Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оммуникативные эмоции 183




животных, чему нет никаких пр€мых доказательств, хот€ „. ƒарвин полагал, что животные способны к про€влению смущени€ и стыда и приводил примеры стыдливого и смущенного поведени€ собак.

 . ƒ. ”шинский настаивал на врожденной природе стыда и по этому поводу писал: Ђќтличив чувство стыда от чувства раска€ни€ и чувства совести... мы уже легко поймем, в чем состоит ошибка тех мыслителей, которые, замеча€, как различны предметы стыда у различных людей и различных народов, считают самый стыд за какое-то искусственное произведение человеческой жизни: не признают его за самосто€тельное, прирожденное человеку чувство, полага€, что чувство стыда образуетс€ оттого, что человека стыд€т тем, что признано постыдным в том или другом кругу людей, а не потому, что человеку врождено стыдитьс€. Ёто мнение, повтор€ющеес€ очень часто, ссылаетс€ обыкновенно на те несомненные €влени€, что то же самое, чего стыд€тс€ одни, нисколько не кажетс€ постыдным дл€ других, и даже одни часто хвал€тс€ тем, чего другие стыд€тс€. Ёто €вление действительно не подлежит сомнению. »ной стыдитс€ безде€тельности, другой стыдитс€ труда и хвалитс€ тем, что он ничего не делает. ќдин стыдитс€ разврата, другой хвастает им, один стыдитс€ женственности в характере, другой самодовольно выставл€ет ее напоказ. Ёто €вление разнообрази€ и часто противоположности предметов стыда выразитс€ еще €снее, когда мы будем изучать различие и часто противоположность представлений, вызывающих это чувство у различных народов, и особенно у народов, сто€щих на различной степени образовани€. “рудно себе представить, что можно, например, стыдитьс€ надеть платье, а между тем есть именно дикари, которые, не стыд€сь своей наготы, стыд€тс€ плать€, и есть другие, которые почитают за величайший стыд открыть свое лицо и оставл€ют открытым все тело или, счита€ за позор невиннейшие действи€ в глазах европейца, считают в то же врем€ невинными действи€ми такие, от которых краснеет самый беззастенчивый европеец...

¬се эти факты, - продолжает ”шинский, - доказыва€, что люди стыд€тс€ не одного и того же, доказывают в то же врем€, что все люди чего-нибудь да стыд€тс€: вс€кий же стыдитс€ того, что признаетс€ постыдным в кругу людей, мнение которых он уважает. —ледовательно, предметы стыда даютс€ человеку историей и воспитанием, но самое чувство стыда дано ему природою.

—ловом, от чувства стыда так же нельз€ отделатьс€, как нельз€ отделатьс€ от чувства страха. —амые пон€ти€ о предмете стыда могут быть страшно извращены, но стыд останетс€. » представлени€, возбуждающие гнев и страх, также часто бывают различны и даже противоположны, но от этого и гнев, и страх не перестают считатьс€ чувствами, общими всем люд€м и даже животнымї (1950, т. 10 - с. 409-410).

ќднако биологическа€ роль стыда в этом случае не вполне пон€тна. Ћегче обосновать, что стыд €вл€етс€ трансформированной в результате социализации биологической эмоцией страха (тревоги) за свое Ђяї. — этой точки зрени€ стыд можно рассматривать как бо€знь потер€ть самоуважение и уважение других ( . ƒ. ”шинский писал о Ђчувстве какой-то тревоги в нервахї). Ќе случайно клиническое пон€тие тревожности часто включает в себ€ застенчивость, а презрение со стороны другого или самого себ€ так легко вызывает переживание стыда (как указывает  . »зард, последнее особенно характерно дл€ €понцев по сравнению с другими наци€ми - американцами, немцами, французами, шведами и др., что еще раз демонстрирует роль социальных факторов в про€влении этой эмоции). ¬ соответствии с такой трактовкой

1$4 √лава в. ’арактеристика различных амоций

можно пон€ть определение стыда ј. ћодиль€ни: стыд - это утрата ситуационного самоуважени€.

