Большинство людей живет в определенной удобной зоне приемлемого поведения. Они научились в основном делать то, что знакомо и безопасно. Они остаются в рамках своих границ. Они делают то, что уже известно и предсказуемо.
Большинство людей выглядят относительно здравомыслящими. В их жизнях есть определенная система и последовательность. Они могут объяснить свои действия, у них есть знакомые шаблоны поведения, и их направление действий довольно предсказуемо.
Распространенное представление о здравомыслии—то, что в него входят именно эти качества: быть "нормальным", последовательным, предсказуемым, уметь логически объяснять свои действия, делать то, чего ожидают другие и что они считают приемлемым.
Люди часто боятся всего, что находится за пределами этих норм. Всё необычное, непоследовательное, непредсказуемое, необъяснимое, из ряда вон выходящее часто считается опасным и безумным. Особенно то, что быстро движется, мощно, но совершенно непредсказуемо, могут легко посчитать сумасшедшим. Обычно люди встраивают небольшой элемент непредсказуемости в свои жизни. Несколько неожиданностей и немного таинственного придает вкус жизни. Разные люди выносят разные степени непредсказуемости. Но почти всегда есть предел, который нельзя пересечь без страха сумасшествия.
Ну а всё это на самом деле поставленный с ног на голову взгляд на мир. Фиксированность и ограничение принимаются за здравомыслие. Неуправляемое движение принимается за сумасшествие.
Суть дела в том, что истинная природа вещей всегда подвижна. И если вы заглянете достаточно глубоко, человеческая логика всегда разваливается.
Попытки удерживать на месте то, что на самом деле движется—механика любого человеческого заблуждения. Создавать жесткие умственные структуры и делать вид, что они являются реальным миром.
Когда достаточно много людей соглашаются в определенном наборе ограничивающих идей, то они могут успешно убедить себя и других, что именно так всё и есть на самом деле.
Суживать свое мировоззрение до рамок определенной ограниченной реальности может быть довольно интересным и обучающим. Неприятности приходят, когда кто-то принимает это слишком серьезно и думает, что это единственный реальный мир.
Прямо над любой ограниченной реальностью и под ней находится неограниченная подвижная реальность. Это относится и к глубокому изучению общей физической реальности, и к глубокому изучению своей субъективной реальности.
В терминах физики, все твердые и плотные вещи, на которые мы смотрим, на самом деле не существуют, если мы присмотримся достаточно внимательно. "Стол" может казаться чем-то одним, что долгое время остается тем же самым. Но стол состоит из триллионов атомов в быстром и вроде бы беспорядочном движении. В столе даже не остаются одни и те же атомы, всё время прибывают новые и уходят старые. Если мы посмотрим еще внимательнее, мы увидим внутриатомные силы, которые движутся еще беспорядочнее. На внутриатомном уровне мы даже не можем сказать, что что-то действительно здесь существует, и нам может быть трудно указать, где заканчивается что-то одно и начинается что-то другое. Стол—это сложное постоянно изменяющееся собрание событий. Просто называть его "один стол"—это очень большое упрощение, хотя и очень удобное для людей.
Заглядывая внутрь ума, за внешний фасад правильного, упорядоченного, морального мышления, вы очень быстро обнаружите пузырящийся, кипящий океан таинственных, непредсказуемых, и вроде бы бессмысленных вещей. Многие люди очень крепко держатся, чтобы не выпускать этого наружу, но когда они на мгновение снимают свои защиты, оно проявляется. Именно здесь источник творчества.
Фрейдисты считали этот кипящий океан чем-то плохим, собранием злых, антиобщественных, самоубийственных стремлений, которые нужно контролировать и утихомиривать. У человечества были бы очень печальные перспективы, если бы это было правдой. К счастью, это не так. Извращенный взгляд, скорее тот, который считает внутреннюю духовную и творческую природу чем-то злым, что нужно подавлять.
Когда вы немного приоткроете давно закрытый предохранительный клапан, то на первый взгляд вас может обмануть то, что оттуда выйдет что-то не обязательно красивое. Если вы годами накапливали свои эмоции и затем вдруг откроете их, то это вполне может быть неуравновешенный взрыв сильной ярости. Когда действует сухой закон и кто-то получает ящик водки, то он возможно напьется. Когда люди временно покидают морально контролируемое место и приезжают в более вольное место, они часто предаются всем тем вещам, которых им обычно нельзя делать. Они могут курить наркотики и смотреть порнофильмы 24 часа в день, просто потому что вдруг им это можно.
Может происходить определенный процесс. Сначала, когда предохранительный клапан открывается, человек предается всему тому, что раньше подавлялось или отрицалось. Через некоторое время, когда он понимает, что может свободно делать это, дела уравновешиваются. И тогда человек может делать больше того, что он действительно хочет делать.
Миф о том, что людей нужно контролировать и подавлять, чтобы не выпускать их злых побуждений—опасная выдумка. Именно применение этого принципа приводит ко многим несчастьям в мире. Возьмите человека, годами подавляйте и контролируйте его, не давая ему говорить и делать то, что он хочет и чувствует, а затем вдруг дайте ему пулемет. Так вот, он может вдруг решить дать выход всему тому, чего он никогда не выражал, и это вполне может быть выражено с яростью.
Единственный способ действительно создать здравомыслящее общество—это признать исходную доброту в людях и позволить им самовыражаться. Заблуждение и насилие происходят от подавления и искусственного ограничения.
Если кто-то основательно подавляет людей, а затем дает им чуть-чуть свободы, то это действительно может быть опасно. Единственное безопасное действие—это освободить их полностью.
Можно делать это постепенно, поощряя людей выходить за пределы своих обычных шаблонов поведения и делать то, что не основано на существующих нормах; делать то, что им говорят внутренние порывы и интуиция, а не что говорят мораль и логика. Можно пробиться через разнообразные встречающиеся неудобства и ограничения. Можно сделать это в разных областях жизни. В конце концов личность научится свободно действовать без смущения и ограничений.
Только когда личность может свободно осуществлять любой вид действий, она может свободно предпочесть делать то, что ей больше всего нравится делать. И кстати, это всегда что-то конструктивное и приятное.