Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ дифференциальных эмоций




ќпр€ ¬. –.

÷иклическа€ теори€ эмоций

глава 1 глава 2 глава 3 глава 4

√лава перва€

Ўкала эмоций

Ёмоции

"“рудно представить себе жизнь, лишенную эмоций и чувств". ћацумото ƒ. "ѕсихологи€ и культура"

 

 аждому человеку знакомы эмоции. —трах и ненависть, горе и любовь, скука и восхищение. » много других самых разных эмоций. Ёмоции пропитывают наше существование.  то-то боитс€ потер€ть работу, кто-то восхищаетс€ новой моделью спортивной машины, кто-то скучает на лекци€х, кто-то веселитс€ со своей компанией, а кто-то ко всему этому равнодушен и это тоже эмоци€. Ёмоции бывают положительными и отрицательными, настроение может быть лучше или хуже и самое главное, настроение может мен€тьс€. ј от настроени€, то есть от эмоции, зависит оценка ситуации и как следствие, мотиваци€ поведени€ и само поведение. ј ведь это важно, знать от чего и как зависит поведение окружающих людей. » еще важней знать от чего завис€т ваши собственные эмоции, и от чего зависит ваше собственное поведение.

—овременна€ психологи€ удел€ет определенное внимание изучению природы эмоций. ѕровод€тс€ сравнительные исследовани€ выражени€ эмоций, характерные дл€ различных культур и народов. »сследуютс€ реакции животных, которые могут быть прин€ты за про€вление эмоций. »сследуетс€ электрическа€ активность головного мозга сопутствующа€ той или иной эмоции, исследуютс€ изменение сердцебиени€, состава крови, температуры тела и реакции кожного покрова. ¬се внешние про€влени€, все то, что может быть обозначено как физиологи€ эмоций.

ѕсихологи€ сравнительно молода€ наука и ее развитие во многом было определено учением ‘рейда и его психоанализом.  онечно, последние сто лет психологи€ активно развивалась и в нынешнем виде она уже далеко не та, что была при ‘рейде. ќднако, вот чита€ книгу ƒ. ћацумото "ѕсихологи€ и культура", нахожу следующие строчки:

"¬ начале 1950-х годов был проведен р€д исследований, провер€вших идеи ƒарвина об универсальности выражени€ эмоций.   несчастью, во многих этих исследовани€х есть серьезные методологические недостатки, поэтому делать выводы на основании их результатов довольно трудно".

"“ак продолжалось до 1960-х годов, когда психологи ѕол Ёкман и ”оллис ‘ризен и независимо от них  эрролл »зард провели р€д методологически корректных исследований, положивших конец этим спорам".

“о есть, получаетс€, что только в 60-х годах двадцатого века было научно доказано, что люди разных культур выражают эмоции похожим образом. ƒело в том, что описываемые исследовани€ были направлены на изучение воспри€ти€ различными людьми мимического выражени€ эмоций. ¬ результате оказалось, что €зык мимики пон€тен и цивилизованным люд€м на всех континентах и люд€м племен, живущим до сих пор в первобытнообщинном обществе. ѕолучаетс€, что до этого времени подобные систематизированные исследовани€ не проводились. ј это ведь совсем еще недавно.

„итаем книгу ћацумото дальше и узнаем, что "последнее дес€тилетие" ученые подтвердили, что не только внешние мимические про€влени€ эмоций совпадают у различных культур и народов, но и физиологическа€ реакци€ организмов у них совпадает. Ѕолее того, оказалось, что она сходна с реакцией организма у высших обезь€н.  ритики ƒарвина отдыхают. „то же так слабо, дл€ конца двадцатого века?