ѕо€вление стыда в онтогенезе. —. “омкинс считает, что стыд может переживатьс€ уже младенцами в возрасте четырех-п€ти мес€цев, т. е. с того момента, когда они научаютс€ отличать чужие лица от материнского. ¬начале ребенок радуетс€ любому по€вл€ющемус€ перед ним лицу.  огда же он начинает распознавать незнакомые лица, эта радость прерываетс€, так как он узнает, что вместо матери он видит чужое лицо и что, следовательно, он напрасно стал радоватьс€. ѕо “омкинсу, это и €вл€етс€ поводом дл€ возникновени€ стыда. ≈сли ребенок часто переживал такие непри€тные ощущени€, он постепенно понимает, что встреча с незнакомцем всегда вызывает стыд. √ипотеза довольно смела€, но мало правдоподобна€. ¬р€д ли в таком раннем возрасте ребенок может переживать стыд. ƒа и позже ребенок может бо€тьс€ незнакомого лица или смущатьс€ при обращении к нему незнакомого человека (маленький ребенок пр€четс€ за юбку матери), но с какой стати ему стыдитьс€? ќн еще недостаточно социализирован и не знает Ђчто такое хорошо, а что такое плохої. Ёто он еще должен узнать, усвоить установки, даваемые ему взрослыми. ¬з€ть хот€ бы такой факт в познании друг друга мальчиками и девочками как исследование половых органов у представителей противоположного пола: четырех-п€тилетние дети охотно демонстрируют их друг другу, не испытыва€ при этом никакого стыда. ƒа и поведение взрослых нудистов тоже свидетельствует, что порог стыда устанавливаетс€ конкретным сообществом людей, т. е. социальными нормами поведени€. ѕо “омкинсу же, получаетс€, что стыд чуть ли не генетически обусловлен.

ќчевидно, переживание стыда не может по€витьс€ раньше, чем начнет формироватьс€ образ Ђ€ї. Ётой точки зрени€ придерживаетс€ ’елен Ћьюис. ¬ одном из исследований (Lewis et al., 1989) было установлено, что признаки по€влени€ образа Ђ€їнаб-людаютс€ у детей лишь в возрасте 15-18 мес€цев. ѕриблизительно этому же возрасту (22 мес€ца) соответствует и по€вление первых признаков поведенческого паттерна неловкости и стыда, и то не у всех наблюдавшихс€ детей, а только у четверти из них. ќтсюда X. Ћьюис и др. делают вывод, что переживание стыда базируетс€ на чем-то вроде знани€ о самом себе. ¬ообще же вопрос об онтогенезе стыда остаетс€ белым п€тном.

–оль стыда.  . »зард отмечает, что приспособительна€ роль стыда не так очевидна, как в отношении некоторых других эмоций. Ќа первый взгл€д эта эмоци€ имеет дл€ человека только отрицательное значение. ќднако така€ оценка, по мнению автора, не совсем точна. ќн предполагает, что стыд может выполн€ть некоторые жизненно важные функции. —тыд делает человека восприимчивым к эмоци€м и оценкам окружающих. ќн убеждает членов коллектива, что данный человек восприимчив к критике. —тыд способствует развитию и поддержанию конформности по отношению к групповым нормам. ќн также способствует общительности, действу€ как ограничитель эгоцентризма и эгоизма и, таким образом, поощр€ет стремление к созданию положительных отношений с другими людьми.

»зард предполагает, что стыд играет важную роль в половой жизни. Ќе сильно выраженна€ застенчивость женщин вызывает сексуальное возбуждение мужчин и, возможно, уменьшает их агрессию в отношении женщин. Ёмоци€ стыда заставл€ет искать уединени€ дл€ сексуальных отношений, что способствует укреплению социального пор€дка и гармонии.

‘иксаци€ внимани€ на себе во врем€ стыда усиливает самокритику, заставл€ет осознавать свои внутренние противоречи€, что способствует формированию более





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2000 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.