Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа и физические свойства Тридоша. Так сложилось, что описание положения, свойств и природы Тридоша начинают с Вата доша




 

Так сложилось, что описание положения, свойств и природы Тридоша начинают с Вата доша. Одна из причин такой "неспра­ведливости" - самая высокая активность этой субстанции в орга­низме.

В двенадцатой главе Сутрастханы Чарака пишет, что Воздух - наша жизнь, Воздух - наша сила, Воздух наполняет наше тело му­зыкой и контролирует все процессы в теле. Сушрута называет Воз­дух основной причиной создания, поддержания и разрушения чело­веческого микрокосма и всей вселенной, и поэтому, величайшим и первейшим (С.С.2.1.3.). Вагбхата пишет (А.Х.3.15.2.): «Вата доша – Вишвакарма (вершитель всех действий), Вишваатма (душа всех вещей, всемирная душа), Вишварупа (обладатель всех форм), Праджапати (руководитель всеми живыми существами), Дхата (творец), Вишну (хранитель и контролер всего на свете); он всеведущ, он разрушитель, он Бог смерти и воплощенная смерть. Следовательно, надо постоянно прикладывать все усилия для сохранения и поддержания его в состоянии равновесного баланса.». Такая хвалебная песнь вполне уместна, ведь Воздух[30] является Праной, жизненной энергией. Однако, это утверждение можно понять как восхваление атмосферного воздуха, что не совсем вяжется с анатомией и физиологией. Но, на самом деле, когда человек вдыхает атмосферный воздух, он, смешиваясь с воздухом тела, образует Воздух тела, который отличается от атмос­ферного воздуха. Существует также и другой Воздух, который на­ходится в желудке и отвечает за процесс пищеварения. Эти два типа Воздуха смешиваются между собой и формируют Вата доша в теле человека.

Вата доша питает изначальный Воздух, первоэлемент, который является основной причиной создания тела. Оба Воздуха, как внешний, так и внутренний, очень важны для поддержания жизни чело­века. Не дыша внешним воздухом, мы не сможем жить, ведь он по­могает образованию внутреннего Воздуха, способствующего пи­щеварению и формированию организма в целом. Чарака более под­робно объясняет взаимоотношения внешнего и внутреннего Возду­ха.

Воздух невидим, он не имеет четкого размера. Сушрута (С.С.2.1.7.) называет его не имеющим постоянного размера и формы. За­частую его называют беспорядочно проявляющим свое дейс­твие. Воздух тела, его чистота и количество зависят от качес­т­ва пищева­рения и от качества и свежести пищи. С точки зрения Сушруты, ссылающегося на философию Санкхйа, Вата сухой, хо­лодный, лег­кий, грубый, все время находится в движении, в основ­ном находит­ся под влиянием гуны страсти и возбуждает остальные доша.

Чарака характеризует качества Вата доша следующим образом. Он:

1) Сухой.

2) Легкий.

3) Чистый и прозрачный.

4) Подвижный.

5) Невидимый.

6) Холодный.

В Сутрастхане Чарака Самхиты, в ее двенадцатой главе, Чарака очень подробно объясняет все эти шесть основных качеств Вата доша. В Аюрведе Вата описывается как холодный, а Вайшешика утверждает, что эта доша не холодная, не горячая. На самом деле здесь нет никакого противоречия. Вата, Питта или Капха увеличи­ваются, когда мы употребляем в пищу продукты или получаем воз­действие окружающего мира сходное с ними по качествам, а при противоположных свойствах и качествах - уменьшаются. Таким об­разом, Вата доша увеличивается от воздействия холодных субстан­ций, и уменьшается от горячих, холодность является одним из ос­новных его качеств. В четвертой же части своей Самхиты, Чарака говорит, что в действительности Вата доша находится между теп­лом и холодом, и при соприкосновении с теплыми предметами она теплая, а с холодными - холодная (Ч.С.4.3.38.).

Качество холодности той или иной субстанции очень доступно объясняется всеми комментаторами на аюрведические тексты. Ког­да Аюрведа утверждает, что, допустим, Вата доша не является ни горячей, ни холодной, это также означает, что это качество прояв­ляется не как тактильное ощущение. Холодность, также как и горя­честь, никогда не должны восприниматься как качества, познавае­мые через осязание, ведь эта "холодность" или "горячесть" отлична от ощущения холода через прикосновение, эти качества определя­ются по воздействию данной субстанции на организм человека. Например, мы утверждаем, что терминалия хебула - горячая, миро­балан эмблика - холодный, а огурец, если не зрелый, то холодный, а если спелый - то горячий. Аюрведа не подразумевает под этим тактильные ощущения, но исключительно воздействие этих субстанций на организм.

Точно также, когда говорится, что Питта - горячая доша, а Капха - холодная, необходимо помнить, что действие Питта на тело горя­чее, согревающее, и Питта увеличивается от горячих субстанций, увеличивающих телесный жар, и уменьшается от холодных, охлаж­дающих тело субстанций, а Капха - наоборот.

Вата доша не имеет цвета, компактной, проявленной формы, в норме его положение в теле не зафиксировано и его невозможно увидеть или распознать посредством остальных органов чувств, по­этому он относится к бесформенной материи.