¬о многих философских системах и массовом сознании людей сложилось весьма пренебрежительное отношение к эмоци€м. —читаетс€, что эмоции мешают человеку действовать логично, взвешено, и всегда находить наиболее верные решени€.  онечно, существует и друга€ тенденци€, в которой эмоции рассматриваютс€ как основа духовной жизни. — "холодной логикой", в то же врем€, св€зываетс€ поведение бездушных автоматов - роботов из фантастических романов и фильмов, а в противовес ему приводитс€ поведение людей, эмоциональное, импульсивное и поэтому нелогичное. Ќо общее в этих двух тенденци€х, это разделение разума и эмоций как вещей антагонистичных и несовместимых. Ёмоции и логика противопоставл€ютс€ как нечто антагонистичное.

¬ первой половине и середине двадцатого века психологические теории вполне обходились без слова эмоци€. ƒл€ этого использовались термины рефлексы, модели поведени€, физиологические реакции и другие, при помощи которых можно было описать эмоции, не называ€ их. ѕривожу мнение, которого придерживаетс€ авторитетный психолог  . »зард:

"ќднако до 80-х годов нашего столети€ психологи€ фактически игнорировала эмоции. ћне могут возразить, что психологи€ в свои первые сто лет развити€ €вл€ла собой парадокс - науку, котора€ принципиально не обращаетс€ к сути тех вещей, которые изучает. Ќо разве можно всерьез пытатьс€ пон€ть человека и его взаимоотношени€ с окружающим миром, обход€ вниманием эмоции "

 онечно, было бы большим упрощением утверждать, что психологи в начале и середине двадцатого века вообще не удел€ли никакого внимани€ эмоци€м. ¬ психологических теори€х эмоци€м не удел€ли должного внимани€, но конечно, люба€ серьезна€ теори€ устройства человеческого сознани€ имела свое понимание природы эмоций.


„асть данного параграфа находитс€ в разработке.

” мен€ нет желани€ кормить читател€ рефератами, написанными дл€ того, чтобы получить хорошую оценку в школе, а дл€ того, чтобы избежать этого, необходимо ознакомитс€ с довольно большим объемом информации, и составить о каждом пункте собственное мнение и последовательно изложить.

я привожу список направлений исследований, которые планируетс€ вкратце описать здесь, а затем, подробнее, далее в тексте. ¬еро€тно, он неполный, будет дополн€тьс€, и формироватьс€ по ходу написани€ основного текста.

¬се эти направлени€ психологии рассматривали эмоции, кажда€ по своему, иногда пыта€сь избежать самого термина "эмоци€", и все они описывали определенные реально существующие €влени€.

—труктурализм. ¬.¬ундт. Ёдвард “итченер.

‘ункионализм. ‘ранц Ѕрентано,  арл Ўтумпф, ¬иль€м ƒжемс.

Ѕихевиоризм. ƒжон ”отсон.

Ќеобихевиоризм. Ёдвард “олмен.  ларк ’алд.

»нформационна€ теори€ эмоций. ». ѕ. ѕавлов.

»нформационна€ теори€ эмоций. ѕ. ¬. —имонов.

“еори€ дифференциальных аффектов (эмоций). ћаурер, “омкинс.  эрролл »зард.

“еори€ когнитивного диссонанса. Ћ. ‘естингер.

“еори€ трансакционного анализа. Ёрик Ѕерн.

ѕсихоанализ. «игмунд ‘рейд.

Ќеофрейдизм. Ёрих ‘ромм

ѕсихосинтез. –оберто јссаджоли.

√лубинна€ психологи€.  арл ёнг

 роме этого, € планирую рассмотреть работы по созданию искусственного интеллекта.

‘акты и различные теории эмоций, которые € использую в данной работе, € собирал в разных источниках, не только в работах психологов, но и в многотыс€челетнем опыте человечества, во множестве методик и практик, работающих с человеческим сознанием и в разной степени использующих человеческие эмоции. Ќекоторые из них считаютс€ нетрадиционными, не пон€ты или не признаны современной наукой. ’от€ это игра словами, сам термин "нетрадиционные" обозначает практики и представлени€ о мире, которые возникли задолго до психологии. «а этими практиками сто€ли многолетние исследовани€, пусть они были выполнены не в точном соответствии с требовани€ми современной науки, но также в поисках истины.

