Ничего не происходит вообще. Всё происходит конкретно.
Одна из ваших основных задач как фасилитатора—улучшать контакт людей с тем, что на самом деле происходит. Вы помогаете им перейти из страны заблуждений, копий и общей неопределенности в страну восприятия и непосредственного переживания.
Какой бы вопрос вы ни задавали клиенту, рассчитывайте получить в ответ что-то, относящееся к переживанию. Лучше всего то, что клиент переживает прямо сейчас. Даже если мы говорим о прошлом или о будущем, можно пережить воспоминание или образ здесь и сейчас.
Если клиент дает вам только общие абстракции, нам нужно еще поработать. Если вы спрашиваете кого-то: "Как у вас идут дела?", и он отвечает: "О, довольно хорошо", то вы на самом деле не получили никакой информации. Этот человек не установил связи ни с чем внутри себя, а просто дал вам общие слова.
В цикл процессинга входит то, чтобы клиент поискал ответ внутри. И он ищет не просто слова. Он находит то, что он может воспринять прямо сейчас. И именно это действует в процессинге. Нам нужно, чтобы личность воспринимала всё больше и больше.
Из-за слов и языка иногда непросто узнать, что происходит, если вы в то же время не используете свои собственные восприятия. Клиент может дать вам, казалось бы, очень точные и конкретные описания и объяснения, но на самом деле они могут ни к чему не относиться. Слова полезны только тогда, когда они обозначают реальные явления.
Большинство людей приходят и описывают свою проблему в туманных искаженных общих словах и номинализациях. Что ж, во многом у них проблема именно из-за этого; они не видят того, что есть на самом деле.
Фасилитатор работает над тем, чтобы сделать неопределенности более конкретными, выводя на свет весь скрытый материал, определяя, что можно реально воспринять, и так далее. Это ценный процесс сам по себе. Но к тому же нам нужно знать, что здесь есть, прежде чем мы сможем принять решение, что с ним делать. В половине случаев ситуация исчезает, как только мы обнаруживаем, какая она на самом деле.
К: "Мой брак распадается"
Ф: "Что происходит?"
К: "Мой муж мне не доверяет"
Ф: "Откуда ты это знаешь?"
К: "Я видела, как он заглядывал в мою сумочку"
Ф: "Когда это было?"
К: "Вчера, когда я была на кухне"
Ф: "Как ты отреагировала на это?"
К: "Я ужасно рассердилась"
Ф: "Как?"
К: "Я подумала о том, чтобы уйти от него"
Ф: "Ты сделала картинки того, как ты уходишь от своего мужа?"
К: "Да"
Ф: "Что ты видишь?"
и так далее.
Даже если вы задаете общие вопросы, нужны не общие ответы. Если вы спрашиваете: "Откуда ты можешь общаться?", вам не нужны ответы типа: "Из всевозможных мест", "Из приятных мест", или "Из доверия и искренности". Прекрасно, если клиент дает такие ответы, но он от этого вряд ли что-то получает. Если он дает только общие ответы, нам нужно загнать его в угол и побудить его высказать, о чем он на самом деле говорит. В случае общего ответа часто можно спросить о примере: "Где, например?", "Где это может быть?", "Где ты уже делал это?"
Упражнение Þ Два студента играют роли фасилитатора и клиента. Клиент говорит общие слова и задача фасилитатора в том, чтобы попросить клиента быть более конкретным в смысле того, что воспринимается и переживается. |