Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёмоци€ догадки




ƒогадка - это предварительный ответ на поставленный вопрос. ¬ процессе нахождени€ догадки, как пишет ». ј. ¬асильев, у человека возникает соответствующее переживание - эмоци€ догадки. ќна представл€ет собой оценку некоторого нового, еще неосознанного результата решени€ задачи. Ёмоци€ догадки специфическим образом окрашивает и выдел€ет новое ценное дл€ человека знание, сигнализирует человеку о его по€влении в ходе мыслительной де€тельности, способству€, таким образом, его осознанию, т. е. переходу в форму догадки первоначального предположени€. ѕо мнению этого автора, эмоци€ догадки переживаетс€ очень €рко, даже

200 √лава 6. ’арактеристика различных эмоций

в форме аффекта. ќчевидно, имеетс€ в виду эмоциональна€ реакци€ на озарение, т. е. на внезапное про€снение чего-то в сознании, понимание.

ѕо поводу выделени€ этой эмоции возникает р€д вопросов. Ќе есть ли она элементарной эмоцией радости или волнени€ по поводу разрешени€ проблемы (конфликта) или предчувстви€ такого разрешени€? Ќе €вл€етс€ ли эмоци€ догадки этим самым предчувствием, т. е. ожиданием приближающегос€ решени€ задачи?

Ђ„увствої уверенности-неуверенности (сомнени€)

ќпредел€€ уверенность, Ѕ. —пиноза писал: Ђ”веренность есть удовольствие, возникающее из идеи (представлени€. - ≈. ».) будущей или прошедшей вещи, причина сомнени€ в которой исчезлаї (1957, с. 511). —ледовательно, в данном случае речь идет о том, что при разрешении внутреннего конфликта (неуверенности, сомнени€) у человека возникает эффект облегчени€ имевшегос€ напр€жени€, переживаемого как удовольствие. ќднако возникновение удовольстви€ при наличии у человека уверенности вовсе не об€зательно.

Ќ. ƒ. Ћевитов относил уверенность (неуверенность) к психическим состо€ни€м, в которых выдел€л три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой. “ак, он пишет: Ђ”веренность... имеет эмоциональную окраску - она всегда сочетаетс€ с чувствами бодрыми и жизнерадостными, с эмоциональным подъемомї (1964, с. 169). “аким образом, он не считает уверенность эмоцией, а говорит только о ее эмоциональной окраске. ѕравда, он, видимо, погор€чилс€, когда написал, что уверенность всегда сочетаетс€ с положительным эмоциональным фоном.  ак он сам далее пишет, человек может быть уверенным и в неуспехе. ¬ этом случае вр€д ли у него возникнут положительные переживани€, скорее - отрицательные. ќтсюда уверенность может иметь эмоциональную окраску разного знака. ј раз так, то уверенность это лишь причина, вызывающа€ то или иное эмоциональное переживание в зависимости от того, с чем она св€зана - с положительным или отрицательным прогнозом удовлетворени€ потребности. ѕри этом, как мне представл€етс€, эти переживани€ св€заны не столько с эмоци€ми (хот€ они и не исключаютс€), сколько с эмоциональным тоном впечатлений, о котором говорилось в главе 2.

”веренность или неуверенность человека - это интеллектуальный процесс веро€тностного прогнозировани€ того или иного событи€, достижени€ или недостижени€ цели, это вера в себ€ или потер€ этой веры. ќн может и не вызывать во мне никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируетс€ событие, к которому € равнодушен. я могу совершенно бесстрастно прогнозировать удачу или неудачу на экзамене студента, поражение или выигрыш хоккейной команды, до которой мне нет дела, и т. д. Ќо и в случае значимой дл€ мен€ ситуации сам по себе веро€тностный прогноз не об€зательно сопровождаетс€ эмоцией. ”веренность в выполнении хорошо освоенного и привычного дл€ мен€ действи€ дает мне основание дл€ спокойстви€, или дл€ безбо€зненного поведени€, т. е. отсутстви€ эмоционального реагировани€, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, т. е. приводит к эмоциональному реагированию. “аким образом, € Ђчувствуюї (ощущаю, воспринимаю) возникающее в результате прогноза эмоциональное состо€ние, а не сам прогноз, т. е. уверенность или неуверенность в успехе.

6.5. »нтеллектуальные <■ эмоции-т или аффективно-когнитмвньї комплексы 201

ћожно привести и еще один аргумент в пользу того, что уверенность не €вл€етс€ эмоцией. ”веренность в р€де случаев перерастает в самоуверенность. Ќо можно ли говорить о том, что существует еще и эмоци€ самоуверенности?

* * *

ѕодвод€ итог обсуждению вопроса об интеллектуальных эмоци€х (чувствах), следует признать их существование (за исключением удивлени€) и выделение в отдельную группу как специфичных, отличных от базовых, эмоций и их производных недоказанным. “огда по аналогии следовало бы выделить и перцептивные, и психомоторные эмоции, которых, как известно, в природе не существует (если, конечно, не принимать за эмоции эмоциональный тон ощущений). » не случайно в современной западной психологии вопрос об интеллектуальных эмоци€х по существу игнорируетс€. “ак, в монографии  . »зарда эмоции удивлени€ отведено лишь несколько страниц. ѕо€вление эмоционального реагировани€ при решении задач не означает, что это реагирование специфично только дл€ интеллектуальной де€тельности, ведь удивление может возникнуть по самым различным поводам. я, например, могу удивитьс€ приходу человека раньше ожидаемого срока (вспомним картину ». ≈. –епина ЂЌе ждалиї) или, встретив знакомого человека там, где меньше всего можно было ожидать его по€влени€. ”дивление как эмоциональна€ реакци€ возникает на воспри€тие этого человека, на по€вление его образа там, где обычно его не бывает. » лишь потом возникает вопрос Ђј почему он здесь?ї, т. е. начинаетс€ мыслительна€ де€тельность. Ќо если это так, то почему эта эмоци€ интеллектуальна€, а не перцептивна€?

Ёто же касаетс€ и выделени€ Ђинтеллектуальных чувствї, к которым ». ј. ¬асильев относит любознательность и любовь к истине. ѕочему любознательность - чувство, а не эмоционально окрашенна€ потребность в знани€х или эмоционально-познавательна€ направленность (свойство) личности, автор не объ€сн€ет, да и не ставит такого вопроса. „то же касаетс€ Ђлюбви к истинеї, пон€ть, что это за чувство, вообще невозможно. ћожет ли быть отвращение к истине? » почему отвращение -чувство, а не эмоци€? јвтор не дает объ€снений всему этому. ѕравильно расставл€€ акценты во взаимоотношени€х между чувствами как устойчивой оценкой некоторых объектов и эмоци€ми как ситуативными образовани€ми: чувства ведут к по€влению эмоций (ситуативных оценок), - ¬асильев без достаточных оснований св€зывает интеллектуальные эмоции с отдельными мыслительными операци€ми, а чувства - с интеллектуальной де€тельностью. —прашиваетс€, если эта де€тельность закончилась успешно, что возникнет у человека - чувство радости? ј почему не эмоци€ радости?

Ќелогичным кажетс€ и то, что, говор€ об интеллектуальных эмоци€х и чувствах, отечественные психологи почему-то игнорируют интерес, имеющий самое непосредственное отношение к познавательным, а следовательно, и интеллектуальным процессам.

___________________________________ √лава 7





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 548 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2139 - | 1887 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.