ћногие из подобных методик существуют и примен€ютс€ в течение многих тыс€челетий. Ќекоторые из теорий человеческого сознани€, сопровождающих эти методики изложены €зыком очень далеким от современного стил€ изложени€, прин€того в научных кругах. ћногие из подобных теорий покажутс€ нам весьма примитивным взгл€дом на вещи, но не следует забывать тот огромный опыт, который был накоплен поколени€ми людей, их практиковавших.

“о, что € ссылаюсь на данные источники, вовсе не означает, что € отношусь к ним совершенно некритично. «а те тыс€чи лет, которые некоторые из этих методик существуют, была накоплена масса поразительных наблюдений и в то же врем€, накоплена масса предрассудков. Ќо с другой стороны и современна€ наука еще не настолько развита, чтобы объ€снить все наблюдаемые и описанные феномены и всегда правильно их трактовать. ќчень часто современна€ наука стараетс€ не замечать фактов, которые еще не может объ€снить. ¬ качестве типичного примера можно привести текст из учебника по психологии "ќсновы психотерапии", автор ј. Ќ. –омашин. ¬ первых главах этого учебника подробно рассматриваютс€ различные психологические теории и прин€тые в психологии методы воздействи€ на человеческое сознание, а такому многогранному €влению как медитаци€, посв€щена совсем небольша€ часть:

"—торонники медитации утверждают, что она благодар€ освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению (чаще всего - к молниеносному интуитивному), так называемому инсайту. Ётот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познани€ себ€, других и окружающей (а иногда и потусторонней) действительности. ѕроисходит скачкообразный (от озарени€ к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.

¬ некоторых классических направлени€х буддизма медитаци€ происходит в процессе концентрации сознани€ в одной точке. ѕри этом совершенствуетс€ способность к максимальному освобождению сознани€ от потока образов и мыслей. ќдновременно совершенствуетс€ процесс все более полной релаксации (психомышечного расслаблени€).

«адачей каждого такого сеанса €вл€етс€ все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего поко€ и гармонии, стабилизаци€ сознани€, максимальное освобождение от психомышечного напр€жени€, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напр€жени€ и достижение предельно уравновешенного состо€ни€".

я привожу не весь текст, типичную его часть. ¬се многообразие методик работы с сознанием в нем сводитс€ к "психомышечному расслаблению", а информаци€ о росте уровн€ осознани€ сопровождаетс€ уничижительной фразой: "—торонники медитации утверждают". » во всем этом нет самого главного, понимани€ сути упом€нутых методик. ќднако люба€ теори€, котора€ не учитывает €влений происход€щих при медитации и многих дес€тков других "нетрадиционных" методик работы с сознанием, будет неполной, ущербной.

¬ числе источников, на которые € буду ссылатьс€, следует назвать тантрические методики, разные направлени€ йоги, методики прин€тые в суфизме, саентологический процессинг, методики осознанных сновидений и многое другое. ¬ современной науке прин€то относитс€ к подобным источникам с некоторой осторожностью, более того, ссылатьс€ на них считаетс€ дурным тоном. я не буду играть в эти игры. я просто расскажу о том, что представл€етс€ мне заслуживающим внимани€ в той информации, которую человечество собирало не одну тыс€чу лет, попробую перевести это на €зык, пон€тный нашему современнику и соотнесу с современными философскими и научными представлени€ми о мире и человеческом сознании.

я предлагаю многопол€рный взгл€д на рассматриваемый вопрос, когда теории и сведени€ на первый взгл€д противоречащие друг другу рассматриваютс€ как часть целого, одной большой мозаики.

» пусть девизом на этом пути будет высказывание ‘омы јквинского:

"«нание - столь драгоценна€ вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".

