переживаемые как при€тные или непри€тные).  онечно, это не Ђчистыеї эмоции. Ёто, использу€ термин  . »зарда, аффективно-когнитивные комплексы - результат взаимодействи€ эмоционального реагировани€ и процесса познани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 680 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2027 - | 1844 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.