Питта по своей природе является горячей жидкостью, по своим качествам близкой к сильной кислоте, поэтому вкус ее - кислый и горько-острый. В отличие от кислоты как от химического соедине­ния, Питта доша может проявлять и свойства основания, особенно это проявляется в двенадцатиперстной кишке. Это горячая доша, и не только по действию на организм, но и на ощупь, ведь в ее сос­таве доминирует Огонь. Огонь комбинируется с Цветом, поэтому эта доша окрашена. Его цвета - от белого до красного. Помимо всего прочего, Питта доша обладает запахом, и достаточно прене­приятным – он пахнет мясом, причем если находится в нормальном состоянии, то свежим, а если в состоянии дисбаланса или в соеди­нении с Амой, то грязным, гнилым (Ч.С.1.20.15.).

Сушрута пишет (С.С.1.21.11.), что Питта доша - жидкость, го­рячая, очень активная, дурно пахнущая, голубого, красного, желто­го, розового и других цветов, горькая на вкус (а если вкус не рас­пробован полностью, то на первый взгляд - кислая). Далхана объяс­няет, что когда Питта находится в созревшей форме, его вкус - горький, а в неспелой - кислый. Точно также, когда Питта еще не созрел или находится в соединении с Амой, он голубого цвета, а когда созрел и находится в нормальном состоянии - желтый. Одна­ко, Питта может иметь и другие цвета, например, белый или розо­вый. Де факто, Ранджака Питта окрашен в красный цвет. По пово­ду цвета Питта доша Чарака говорит буквально следующее (Ч.С.6.4.9.): "Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови". Она обладает не­сколько неприятным, "мясным" запахом и красным цветом. При на­рушениях же баланса этой доша, цвет может меняться, становясь голубым, белым или розовым. Нормальное количество Питта доша в теле - пять пригоршней.

Последняя из Тридоша - это Капха доша. Сушрута так описывает качества этой доша (С.С.1.21.15.): "Капха, или Слешмана - тяжелая, холодная (не только по действию на организм, но и на ощупь), бе­лая или слегка желтоватая, мягкая, малоподвижная, слизистая, клейкая, тягучая субстанция.

Сушрута утверждает там же, что в нормальном, зрелом состоя­нии она сладкая, а в незрелом - соленая на вкус. Качества данной доша напрямую зависят от Воды, доминирующей в ее составе, и в несколько меньшей степени, от Земли. Чарака описывает Капха доша как слизистую и как прозрачную. Нормальное количество Капха доша в теле – шесть пригор­шней.

В этой главе часто использовались такие понятия, как "зре­лый" и "не­зрелый". Необходимо помнить, что Питта и Капха про­дуцируются в ор­ганизме двумя путями - из пищи и в результате превращения семи тка­ней. Эти заново сформированные, свежие Питта и Капха питают и обра­зуют непосредственно основные те­лесные доша. Когда процесс пищева­рения подходит к концу, одно­времен­но заканчивается процесс созрева­ния этих доша. В осталь­ное время образующиеся из пищи Питта и Капха доша находятся в незрелом состоянии. Более подробно об этом речь пой­дет в главе "Физиоло­гия пищеварения".

Подведем итоги. Вата доша по своей природе чистый воздух (но от­личный от атмосферного!), Питта - активная жидкость, близкая по свой­ствам к кислоте, а Капха - полужидкая, слизистая и клейкая субстанция, по своей структуре и свойствам близкая к слабощелоч­ному желе. Вата очень легок, каким, впрочем, и должен быть газ, Питта, являясь жидко­стью, "жидким огнем", тяжелее, а Капха, за счет влияния Земли, самая тяжелая доша. Вата всепроникающ; яв­ляясь газом, он проникает во все тело человека, находится в каждой полости, в виде нервных окончаний пронизывает все органы и ткани. Он не имеет постоянного места локализации, движущийся по всему телу, а также не имеет постоянной, компактной формы, а также цвета, как Питта и Капха[31]. Питта - текучая, а Капха - лишенная движе­ния, неподвижная, инертная жидкость. Вата сухой, легкий, под­вижный, хо­лодный, не склизкий, да он и не может быть слизистым, вис­коз­ным, ведь по природе он чистый; Питта слегка вискозный, ведь ка­че­ство чистоты у него проявлено в несколько меньшей степени, а Капха целиком слизистая и вискозная доша, но, не смотря на это, она прозрач­ная (в нормальном состоянии баланса).

Можно заметить, что Питта и Капха доша описаны как непод­вижные, хотя в организме они совершают движения и могут пере­ме­щаться с места на место.

 

питтам пангу капхам пангу пангаво малакавалаха

вайута йатра нийанте татра гаччханти медхават

 

(Шарангадхара Самхита 1.5.25)

 

«Нечистоты, Питта доша и Капха доша неподвижны, по организму их движет Вайу, как и нечистоты, и другие части тела, подобно тому, как ветер го­няет облака по небу».

 

Из трех гун материальной природы, Страсть доминиру­ет у Вата доша, Благость - у Питты, а Невежество - у Капхи.

Для более удобного рассмотрения нормальных физических качеств Тридоша смотрите таблицу 3.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1259 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2115 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.