 

“еори€ дифференциальных эмоций

” психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрени€ относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции  . »зард "Ёмоции человека"

 

я начинаю изложение с этой теории потому, что среди созданных различными направлени€ми психологии теорий, эта в большей степени придает значение человеческим эмоци€м.  онечно, € буду рассматривать самые разные теории, психологические и совсем не психологические, те которые лично мне нрав€тс€ в большей степени, и те, которые нрав€тс€ меньше. Ќо будет резонно с самого начала определить некоторое направление дл€ движени€ дальше.

“еорию дифференциальных эмоций € рассмотрю на основе труда "Ёмоции человека", автором которого был психолог  эрролл »зард. ¬рем€ создани€ этой теории относитс€ к семидес€тым годам двадцатого века. ¬рем€ публикации первого издани€ книги "Human Emotions" - 1979 год, а € пользуюсь переводом издани€ 1992 года. ¬ этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существовани€, психологи€ всерьез вз€лась за изучение человеческих эмоций.

"ѕсихологи€ эмоций как наука едва достигла своего совершеннолети€. —транно, что эта столь очевидно актуальна€ тема более века, то есть фактически весь срок существовани€ психологии, оставалась вне основного русла ее развити€ "

“ем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень.

“еори€ дифференциальных эмоций относитс€ к группе теорий, которые считают эмоции €влением врожденным и св€занным со строением человеческого организма. Ёто так называема€ концепци€ генетической природы эмоций. »зард пишет в своей книге:

"я призываю читател€ сосредоточить внимание на генетических корн€х, эмоций".

 онцепци€ генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передаетс€ генетически из поколени€ в поколение. “акже эта концепци€ предполагает, что физиологические механизмы, св€занные с эмоци€ми возникли у далеких предков человека в результате эволюции. ј поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаютс€ и у животных, то из этого делаетс€ вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией ƒарвина.

 онечно, при таком подходе, кажда€ эмоци€, которую испытывает человек, это результат действи€ отдельного физиологического механизма и кажда€ эмоци€ это совершенно отдельное €вление: "целью данной работы €вл€етс€ обоснование дискретности эмоций". Ётот подход к €влению »зард называет так: "принцип раздельного рассмотрени€ частных эмоций".

»зард дает следующее определени€ эмоций:

"Ёмоци€ - это нечто, что переживаетс€ как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направл€ет воспри€тие, мышление и действи€".

Ёто достаточно общее определение эмоций и достаточно универсальное определение, которое применимо во многих различных теори€ эмоций. ќднако, сравнива€ понимание природы эмоций у »зарда с другими точками зрени€, такой, какой придерживаютс€ сторонники информационной теории эмоций или такой, которой придерживаетс€ сторонники приобретенного механизма возникновени€ эмоций, € сделал вывод, что »зард исследует именно св€зь эмоций с физиологией человека.  огда он пишет "эмоци€", он имеет в виду, прежде всего физиологический аспект эмоций, отодвига€ на второй план все остальные аспекты. —в€занно это с тем, что именно физиологический аспект эмоций он считает основным, от которого завис€т все остальные.

"ћы признаем важность обучени€, воспитани€ и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности".

»сход€ из предпосылки существовани€ генетически обусловленных механизмов эмоций, »зард, выдел€ет р€д базовых или фундаментальных эмоций. »зард использует оба термина как синонимы.

"‘ундаментальные эмоции обеспечиваютс€ врожденными нейронными программами. ќднако этот факт - факт существовани€ генетических механизмов фундаментальных эмоций - вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немодифицируемые аспекты. Ќапротив, практически любой человек, взросле€, научаетс€ управл€ть врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее".

“аким образом, фундаментальные эмоции »зард считает программами поведени€, которые с самого рождени€ человека записаны в его нервной системе.

‘ундаментальными »зард считает следующие эмоции:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1035 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

514 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.