Уважаемые родители!
Тема недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Народные праздники на Руси. Масленица».
В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого Поста называлась сыр-ною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».
Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник-«заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день».
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару».
Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».
Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни - покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник - Красная горка - традиционное время свадеб.
В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.
В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь - в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В «прощеное воскресенье» было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.