Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 омму ни кати вные эмсци и 1в7




совершенном, неловкость (стыд) перед тем, кого обидел, страх потер€ть дорогого человека и печаль по этому поводу. ѕравда, возможно и раска€ние без эмоциональной реакции, чисто формальное, внешнее, неискреннее, вошедшее в привычку или как рассудочный вывод. “ак, дети часто раскаиваютс€, но не исправл€ютс€.

3. ‘рейд (Freud, 1959) рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как Ђтревогу совестиї. Ётой же точки зрени€ придерживаетс€ и другой психоаналитик - √. ћандлер (Mandler, 1975), утверждающий, что вина и тревога - это разные названи€ одного и того же €влени€. ¬ина, по этому автору, - это тревога относительно реального или воображаемого промаха. ѕереживание этой разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытаетс€ загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действи€ми.

Ќекоторые западные психологи отмечают тесную св€зь вины со страхом (Switzer, 1968; Sarason, 1966), а ќ. ћаурер (Mowrer, 1961) вообще отождествл€ет вину со страхом перед наказанием. “ака€ позици€ авторов объ€сн€етс€ тем, что они придерживаютс€ представлений о генезисе вины с позиции теории научени€, где наказание (порицание) €вл€етс€ основным фактором.

ћне представл€етс€, что авторы, придающие большое значение внешнему наказанию и отождествл€ющие вину и страх, допускают ошибку. —трах перед наказанием имеетс€ и у преступников, но все ли они испытывают вину за соде€нное? ƒело не во внешнем наказании и не в страхе, а в том, что переживание вины, угрызение совести само по себе €вл€етс€ наказанием дл€ человека. ѕоэтому более правильным € считаю мнение тех ученых, которые считают вину самосто€тельным феноменом, помогающим снижать тревогу и избегать серьезных психических расстройств (Rosenhan, London, 1970).

¬ пользу последней точки зрени€ говорит и то, что многие авторы (McKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956, и др.) показали, что дл€ эффективного научени€ вине более подход€т не методы физического, наказани€, а психологические, ориентированные на Ђлюбовьї (при использовании их родител€ми, наход€щимис€ в психологическом контакте с ребенком). »менно бо€знь потер€ть любовь родителей чаще всего приводит к раска€нию, угрызению совести, тревоге, т. е. к переживанию вины (McKennan, 1938). ѕереживание вины повышает готовность человека идти на уступки (Freedman, Wellington, Bless, 1967). ќднако этого не наблюдаетс€ в том случае, если уступка предполагает непосредственное взаимодействие с обиженным человеком. — другой стороны, как отмечает Ѕ. ћаэр (Maher, 1966), переживание вины может заставить человека желать наказани€. ƒействительно, в некоторых религи€х осознание вины перед богом приводит к физическому самоист€занию.

–азличи€ между виной и стыдом.  . »зард отмечает, что неверный поступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осознаетс€ неверным не вообще, а только в св€зи с осознанием своего поражени€, своей несосто€тельности, неуместности этого поступка. „еловек чаще всего испытывает стыд, потому что ему не удалось скрыть свой проступок.

ѕричиной дл€ переживани€ стыда могут стать поступки, не вступающие в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. ƒ. ќсьюбел (Ausubel, 1955) такую разновидность стыда назвал Ђнеморальным стыдомї. Ђћоральный стыдї, по этому автору, возникает при осуждении проступка другими людьми с по-

188 √лава 6. ’арактеристика различных эмоций

зиции нравственности. ѕри этом вовсе не об€зательно самому придерживатьс€ такого же мнени€ о своем поступке. ќсьюбел считает, что в основе стыда лежит осуждение, идущее извне, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым.

¬ противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношени€ окружающих к проступку. ѕереживание вины вызываетс€ самоосуждением, сопровождаетс€ раска€нием и снижением самооценки. ѕо мнению ќсьюбела, вина €вл€етс€ разновидностью Ђморального стыдаї. “аким образом, получаетс€, что стыд €вл€етс€ родовым феноменом, и вина - видовым, т. е. ниже рангом в классификации.

√. Ћьюс (Lewis, 1971) видит следующее различие между стыдом и виной: эмоци€ стыда играет существенную роль в развитии депрессивных заболеваний, а эмоци€ вины вызывает обсессивно-компульсивный невроз и паранойю. ќднако некоторые авторы не согласны с этой точкой зрени€.

–аздел€€ переживание стыда и вины,  . »зард пишет, что стыд временно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мыслительные процессы, св€занные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей дл€ исправлени€ ситуации. ѕолучаетс€, что сначала возникает вина (неизвестно почему), а потом осознаетс€ причина вины - проступок. » это не единственна€ не€сность в описании »зардом данного чувства. “ак, он называет вину то эмоцией, то чувством, говорит о ситуации вины, хот€ логичнее было бы говорить о ситуации проступка.

ƒетерминаци€ вины. ќчевидно, что переживание вины св€зано с формированием у человека нравственных норм поведени€ (совести), с развитием его как личности, хот€ некоторые авторы считают, что это формирование имеет под собой биологическую (генетическую) основу (Eibl-Eibesfeldt, 1971, Mowrer, 1960). ƒ. ќсьюбел выдвинул три предпосылки развити€ эмоции вины:

1) прин€тие общих моральных ценностей;

2) их интернализаци€;

3) способность к самокритике, развита€ настолько, чтобы воспринимать противоречи€ между интернализированными ценност€ми и реальным поведением.

ќн предполагает существование общекультурных механизмов усвоени€ вины, что св€зано с одинаковыми взаимоотношени€ми между родител€ми и ребенком, необходимостью лишь минимума навыков социализации ребенка, имеющихс€ в каждой культуре, и определенной последовательностью этапов когнитивного и социального развити€. ѕредпосылкой воспитани€ совести и чувства вины €вл€етс€ желание родителей и всего общества воспитать у подрастающего поколени€ чувство ответственности.

ѕричиной дл€ переживани€ вины могут служить как совершенные, так и несовершенные действи€ (бездействие), когда в данной ситуации они были бы уместны и необходимы.

≈. ‘ейрес (Phares, 1976) вы€вил, что интерналы в своих неудачах вин€т себ€ и испытывают более сильный стыд и вину, чем экстерналы. Ёто св€зано с тем, что, по ƒж. –оттеру (Rotter, 1966), интерналами, т. е. с людьми внутренним локусом контрол€, €вл€ютс€ те, которые полагают, что сами управл€ют своей судьбой, а экстерна-лами, т. е. людьми с внешним локусом контрол€, €вл€ютс€ те, которые полагают, что все происход€щее с ними от них почти не зависит.

»ногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанос€ человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2445 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.